Предварительные итоги работы транспортного комплекса - 20.12.2007  13:26

В развитии экономики Российской Федерации наступил этап, когда транспортная отрасль должна перейти от поддержания в нормативном состоянии и модернизации инфраструктуры к ее развитию на основе инновационного и технологического прорыва. Об этом позволяют говорить предварительные итоги реализации Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на период 2002 — 2010 гг.» и в целом работы транспортного комплекса России в 2007 году.

В уходящем году налоговые поступления в российский бюджет от деятельности всех отраслей транспорта составили 286,1 млрд. рублей. Поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет от перечисления дивидендов по федеральным пакетам акций транспортного комплекса за 2006 год составили 2,33 млрд. рублей. Объем инвестиций в основной капитал в транспортном комплексе в 2007 г. вырос по сравнению с 2002 г. на 43% и достиг 770,7 млрд. рублей.

По предварительным оценкам, в 2007 г., по сравнению с 2002 г., грузооборот вырастет на 29 % и составит 2445,5 млрд. тонно-километров. Пассажирооборот транспорта общего пользования, включая городской электрический, в 2007 г. составит 484,7 млрд. пассажиро-километров или 103,45% к уровню 2002 г. Объем перевалки грузов в морских портах и других стивидорных компаниях в 2007 г. вырастет по сравнению с 2002 г. на 78 % и составит 464,0 млн. тонн, что превышает максимальный объем перевалки грузов портами Советского Союза в 1989 г. – 403 млн. тонн.

За последние годы значительно возросла роль автомобильного транспорта во внешней торговле. Перевозки грузов автомобильным транспортом между Россией и зарубежными странами увеличились по сравнению с 2005 г. почти на 9%, составив 36,5 млн. тонн. Доля отечественных перевозчиков в освоении российской грузовой базы автоперевозок достигла 40 %. Автотранспортный рынок России в стоимостном выражении составляет порядка 3 трлн.800 млрд. руб. в год и является одним из емких по сравнению с другими отраслями экономики.

В уходящем году были созданы условия для эффективной работы транспортных предприятий и организаций. Так, в 2006 г. прибыль до налогообложения крупных и средних организаций транспортного комплекса по видам экономической деятельности составила 104 млрд. рублей. Экспорт транспортных услуг в отраслях транспортного комплекса за 2006 г. по сравнению с 2005 г. увеличился на 10,5 %, составив 8606 млн. долларов США. Согласно прогнозам, в 2007 г. прирост экспорта транспортных услуг превысит 30%.

В 2007 г. инвестиционные проекты транспортного комплекса стали лидерами первого блока проектов для финансирования с привлечением средств Инвестиционного фонда. Были задействованы механизмы, направленные на прозрачность и публичное обсуждение проектов. Суммарные капитальные вложения в развитие транспортной инфраструктуры по этим проектам в прогнозируемом периоде составят 268,2 млрд. рублей, в том числе 120,5 млрд. рублей из средств Инвестиционного фонда РФ. Большинство проектов реализуется за Уралом, что позволит в ближайшее время сформировать транспортную основу для ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока. В целом реализация Программных проектов позволит существенно увеличить основные объемные показатели транспортной инфраструктуры.

Федеральным агентством железнодорожного транспорта были заключены 3 инвестиционных соглашения на общую сумму 512 млрд. руб., из них средств Инвестиционного фонда – 99 млрд. руб. (19%). На развитие железнодорожной инфраструктуры будет направлено 57,5 млрд. руб., или 58% от инвестиций в транспортную инфраструктуру, предусматриваемую к строительству по данным проектам. В рамках проектов предусмотрено строительство железнодорожной линии Нарын-Лугокан в Читинской области (375 км) совместно с ОАО «ГМК «Норильский Никель»; строительство железнодорожной линии Карабула - Ярки (43,7 км) в рамках проекта «Комплексное развитие Нижнего Приангарья»; строительство железнодорожной инфраструктуры для развития комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске, Республика Татарстан.

По Федеральному дорожному агентству были объявлены концессионные конкурсы по четырем крупнейшим по значимости и объему инвестиций дорожным проектам. Так, общий объем инвестиций в проект платной скоростной автомагистрали «Западный скоростной диаметр» в Санкт-Петербурге общей протяженностью 46,4 км составит 99,952 млрд. рублей, в том числе за счет Инвестиционного фонда - 32,099 млрд. рублей, за счет бюджета Санкт-Петербурга - 16,646 млрд. рублей. Общий объем инвестиций в проект скоростной автомобильной магистрали Москва – Санкт-Петербург на участке км 15 – км 58 общей протяженностью 43 км составит 54,933 млрд. рублей, в том числе за счет Инвестиционного фонда - 25,798 млрд. рублей.

