Сомалийские пираты захватили буксир, следовавший на Сахалин - 04.02.2008  12:47

В Индийском океане идет операция по спасению захваченного пиратами судна, на борту которого находятся четверо граждан России. Захват российского буксира под командованием капитана-англичанина произошел 1 февраля у берегов Сомали, однако известно об этом стало только в воскресенье. Сейчас корабль находится в порту Могадишо. Судовладелец попросил помощи у англичан для спасения экипажа и судна.

Новый ледовый буксир-кантовщик "Свитцер Корсаков" (компания-судовладелец «Свитцер») следовал по маршруту Санкт-Петербург – Сингапур – Сахалин для работы на шельфовом проекте "Сахалин-2". Буксир был зафрахтован компанией "Сахалин Энерджи", ведущей добычу нефти и газа на шельфе Охотского моря. "Свитцер Корсаков" предназначался для работы в порту Пригородное на берегу залива Анива на швартовке танкеров-гигантов.

Судно было спущено на воду в декабре прошлого года и следовало из Санкт-Петербурга под флагом Сент-Винсента и Гренадины на Сахалин. В Сингапуре буксир должен был поменять флаг на российский. Еще один корабль, следовавший с буксиром - "Свитцер Буссе" – шел поодаль.

При выходе из Аденского залива 1 февраля в 13.17 по Гринвичу на "Свитцер Буссе" с захваченного пиратами буксира "Свитцер Корсаков" поступил сигнал тревоги.
О происшествии оповестили компанию-судовладельца и корабль НАТО, находившийся поблизости, в Индийском океане. Однако корабль стран альянса не смог помешать захвату. Второй буксир «Свицер Буссе» продолжил свой путь на Сахалин.

На борту захваченного корабля «Свитцер Корсаков» находятся четыре россиянина и двое англичан. Капитан судна и старший механик – граждане Великобритании (капитан – англичанин и старший механик - ирландец). Остальные четверо – россияне, жители Сахалина. Это мастер Николай Березовский, второй механик Александр Речкунов и два матроса Петр Симочкин и Евгений Комков.

«Семьи моряков уже оповещены о ЧП, руководство компании сейчас занимается переговорами с похитителями», - сообщили представители компании-судовладельца. Капитану судна удалось позвонить в центральный офис компании-владельца судна в Копенгагене.

В ходе двухминутной беседы капитан успел сообщить, что все шестеро членов экипажа находятся на борту судна и чувствуют себя хорошо.
«Угрозы жизни экипажа нет. Все необходимое для нормальной жизнедеятельности на борту судна имеется», - сообщили журналистам в Сахалинском спасательном центре.

Согласно приборам слежения, после захвата курс «Свитцер Корсаков» был изменен на курс следования вдоль побережья государства Сомали в район морского порта Могадишо. По данным Сахалинского спасательного подцентра, к утру понедельника корабль уже прибыл в порт Могадишо. Оператор буксира «Свитцер Корсаков» подтвердил эту информацию информагентству «Сахалин-Курилы», однако от других комментариев в компании отказываются, опасаясь, что это может навредить экипажу.

Сторона, захватившая судно, пока никаких требований не выдвигает. В ночь на понедельник появилась информация, что экипаж освобожден, однако позже эти данные не подтвердились. Как сообщает РИА «Новости», в понедельник владелец судна начал переговоры с захватчиками. По данным "Интерфакса", компания "Свитцер" попросила помощи у одной из британских компаний, специализирующейся на разрешении подобных конфликтов, чтобы та оказала содействие в урегулировании ситуации. По данным представителя МИД РФ в Южно-Сахалинске Владимира Носова, "Свитцер" считает, что сможет освободить судно с экипажем без вмешательства официальных властей.

В связи с захватом буксира помощник главкома ВМФ России, капитан первого ранга Игорь Дыгало в воскресенье заявил о готовности противостоять пиратам и необходимости присутствия в связи с этим боевых кораблей ВМФ России в Мировом океане.
По его словам, в случае присутствия российских кораблей в местах, где существует наибольшая опасность пиратства, риски подобных нападений там будут значительно ниже.

То, что восточное африканское побережье - зона повышенного риска, морякам известно давно. Пираты, как правило, захватывают суда, доставляющие продовольственную помощь на Африканский Рог. Караваны судов здесь сопровождают боевые корабли. Но это не отпугивает захватчиков с черного континента. Прошлым летом другой датской фирме за освобождение своего сухогруза и команды пришлось заплатить филибустьерам выкуп в полтора миллиона долларов.

Последнее нападение на российское судно у побережья Африки произошло в мае 2006 года. Тогда пираты напали на россйский танкер "Шкотово" в 60 милях от западноафриканского порта Конакри (Гвинея). К судну, лежащему в дрейфе, подошли два быстроходных катера. Шесть вооруженных пиратов высадились на борт, забрали судовую кассу и покинули танкер. В момент нападения на борту находилось 19 членов экипажа и переводчик. Никто из членов команды не пострадал.

Напомним, что до сих пор неизвестна судьба еще одного российского судна. Сухогруз «Капитан Усков», исчезнувший в Восточно-Китайском море 20 января с 17 членами экипажа на борту, по одной из версий, тоже был захвачен пиратами. Грузовой теплоход под флагом Камбоджи вышел 15 января 2008 года из порта Находка в Гонконг. Сухогруз перевозил 4,5 тонны металла. Однако 24 января в порт назначения корабль так и не прибыл. По одной версии, смещение груза во время шторма привело к почти мгновенному затоплению судна. Впрочем, другая версия о захвате также не исключается – на поверхности воды в зоне поисков не найдено никаких следов сухогруза.