Затонувшие в Керченском проливе суда занимались контрабандой - украинский эксперт - 27.11.2007  14:46

Причиной недавних кораблекрушений в Черном море стало то, что судовладельцы и капитаны в целях экономии переваливали грузы не в портах, а прямо в Керченском проливе, по которому проходит граница между Украиной и РФ, считает директор керченского НИИ рыбного хозяйства и океанологии (ЮгНИИРО) Борис Панов.

"Мы десятки раз говорили - это недопустимо! И вот, пожалуйста, рванула бомбочка. Ведь если бы не было этой перегрузки, никто бы не утонул. Почему там скопилось 150 судов? Потому что там идет перегрузка миллионов тонн всевозможных грузов", - сказал Б.Панов в интервью еженедельнику "Зеркало недели".

По его мнению, "в этом задействованы и украинские суда, и российские - чтобы не платить портовые сборы, не проходить соответствующие проверки". "Конечно, там ходят, проверяют и пограничники, и таможенники, и мы периодически там съемки делаем, но пока аварии не было, никто особо не реагировал", - отметил Б.Панов.

Он также подчеркнул, что Керченский пролив не входит ни в одну программу регулярного мониторинга. "Оперативного мониторинга нет. Причем нет полной и достоверной информации ни с нашей стороны, ни с российской, заключений специалистов нет - все какие-то разговоры", - сказал эксперт.

Вместе с тем, как пишет газета, прокурор Крыма Виктор Шемчук "подтвердил слухи о том, что причина популярности рейдовой перевалки грузов - контрабанда". "Но об объемах контрабанды ничего конкретно сказать не могу. На моей памяти ни один контролирующий орган не направил ни одного материала по каким-либо нарушениям законодательства по рейдовой перевалке. Так что, кто там в теме, а кто в доле - сказать не могу", - отметил прокурор.

Между тем в воскресенье в Киев прибыла Группа европейских экспертов, направленных Европейской комиссией после запроса украинских властей о помощи в связи с кораблекрушениями в Керченском проливе.

На Украину прибывают эксперты из Центра информации и мониторинга (ЦИМ), которые отвечают за гражданскую защиту и предотвращение морских загрязнений, говорится в пресс-релизе, распространенном Европейской комиссией в Брюсселе в воскресенье.

11 ноября в результате штормового ветра (до 32 м/с) и волнения моря (6-7 баллов, высота волны 5 метров) в Керченском проливе и акватории Черного моря потерпели крушение 12 судов, из них восемь российских. Затонуло четыре судна (в частности, три российских сухогруза "Вольногорск", "Нахичевань", "Ковель"); были сорваны с якорей и сели на мель шесть судов (в частности, три российских баржи "Дика", "Диметра", плавкран "Севастополец"); получили повреждения два российских танкера "Волгонефть-123" и "Волгонефть-139".

По предварительным данным, из танкера "Волгонефть-139" в воду попало около 2000 т мазута. На борту сухогруза "Вольногорск" находилось 2,436 тыс. тонн серы, на борту "Нахичевани" - около двух тысяч тонн серы.