Общий объем инвестиций в проект Орловский тоннель под рекой Невой в Санкт-Петербурге составит – 31,673 млрд. рублей, в том числе за счет Инвестиционного фонда - 10,333 млрд. рублей, за счет бюджета Санкт-Петербурга - 10,264 млрд. рублей. Общий объем инвестиций в строительство нового выхода на Московскую кольцевую автодорогу с федеральной автодороги М-1 «Беларусь» Москва – Минск протяженностью 19,5 км составит 17,257 млрд. руб., в том числе 10,007 млрд. руб. за счет Инвестиционного фонда. Кроме того, Правительство РФ приняло решение о выделении средств на проектирование платных автомобильных дорог М-4 "Дон" на участках 21 км - 117 км и 330 км - 464 км и "Краснодар - Абинск - Кабардинка" (186,6 млн рублей и 1158,6 млн. рублей соответственно).

В течение 2007 г. Правительственная комиссия одобрила реализацию четырех проектов, имеющих транспортную составляющую, которые будут финансироваться с привлечением средств Инвестфонда. Были одобрены проекты «Урал Промышленный – Урал Полярный»; «Организация скоростного движения пассажирских поездов на участке Санкт-Петербург - Хельсинки»; «Строительство скоростной автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург на участке км 58 – км 684 (с последующей эксплуатацией на платной основе)»; «Комплексное развитие Южной Якутии».

Эффективное и динамичное развитие транспортной инфраструктуры неразрывно связано с дальнейшим совершенствованием нормативно-правового регулирования в этой сфере. Одной из приоритетных задач стало формирование адекватной современным условиям нормативно-правовой базы, как по видам транспорта, так и в целом по отрасли. Результатом плодотворной совместной работы с Государственной Думой и Советом Федерации стало принятие в 2007 г. ряда важнейших для транспортной отрасли законов.

Так, с принятием законов «О транспортной безопасности», «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», «О морских портах в Российской Федерации», «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации (в части страховых выплат)», «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в Российской Федерации» (принят в первом чтении), а также Постановлений Правительства РФ «О порядке установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог» и «О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета» практически полностью сформирована современная законодательная база транспортной отрасли.

В следующем году продолжится работа над законопроектами, внесенными Министерством в 2007 г. в Правительство РФ: «Устав о дисциплине работников морского транспорта»; «Устав о дисциплине работников внутреннего водного транспорта»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О наименовании географических объектов»; «О внесении изменений в статью 87 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (в части лоцманской проводки судов)»; «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенция № 185)». В планах Министерства также разработка двух новых законопроектов: «О внесении изменений в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках».

В июле 2007 г. Минтрансом были утверждены и зарегистрированы в Минюсте России «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». Новые Федеральные правила отменяют действие правил перевозки пассажиров, багажа и грузов на воздушных линиях СССР и направлены на совершенствование обслуживания пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. В новых правилах в полной мере раскрыт принцип Варшавской Конвенции о том, что утрата или неправильность оформления билета не влияют ни на существование, ни на действительность договора воздушной перевозки. Новые правила устанавливают обязанность перевозчика предоставлять пассажирам (грузоотправителям) полную и достоверную информацию об условиях воздушной перевозки на всех ее этапах, определяют требования к обслуживанию пассажиров в аэропорту и на борту воздушного судна. Кроме того, новыми правилами разрешаются проблемы, связанные с задержкой или отменой рейсов.

Кроме того, приказом Министра транспорта РФ установлена форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации и на железнодорожном транспорте. С будущего года бухгалтерии предприятий и организаций смогут принимать его в качестве платежного документа. Использование электронного билета создаст дополнительные удобства для пассажиров, а также позволит авиакомпаниям и ОАО «РЖД» сэкономить значительные средства. В августе 2007 года вступили в силу новые "Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров". Правила введены в соответствии с рекомендациями Международной организации гражданской авиации (ICAO). Наиболее существенное изменение в Правилах коснулось провоза жидкостей в ручной клади.

Также следует отметить, что на заседании Правительства РФ одобрена Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. Реализация долгосрочной программы развития железнодорожного транспорта позволит обеспечить рост экономики страны по сценарию инновационного развития.

