Общее собрание АРЭ

Имидж экспедитора на подъеме


В Москве в Президент-отеле состоялось ежегодное общее собрание Ассоциации российских экспедиторов. Дирекция АРЭ отчиталась о работе за период с 16 февраля 2005 года по 19 апреля 2006 года. Основной темой выступлений на собрании стал вопрос о том, что на российском рынке должны работать только высокопрофессиональные, надежные транспортно-экспедиторские компании с высокой репутацией и положительным опытом работы. Показатель такой надежности сегодня – членство в АРЭ, получение дипломов ФИАТА и сертификатов соответствия Ассоциации российских экспедиторов.

Валерий АЛИСЕЙЧИК, президент Ассоциации российских экспедиторов

– Главным для нас в 2005 году было проведение Всемирного конгресса ФИАТА в Москве. Мероприятие очень важное, огромное и по затраченным усилиям, и финансовым средствам. С возложенными на нас обязанностями мы справились успешно: получено замечательное заключение о конгрессе от руководства ФИАТА, восторженно отзывались о конгрессе и национальные ассоциации, принимавшие участие в конгрессе, а это почти 80 стран мира. К сожалению, перед конгрессом сложилась такая ситуация, что некоторые чиновники из Минтранса даже предлагали его отменить. Случилось так, что в ходе подготовки конгресса был освобожден от своих обязанностей председатель оргкомитета по проведению конгресса вице-премьер правительства г-н Яковлев, а ведь по его кандидатуре председателя оргкомитета было решение Правительства РФ. Через некоторое время уходит со своего поста министр транспорта г-н Франк. То есть ушли ключевые люди, дававшие добро на конгресс и которые с высоты своего положения должны были оказывать существенную помощь в его проведении.
Пришлось срочно исправлять ситуацию. Нам очень помогла Москва, Юрий Михайлович Лужков. Мы встретились с ним, поговорили – на следующий день он издал распоряжение Правительства Москвы, в котором возложил на себя обязанности председателя орг¬комитета по проведению кон¬гресса, всех начальников де¬партаментов назначил членами оргкомитета, и таким образом основные вопросы по организации конгресса были закрыты. Силовые структуры сработали безупречно, не было ни одного эксцесса, и делегаты конгресса уехали с чувством, что Москва – это самый спокойный город в мире. Большую помощь оказала нам Торгово-промышленная палата России, лично Евгений Максимович Примаков, вице-президенты Сергей Николаевич Катырин и Георгий Георгиевич Петров. Центр международной торговли частично принадлежит ТПП РФ, и они помогли нам заключить договор с ЦМТ на хороших условиях.
Большую роль сыграло личное участие генерального секретаря ЕврАзЭСа Григория Алексеевича Рапоты и заместителя руководителя Федеральной таможенной службы Леонида Аркадьевича Лозбенко. Обычно на подготовку к конгрессам ФИАТА выделяется 4 года, мы в силу определенных обстоятельств имели вдвое меньше и столкнулись с определенными финансовыми проблемами. В итоге мы не смогли много заработать на конгрессе, но и вышли без потерь. Мы закрыли глаза на то, что почти половина членов АРЭ не выполнила обязательства по членским взносам за 2005 год в двойном размере. Выход из ситуации был найден за счет спонсоров, главным образом членов ассоциации, но не только.
Были у нас и новации, которых не было на других конгрессах. Например, мы сделали китайский язык официальным языком конгресса. В результате получили делегацию из КНР численностью почти 100 человек. Как ответная мера, русский язык объявлен официальным языком на конгрессе этого года в Шанхае. По окончании конгресса у нас практически полгода ушло на то, чтобы разобраться, что мы наработали до и во время конгресса. Это контроль оплат по гостиницам, поступления регистрационных взносов, а это почти 80 стран, фактически работа, связанная с конгрессом, была завершена всего лишь месяц назад.
Второй вопрос, по которому мы работали, – это многострадальные «Правила транспортно-экспедиционной деятельности». Персонально этим вопросом занимался и продолжает заниматься Василий Сергеевич Жинкин, по юридическим аспектам ему помогает г-н Третьяков. Ситуация на сегодня такая: дважды Министерство транспорта направляло правила в правительство после согласования с соответствующими министерствами и ведомствами, в том числе и с Минюстом, и с Минэкономразвития, и дважды из Аппарата Правительства их возвращали на доработку в Минтранс. Сейчас третий вариант подготовлен, согласован и опять должен уйти в правительство. Мы старались выйти на первых лиц, у нас был разговор с министром транспорта Игорем Евгеньевичем Левитиным на эту тему. Министр дал поручение и.о.начальника Международного управления г-ну Андрееву, чтобы он занялся этим вопросом, но пока результат такой, какой он есть. Мы надеемся, что в течение этого года работа над правилами будет завершена.
Целый ряд актуальных вопросов был поднят на недавно проведенном Дне экспедитора, организованном в рамках выставки «ТрансРоссия-2006». Некоторые выводы я хотел бы повторить. Один из выводов – на сегодня в России нет экспедиторских фирм, которые смогли бы работать наравне с западными экспедиторскими компаниями, такими как «Панальпина», «Шенкер», «Данзас» и другие. Результат – очень весомые куски бизнеса уходят на иностранные фирмы. Уходит не только бизнес, уходят и кадры. Обозначилась очень серьезная проблема. Вы обращаетесь к нам в ассоциацию с просьбой порекомендовать на работу молодого специалиста. А их, имеющих соответствующую подготовку, нет. На сегодня тех людей, которые оканчивают транспортное отделение МГИМО, транспортное отделение Всероссийской академии внешней торговли, практически всех забирают иностранные компании. Последний выпуск Академии внешней торговли «Панальпина» практически полностью забирает к себе и дает им оклады, с которыми вам трудно конкурировать. Что делать? Были высказаны мысли, что нам надо с привлечением Минтранса, и они готовы оказать содействие, разработать программу по повышению веса наших экспедиторских компаний. Высказывались мысли, что мы должны, в виде эксперимента хотя бы, создать 3-4 национальных компании, которые смогли бы оказать конкуренцию западным компаниям. Есть одна область, в которой мы почти не работаем, – это сборные отправки. По этой проблеме сегодня выступит генеральный директор ЗАО «Армадилло» Сергей Круглов, у него есть конкретные предложения.
