Госдума приняла в I чтении законопроект о морских портах в РФ - 14.06.2007  13:45

Госдума на пленарном заседании в пятницу рассмотрела два альтернативных законопроекта "О морских портах в РФ", которые были внесены правительством РФ и депутатами. Большинством голосов в первом чтении был поддержан депутатский вариант законопроекта.
Законопроект регулирует отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах РФ, устанавливает порядок строительства, открытия, закрытия, функционирования морских портов, основы государственного регулирования в морских портах, а также порядок осуществления в них хозяйственной деятельности.
В частности, решение о строительстве нового или расширении действующего морского порта принимает правительство РФ по представлению федерального органа исполнительной власти в области транспорта. Морскому порту может быть присвоено наименование как географическому объекту.
Морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов РФ. Порядок ведения Реестра разрабатывается федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и утверждается правительством РФ.
Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти разрабатывает и утверждает правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту, правила оказания услуг по обслуживанию судов в морском порту, правила оказания иных услуг, обычно оказываемых в морском порту.
Законопроектом устанавливается, что перечень услуг, которые оказываются в морском порту субъектами естественных монополий и цены (тарифы) на которые регулируются государством, утверждается правительством РФ. Тарифы на оказываемые в морском порту услуги, не относящиеся к сфере естественной монополии, определяются на договорной основе.
Находящиеся в федеральной собственности объекты инфраструктуры морского порта, относящие к недвижимости и не изъятые из оборота, могут быть объектами инвестиционных соглашений.
По инвестиционному соглашению инвестор обязуется в установленный срок произвести капитальный ремонт или реконструкцию объекта инфраструктуры морского порта и после ввода в эксплуатацию использовать объект в соответствии с его целевым назначением. Федеральный орган по управлению имуществом, или лицо, которому объект инфраструктуры морского порта принадлежит на праве оперативного управления или праве хозяйственного ведения, обязуется предоставить инвестору объект после его капитального ремонта или реконструкции за плату во владение и пользование на срок не менее 15 и не более 49 лет.
Затраты, произведенные инвестором в соответствии с инвестиционным соглашением, могут быть полностью или частично зачтены в счет его платы за владение и пользование этим объектом инфраструктуры морского порта. В случае, когда объектом инвестиционного соглашения является имущество, находящееся в аренде, арендатор имеет исключительное право на заключение инвестиционного соглашения.
Как сообщил журналистам вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, примерно 50% мирового грузопотока приходится на перевозки из Азии в Европу и обратно. "Евразийское географическое положение России дает массу преимуществ: мы можем осуществлять переброску грузов как с Севера на Юг, так и с Востока на Запад. Однако столь уникальные условия до сих пор не приносят заметных прибылей", - сказал он.
По его словам, так как оснащенность российских торговых портов не соответствует структуре и объемам внешнеторговых и транзитных грузопотоков, а все процедуры сверх меры забюрократизированы, то почти 30% отечественных грузов отправляются через иностранные порты. "Миллиарды рублей, в буквальном смысле слова, уплывают от России к соседям", - отметил В. Катренко.
По мнению депутата, принятый законопроект призван урегулировать деятельность российских морских портов, а, следовательно, повысить их конкурентоспособность. В документе разграничены полномочия между органами власти на территории порта, определены основные группы услуг и перечень портовых сборов, прописаны права и обязанности сторон при перевалке грузов, зафиксированы требования к опасным грузам. Принципиальным является запрет на передачу в частную собственность портов иностранцам или лицам без гражданства. "Морская держава не может раздавать свои стратегические узлы для обогащения зарубежных предпринимателей", - подчеркнул В.Катренко.