Одним из приоритетов Министерства транспорта является реализация программы по строительству внеклассных мостовых сооружений, предусматривающей завершение строительства внеклассных мостов через крупные реки. В 2007 г. были сданы: мост через р. Кигач (пограничный переход в Казахстан), строительство которого велось с 2005 г.; 1 пусковой комплекс моста через р. Ангара (Иркутск), строительство велось с 1999 г.; 1-я очередь реконструкции мост через р. Ока (Калуга), строительство — с 2006 г.; мост через р. Вятка (Кировская обл.), строительство — с 2002 г.), а также вторая очередь Большого Обуховского моста через р. Неву в Санкт-Петербурге. Кроме того, была открыта первая очередь автодорожной развязки в г. Королев Московской области, а также Пулковская развязка и сквозное движение по Кольцевой автомобильной дороге до Таллинского шоссе в Санкт-Петербурге.

В апреле 2007 года приказом Министра транспорта И.Е. Левитина в Минтрансе России образован Общественный совет Министерства транспорта Российской Федерации. Целью создания Общественного совета стало всестороннее взаимодействие Минтранса России с общественностью и обеспечение коллегиальности в решении вопросов развития транспортной инфраструктуры, качественного обслуживания населения и грузовладельцев, совершенствование вопросов геодезии и картографии.

23 марта этого года был поднят Государственный флаг РФ на атомном ледоколе «50 лет Победы» и подписан акт приема ледокола Государственной комиссией. Атомный ледокол «50 лет Победы» был заложен на стапеле Балтийского завода в октябре 1989 г., на воду спущен в конце 1993 г. «50 лет Победы» — самый крупный атомный ледокол в мире. На ледоколе установлены два ядерных реактора, экипаж судна около 120 человек.

14 мая 2007 г. началось регулярное сообщение между портами Кавказ (Россия) и Поти (Грузия). Паромная переправа Кавказ-Поти - наиболее короткое транспортное сообщение между Россией и Арменией. Открытие паромного сообщения, в частности, позволит Республике Армения максимально реализовать транзитные и транспортные потребности.

В течение года Минтрансом России проводилась работа по объединению ОАО «Совкомфлот» и ОАО «Новошип». В июне 2007 г. Президент России подписал указ о слиянии двух судоходных компаний. Кроме того, в соответствие с Указом Президента РФ, в уставный капитал ОАО "Совкомфлот" внесены находившиеся в федеральной собственности 50,34% акций ОАО «Новошип». Объединенная судоходная компания станет крупнейшей в России и третьей по величине среди танкерных предприятий мира.

Следует отметить и значимые события в области гражданской авиации. Так, в 2007 г. были подписаны Соглашения о воздушном сообщении между Правительством РФ и Правительством Королевства Саудовской Аравии, между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба и между Правительством Российской Федерации и Правительством Объединенных Арабских Эмиратов.

В Федеральном агентстве воздушного транспорта начала работу круглосуточная служба «Горячая линия». Цель службы — помощь авиапассажирам при возможном возникновении сбойных ситуаций в процессе выполнения российскими авиакомпаниями международных чартерных пассажирских рейсов.

В мае 2007 г. в Сочи прошла первая национальная транспортная выставка и международный транспортный форум «Транспорт России-2007». 118 участников выставки представили авиационный, железнодорожный, автомобильный, морской транспорт, геодезию и картографию. Международный транспортный форум и выставка призваны стать той площадкой, где ежегодно будут подводиться итоги развития отрасли, проходить презентации новых транспортных проектов, заключаться договоры и соглашения. Также в июне была открыта после завершения первой очереди реконструкции взлетно-посадочная полоса аэродрома аэропорта Сочи.

В августе 2007 г. в Москве прошла ХХIII Международная картографическая конференция, в работе которой участвовали более 1000 человек из 79 стран мира. Ученые, эксперты и специалисты ознакомились с деятельностью различных научных школ, университетов, представителей национальных картографических служб, а также компаний, чья деятельность связана с картографией и геоинформационными технологиями, геодезией, аэро- и космической съемкой.

Предварительные итоги 2007 г. позволяют расширить горизонт планирования действующей Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 г. Приоритетами новой редакции Стратегии должны стать скоординированная согласованная работа всех видов транспорта и увязка федеральных планов развития с региональными планами и программами. Новый формат Стратегии позволит разработать на ее основе схемы территориального планирования федерального транспорта, согласованные со схемами территориального планирования регионов и других отраслей в соответствии с комплексными программами развития, предусматривающими межвидовую увязку различных видов транспорта и повышение качества предоставляемых услуг. Практическим механизмом реализации Стратегии станет федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы Российской Федерации на период 2010-2015гг.», которую предполагается представить в Правительство Российской Федерации в мае 2008 г.