Практически достигнута договоренность с Минтрансом о включении в Транспортную стратегию страны разработки программы развития национальной экспедиторской системы. Мы будем просить министра, и вроде бы ожидается положительное решение, чтобы провести специальное заседание коллегии Минтранса по вопросам экспедирования. В последнее время у нас нет проблем общения с руководством федеральных служб, которые влияют на наши дела. Нас охотно принимают и министр транспорта Игорь Евгеньевич Левитин, с которым мы обсудили практически все актуальные для нас вопросы. Должен сказать, что на 90% взгляды по обсуждаемым вопросам у нас совпадают. Беда, на мой взгляд, в другом. За министром нет нормального аппарата министерства. Все проваливается на уровне департаментов, отделов и конкретных исполнителей. Связанные с конгрессом материалы приходилось высылать по 5-6 раз, поскольку они все время где-то терялись, непонятно где. Считаться с нами и разговаривать с нами будут лишь тогда, когда нас будут знать. В рамках этой стратегии мы проводили конгресс, проводим эти двухсторонние встречи. Буквально две недели назад у министра транспорта был совет, на котором присутствовали руководители ряда ассоциаций и союзов, ставившие свои проблемы. Предоставили слово и мне. О проблемах экспедирования я рассказывать не стал, спросил лишь одно – нельзя ли притормозить реформу железных дорог. Первый этап реформы прошел в спешном порядке, выявилась масса недоработок по принятым законам, сейчас рассматривается вопрос о том, что сейчас необходимо хорошенько отработать этот первый этап и лишь затем переходить дальше.
В выступлении я привел пример по «Трансконтейнеру», отметив, что это практически готовая логистическая система для Российской Федерации: 160 с лишним терминалов и контейнерных площадок. Но к настоящему времени им оставили лишь 47, остальные выпустили в свободное плавание. Сомневаюсь, что ушедшие терминалы и площадки продолжат функционировать по своему профилю. Ведь практически все они находятся в центрах городов, земля там дорогая. Да и выделенные в «Трансконтейнер» 47 структурных единиц будет трудно удержать – почти все они в центрах городов. Роль и значение ассоциации растет, но в целом экспедиторская отрасль не достигла того положения, которое она заслуживает, учитывая наши территории и роль транспорта. Прошлый год был интересным для нас также в плане проведения сертификации. Причем это даже не столько наша инициатива. Мы все чаще получаем запросы от иностранных фирм и от секретариата ФИАТА с просьбами порекомендовать им для работы наши российские фирмы, а также получаем претензии, мол, почему такая-то российская фирма не выполнила свои обязательства, обманула клиента. К счастью, все претензии были в адрес фирм, не являющихся нашими членами, а в отношении надежности фирм у нас достигнуто соглашение с ФИАТА, что наши сертифицированные экспедиторы будут рекомендоваться секретариатом ФИАТА для деловых контактов. Говорили мы на данную тему с руководством Минтранса, оно эту идею поддерживает.
Сейчас обсуждается вопрос устранения издержек, связанных с отменой лицензирования. Конечно, в прежнем виде и объеме восстановить лицензирование нереально, но хотя бы частично устранить вред от бездумной и повальной отмены лицензирования необходимо. Это касается и наших перевозчиков, а сегодня функции перевозчика и экспедитора зачастую совмещаются. Я уже неоднократно говорил, что на балансе ваших организаций состоит около 200 тысяч единиц подвижного состава. В основном это контейнеры, но есть и суда, и самолеты, и локомотивы. Сейчас активно ведутся разговоры о возобновлении лицензирования на перевозочную деятельность. Для поднятия имиджа на Совете ассоциации обсуждался вопрос о введении звания «Почетный экспедитор» и знака «Почетный экспедитор». Предлагается обратиться по этому вопросу в Минтранс. У них есть отраслевые почетные звания, есть «Почетный автотранспортник», есть «Почетный полярник» и другие, а «Почетного экспедитора» нет. Мы хотим выйти с таким предложением.
И еще один вопрос хотелось бы обсудить с вами. Представляется целесообразным «дни экспедитора» проводить не реже одного раза в год. Причем проводить это без привязки к другим конференциям и выставкам типа «ТрансРоссия», собираться экспедиторам не только из Москвы и Санкт-Петербурга, но и из других регионов, и обсуждать актуальные для нас проблемы.
Актуален на сегодня вопрос о транзите. Мы работаем над законом о транзите, где-то через месяц-полтора разошлем его проект всем вам на широкое обсуждение. Нынешнее поло¬жение, когда 15 федеральных структур влияют на транзит, перспектив развития не имеет. В целом мы считаем, что 2005 год был результативным в плане подъема имиджа экспедитора.

Полностью выступления участников читайте в журнале

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №2 2006