12 июня 2007 г. заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин в Мюнхене выступил с докладом на международной выставке «Транспорт и Логистика-2007». - 13.06.2007  12:49

12 июня 2007 г. заместитель Министра транспорта РФ Александр Мишарин в Мюнхене выступил с докладом на международной выставке «Транспорт и Логистика-2007».

Для конкуренции на международном рынке транспортных услуг необходимо создание по сути новой отрасли российской экономики – логистики, отметил в своем выступлении Александр Мишарин.

«Призванная оптимизировать направления грузопотоков и сроки доставки грузов, логистика становится одним из ключевых элементов повышения конкурентоспособности национальной экономики и реализации транзитного потенциала России, -- сказал Александр Мишарин. -- Именно уровень логистических издержек и рисков во многом определяет привлекательность России для транзита международных товарных потоков. Реализация транзитного потенциала России, действительно, позволит создать новую отрасль экономики».

Для этого, по словам Мишарина, необходимо сконцентрировать финансовые и организационные усилия на завершении процессов интеграции национальной транспортной сети в мировую транспортную систему через развитие существующих международных транспортных коридоров в европейской части России, а также через создание необходимой инфраструктуры на Востоке страны. Опираясь на ключевую особенность транспортной отрасли – экстерриториальность, сегодня на первый план выходит именно система организации перевозок. Развитие логистических технологий в современном мире становится одним из основных направлений в транспортной политике развитых стран. Вклад системы терминальных услуг логистической инфраструктуры во Внутренний Валовой Продукт (ВВП) страны может достигать сотен миллиардов долларов. По оценкам экспертов, для России этот показатель может превысить 2,7 триллиона рублей. Кроме этого, система перевозок формирует серьезную долю внетранспортных экономических эффектов.

В России, где источники сырья, центры производства и потребления удалены друг от друга и от внешних границ на тысячи километров, а внешнеторговый оборот играет существенную роль в формировании ВВП, уровень логистических издержек является одним из основных факторов, определяющих конкурентоспособность экономики.

Для привлечения дополнительных объемов грузопотоков на перспективу потребуются серьезные инвестиции в инфраструктуру, а также техническое и технологическое переоснащение транзитной системы, что позволит повысить ее производительность и, следовательно, сделать цены конкурентными. Мероприятия по развитию объектов транспортно- логистической инфраструктуры включены в комплексные инвестиционные проекты. По словам Мишарина, наиболее крупные логистические комплексы планируется создать в Московской области, Санкт-Петербурге, на базе Новороссийского и Мурманского транспортных узлов, в Екатеринбурге, в порту Находка. В прошлом году в рамках реализации подпрограммы «Развитие экспорта транспортных услуг» в Министерстве транспорта были проведены конкурсы на проектно - изыскательские работы по созданию транспортно- логистических узлов на общую сумму почти 500 миллионов рублей. Общая мощность введенных в эксплуатацию до 2010 года мультимодальных транспортно- логистических терминалов составит более 100 млн. тонн грузов в год.

Такой подход, по мнению замминистра, позволит сформировать конкурентоспособные сквозные пакеты транспортных услуг и интегрировать их в международные транспортно-логистические цепи, первоначально на базе обслуживания собственных экспортных и импортных грузопотоков. Сквозные комплексы транспортных услуг на территории России создадут конкурентоспособные условия на обслуживание азиатско-европейских грузопотоков на альтернативных международных маршрутах.

Для реализации этой задачи Минтранс разрабатывает «Концепцию формирования сети мультимодальных логистических центров Российской Федерации», в которой поэтапно будут сформулированы основные принципы, направления комплексного развития крупных транспортных коридоров. На первом этапе реализации этой концепции в 2007 г. в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» разрабатывается пакет мер, направленных на всесторонне развитие системы крупных транспортных коридоров. Указанный пакет будет включать в себя предложения по развитию нормативно-правовой базы в сфере государственно-частного партнерства, налоговой, тарифной и инвестиционной политики, международного сотрудничества, а также технической и технологической базы транспортной системы России.

По прогнозам, заложенным в ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 г.г.), доля контейнерных перевозок в России к 2010 году реально может увеличиться в десять раз. Но это произойдет только в том случае, если мы сможем ликвидировать узкие места в логистике. Для привлечения дополнительных объемов грузопотоков нужны инвестиции в инфраструктуру, техническое и технологическое переоснащение транзитной системы. И в этом направлении Минтранс России проводит целенаправленную работу. В частности, в ноябре прошлого года в Пусане (Корея) было подписано Межправительственное соглашение по сети Трансазиатских железных дорог (ТАЖД), которое дает реальную возможность претендовать на перевозку по территории Российской Федерации около 1% контейнерных перевозок Азиатского субконтинента. Существенным сдерживающим фактором здесь является низкая пропускная способность пограничных пунктов пропуска в Дальневосточном федеральном округе. В ближайшей перспективе их пропускную способность необходимо будет увеличить в 20 – 30 раз. Такая работа сегодня проводится, в том числе в рамках Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2003 – 2010 гг.).

«Мы разработали комплекс мероприятий, включающих в себя инвестиционные проекты по устранению разрывов на направлениях максимальной концентрации внешнеторговых и транзитных грузопотоков, создания альтернативных маршрутов, ускоряющих движение грузов и пассажиров в международном сообщении, -- сказал Александр Мишарин. -- Это создание новых автодорог, развитие сети аэропортов- хабов, организация системы внутреннего водного транспорта. Исходное целеполагание логистики должно стать основой программ развития и интеграции морских портов, железнодорожных линий, сухопутных и авиационных терминалов, а также других логистических объектов».