Госдума приняла во втором чтении законопроект о портовых ОЭЗ - 12.10.2007  12:08

Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении поправки в закон "Об особых экономических зонах в РФ" (ОЭЗ) и отдельные законодательные акты РФ, касающиеся создания портовых ОЭЗ.

Законопроектом предусматривается, что портовые ОЭЗ создаются на территориях морских портов и речных портов, открытых для международного сообщения и захода иностранных судов, территориях аэропортов, открытых для международных воздушных перевозок. Портовые ОЭЗ не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

Портовые ОЭЗ создаются на участках территории, площадь которых составляет не более чем 50 кв. км.

На момент создания портовой ОЭЗ земельные участки, образующие эту зону, могут находиться во владении или в пользовании граждан или юридических лиц.

Портовая ОЭЗ создается на срок в 49 лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

В случае заключения соглашения об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ предусматривается осуществление деятельности по строительству и реконструкции объектов порта. При этом резидент ОЭЗ обязан в течение всего срока действия соглашения осуществить капитальные вложения в сумме не менее 100 млн евро.

В соответствии с законопроектом в случае расторжения соглашения об осуществлении деятельности в портовой ОЭЗ резидент вправе распорядиться объектами, принадлежащими ему на праве собственности, путем продажи их лицу, зарегистрированному в качестве резидента портовой ОЭЗ.

Кроме того, поправками в закон об ОЭЗ предусматривается, что земельные участки для создания туристско-рекреационной ОЭЗ могут относиться к землям лесного фонда, землям особо охраняемых территорий, в том числе землям национальных парков.

Как сообщил журналистам вице-спикер Госдумы Владимир Катренко, российские регионы с нетерпением ждут вступления в силу этого законопроекта. "Наши транспортные узлы пока радуют только конкурентов. Если у наших соседей транспортные издержки в структуре себестоимости продукции составляют не более 8%, то в России целых 20%", - сказал он.

По словам В.Катренко, чтобы отечественная транспортная сеть догнала зарубежных конкурентов, в законопроекте предусмотрено упрощение и прозрачность процедур оформления разрешений для начала оказания портовых услуг, налоговые льготы, внешнеторговые преференции, снижение арендной платы за пользование землей и производственными помещениями, а также предоставление различных форм субсидий за счет бюджетных средств.

Принимая во внимание длительный период окупаемости портового хозяйства и высокую стоимость его основных фондов, а также нынешние условия ведения бизнеса, авторы законопроекта предлагают зафиксировать увеличение до 49 лет срока, на который предлагается создать свободные портовые зоны, отметил вице-спикер.

Кроме того, в законопроекте содержатся меры, которые помогут ликвидировать неразвитость авиационной инфраструктуры, поскольку у потенциальных инвесторов появятся дополнительные стимулы для строительства новых воздушных портов.

"Документ, безусловно, активизирует внешнеторговую деятельность и умножит объемы экспорта, значительно улучшит деловой климат, создаст дополнительные рабочие места, обеспечит приток прямых иностранных инвестиций в экономику РФ", - считает В.Катренко.

По его мнению, "результаты появления портовых особых экономических зон не заставят себя ждать". "Если у порта, функционирующего в обычном режиме, рост грузо- и пассажиропотока составляет примерно 5% в год, то в условиях экономической свободы эти показатели устремятся к цифре 25%. Наличие портовых особых экономических зон гарантировано увеличит экспорт товаров и услуг на 20%, а в России потенциал настолько велик, что рост экспорта портовых услуг может составить от 50% до 100%", - полагает вице-спикер.