Инвестпроекты в сфере судостроения будут определены в I полугодии 2008 г. - 09.11.2007  10:25

Инвестиционные проекты, которые будут реализовываться в сфере судостроения, будут отобраны правительством вместе с ВЭБом в первом полугодии 2008 года, сообщил министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко.

"Мы объявили открытые конкурсы по строительству новых верфей в трех регионах, средств на это из бюджета нет и не должно быть, здесь важно привлекать институты частно-государственного партнерства", - сказал В.Христенко в на брифинге по окончании заседания правительства.

Министр сообщил, что ВЭБ выбран в качестве одного из основных участников процесса по отбору проектов, связанных со строительством новых верфей и расширению операций по лизингу в судостроении.

В.Христенко заметил, что Россия, в первую очередь, заинтересована в создании танкеров водоизмещением 140-160 тыс. ледового класса для работы на внутреннем рынке. "Это точно необходимо для Балтики, северных морей, дальневосточных морей", - сказал он.

По словам министра, на строительство верфей потребуется 2,5-3 года, а для того чтобы они начали производить достойные суда, еще от года до трех. "Чтобы максимально попасть в удовлетворение спроса, мы предполагаем привлекать партнеров, уже завоевавших место на рынке, но только с переносом сюда их передовых технологий", - сказал министр.

В.Христенко сообщил, что до 2015 года, в соответствии с ФЦП по развитию гражданского судостроения, планируется выпустить 30-35 штук разведочных и добывающих платформ для работы на шельфе. "Это не так много, но если визуально представить эти платформы, то эти 30-35 штук превращаются в $15-20 млрд", - сказал он.

Министр уточнил, что такая гигантская, сложнейшая техника пользуется большим спросом в мире. Кроме того, к ней потребуется и вспомогательная техника. В частности, он привел пример Приразломного месторождения, для которого строится платформа стоимостью $1,5 млрд. Однако ее эксплуатация потребует строительства еще двух вспомогательных танкеров, которые могут быть одновременно и ледоколами. "По стоимости такое судно значительно отличается от стоимости обычного танкера", - заметил В.Христенко.

Таким образом, подчеркнул глава Минпромэнерго, можно ожидать мультипликативного эффекта для судостроения от строительства 30-35 платформ.

В.Христенко заметил также, что очень интересным и необходимым является строительство газовозов. "Думаю, мы будем приобретать технологии для производства танкеров, но отрабатывать свои технологии по газовозам и танкерам особого ледового класса, сопроводительным судам и платформам", - сказал В.Христенко.

По словам министра, на реализацию ФЦП в 2009-2016 годах предусмотрено выделить 140 млрд рублей, 90 млрд из которых - из федерального бюджета.

"Эти средства будут направлены на обеспечение нового технологического этапа развития судостроения, прорывные технологии для обеспечения российской потребности в судах", - сказал он.

В первую очередь, речь идет об освоении шельфа, специальных морских средствах по его освоению, платформах и вспомогательных судах. Средства будут направляться как на разработку новых технологий, так и на приобретение лицензий на технологии, которые будет признано целесообразным купить.

"Весь комплекс мероприятий должен позволить к 2015 году увеличить в 2,2-2,5 раза объем производства, в 3 раза увеличить производительность труда, снизить трудоемкость и сроки, поднять судостроение на уровень передовых стран", - сказал министр.

Акцент при этом будет делаться на производство сложной морской техники, рассчитанной на потребности внутреннего рынка. Это связано как раз с освоением сложных шельфовых месторождений, с непростыми климатическими условиями.

"Сложные суда - это та ниша, которую должно занять российское судостроение на внутреннем рынке, а также выходить с ним на внешние рынки", - сказал В.Христенко.