На открытом заседании Коллегии Министерства транспорта Российской федерации, Первый заместитель Председателя Правительства РФ Сергей Иванов подвел итоги за 2007 год в морской и речной сфере. - 04.04.2008  15:29

«В 2007 году морской транспорт в целом удовлетворил спрос на перевозки грузов и пассажиров. – Заявил Сергей Иванов – Объемы перевозок грузов морским транспортом в 2007 году составили 26,7 млн. тонн (105,1 % к уровню 2006 года), грузооборот — 61,9 млрд. т-км. (100,6 % к уровню 2006 года). Пассажирские перевозки на морском транспорте в 2007 году с учетом перевозок портофлотом составили, по оценочным данным, 1,4 млн. пассажиров (100,0 % к уровню 2006 года). Завоз грузов в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности осуществлялся в соответствии с договорами, заключенными между судоходными компаниями и получателями продукции. В районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности морским транспортом завезено 3,4 млн. тонн, что составляет 90,1 % к уровню прошлого года. Все предъявляемые к перевозкам грузы своевременно обеспечивались тоннажем и доставлялись получателям.
Россия среди других Морских держав занимала в 2007 году 30 место по тоннажу флота, если исходить из формальной регистрации судов под национальным флагом, но фактически - по общему тоннажу всего контролируемого флота, то есть с учетом судов российских судовладельцев под «удобными» флагами — наша страна, по подсчетам иностранных экспертов, находится на 13-м месте в мире, после Великобритании, Дании и опережая такие страны как Италия, Турция. Общее количество судов морского транспортного флота, контролируемого Россией, по состоянию на начало 2008 года составляло 1518 судов общим дедвейтом 15,4 млн. тонн, из которых 62,4% тоннажа эксплуатируется под иностранными флагами. В 1992 году эта величина составляла только 18,4%. В 2007 году флот судоходных компаний морского транспорта пополнился 16 новыми судами транспортного флота общим дедвейтом около 1,3 млн. тонн. В 2008 году запланированы поставки ещё 27 судов транспортного флота суммарным дедвейтом около 1,6 млн. тонн.
В 2007 году объём перевалки грузов в морских портах составил 451 млн. тонн, что в 2,5 раза больше, чем в начале 90-х годов. Сегодня портами России переваливается грузов больше, чем всеми портами Советского Союза в конце 80-х гг. При сохраняющихся темпах объёма экспорта и благоприятной ценовой конъюнктуре на сырьё объём перевалки грузов в морских портах России к 2010 году должен достигнуть 540 млн. тонн. Всего за 2007 г. переработано российских грузов в морских портах России, Балтии и Украины 568,0 млн. т (из них: сухих — 253,0 млн. т, наливных — 315,2 млн. т), что на 8,3 % больше, чем в 2006 г. В том числе, объем переработки грузов в морских портах России вырос на 7,2 % до 451,0 млн. т, из них внешнеторговых — на 8,0 % до 427,0 млн.т. Объем переработки российских грузов в морских портах Балтии и Украины вырос на 12,6 % до 117,1 млн. т.
На внутреннем водном транспорте особое значение придавалось финансированию поддержания в работоспособном состоянии объектов инфраструктуры внутренних водных путей, а также других мероприятий по обеспечению безопасных условий судоходства. На эти цели в 2007 году направлено 9,7 млрд. рублей. Протяженность внутренних водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов составила 43,6 тыс. км. В результате выделения дополнительного финансирования до 29,9% увеличилась доля эксплуатируемых внутренних водных путей с освещенной и отражательной обстановкой от общей протяженности внутренних водных путей. Объем финансирования мероприятий подпрограммы «Морской транспорт» ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» составил в 2007 году 8,9 млрд. рублей или на 7,2% больше, чем в 2006 году.
Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом в навигацию 2007 года составил 152,4 млн. тонн (109,4 % к уровню 2006 года), грузооборот — 83,7 млрд. т-км (96,5 % к уровню 2006 года). Из общего объема перевозки во внутреннем сообщении составили 131,3 млн. тонн (117,4 % к уровню 2006 года), в заграничном сообщении — 21,1 млн. тонн (76,8 % к уровню 2006 года). В 2007 году в речных портах переработано 225,5 млн. тонн различных грузов, что составляет 117,6 % к уровню 2006 года. В том числе объем перевалки экспортных грузов составил 17,5 млн. т, импортных - 1,4 млн. т, внутренних — 206,6 млн. т. При этом переработка экспортных грузов выросла на 21,5 %, импортных — на 16,7 %, внутренних — на 17,3 %».

Также Сергей Иванов особо выделил проблему страхования морских грузоперевозок.
«Мы договорились, что в 2008 году Министерство транспорта внесет новый законопроект о страховании перевозок морским и речным транспортом опасных с точки зрения экологии грузов, и прежде всего – нефтепродуктов. Нынешняя система нас просто устроить не может» - заявил Сергей Иванов.
Зампред Правительства выразил особую озабоченность тем, что на данный момент страхуется только стоимость груза, и в случае аварии – ликвидация последствий полностью ложится на плечи государства.
«Так не пойдет! Во всем мире существует система экологической ответственности – добавил в завершении темы Сергей Иванов, при этом напомнив о последствиях катастрофы в Азовском море, - Государство, практически за свой счет прибиралось, а должно прибираться за счет перевозчиков!»
В ходе заседания Коллегии, тема страхования грузоперевозок поднималась неоднократно, практически всеми выступающими, которые, так или иначе причастны к морскому или речному ведомствам.