ЦПК АРЭ

Грамотные кадры – элемент внеценовой конкуренции


В условиях жесткой конкуренции на рынке экспеди¬торских услуг, непростых отношений с перевозчиками (железными дорогами, морским транспортом, портами и т.д.), постоянно изменяющейся ситуации на железнодорожном и других видах транспорта наибольшие шансы выжить, сохранить (укрепить) свои позиции на рынке имеют экспедиторские фирмы, располагающие грамотными, постоянно повышающими свой профессиональный уровень сотрудниками. Обучение персонала в целях повышения его квалификации для большинства предприятий экспедиторского рынка в настоящее время приобретает особое значение, является внеценовым вектором конкуренции и становится одним из решающих факторов в развитии компании.
Фактор подготовки кадрового состава, на наш взгляд, приобретает особое значение в ¬условиях изменений, которые происходят сейчас на рынке экспедиторских услуг. Многие аналитики говорят о неизбежности усиления конкуренции на этом рынке, что собственно прямо заложено в программных документах Правительства РФ о модернизации транспортной системы России. Причем возможно активное появление на рынке ¬компаний, которые по международной терминологии классифицируются как VOCC, т.е. экспедиторы, которые выполняют перевозки «от двери до двери» при единой ответственности за груз, по сквозным ставкам и используют собственный подвижной состав. Во-первых, это неизбежно приведет к перераспределению рынка между действующими компаниями и теми экспедиторами, которые только заявили о себе на рынке. Во-вторых, это приведет к расширению применения документов прямой смешанной перевозки, в том числе документов ФИАТА. Данные перспективы потребуют от компаний наличия кадров, которые владеют проблематикой организации перевозок различными видами транспорта. На наш взгляд, в этой ситуации есть два выхода.
Первый – известный – заимствование кадров в других компаниях, но данный резерв отнюдь не является неисчерпаемым. Поэтому второй выход – это подготовка собственных кадров. В настоящее время рынок требует достаточно молодого специалиста по организации ¬перевозок грузов различными видами транспорта, знающего иностранный язык, хорошо владеющего навыками привлечения грузов и продажи услуг. Такой специалист обязательно должен обладать знаниями о различных видах транспорта, взаимодействии их видов, перевалке и ¬хранении грузов, типах складов, тарифах, видах подвижного состава, типах судов, видах портового оборудования, типах контейнеров и т.д., уметь разбираться в договорах на ТЭО и транспортных контрактах вообще, решать претензионные вопросы, знать, за что отвечают экспедиторы и какова ответственность перевозчиков. Это означает, что профессиональный экспедитор должен обладать широким кругом знаний, позволяющих ему оказывать грузовладельцам полный спектр услуг.
Особые требования предъявляются к экспедиторским ком¬паниям, работающим в сфере внешнеэкономической деятельности, так как пакет их услуг в значительной степени расширяется за счет включения вопросов разработки транспортных условий торговых контрактов, таможенного оформления грузов, страхования, мониторинга и некоторых других, обеспечивающих всю логистическую цепочку продвижения товара. Отраслевая высшая школа, особенно в регионах, пока этот спрос удовлетворить не может, да и не ставит перед собой такой задачи. Поэтому в бизнес приходят люди, не имеющие экспедиторского образования, и их надо где-то квалифицированно и недорого учить. При этом хотелось бы отметить, что подготовка и обучение специалистов не должны и не могут ограничиваться только лишь передачей конкретных знаний, необходимых для решения задач, определяемых участком работы сотрудника. Необходимы знания, которые соответствуют задачам перспективного стратегического развития всей фирмы. Требования к уровню профессионализма кадров опре¬деляются не только националь¬ными грузовладельцами, но в значительной степени зарубежными партнерами, состоянием международного транспортного, экспедиторского и товарного рынков, что отражается в стандартах, установленных Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА).
Ассоциация российских экспедиторов (АРЭ) уделяет огромное внимание вопросам повышения профессионального уровня своих членов. В соответствии с решением Совета АРЭ был создан Центр повышения квалификации (ЦПК), имеющий государственную лицензию на данный вид деятельности. Программа, по которой работает центр, единственная в России, аккредитована в ФИАТА с правом рекомендации специалистов, прошедших обучение в центре, на получение диплома ФИАТА, подтверждающего высокий уровень профессиональной подготовки.
По договоренности с национальными экспедиторскими ассоциациями других государств, не имеющих своих учебных центров, ЦПК может рекомендовать на получение диплома ФИАТА сотрудников экспедиторских организаций, входящих в эти ассоциации. По желанию экспедиторских фирм преподаватели ЦПК могут проводить выездные семинары для сотрудников экспедиторских фирм. В центре проходят обучение руководители и сотрудники экспедиторских и транспортно-экспедиторских организаций – членов АЭР, а также многих фирм, не входящих в ассоциацию, в том числе иностранных (Австрия, Армения, Латвия, Монголия, Узбекистан, Туркмения). Основным в учебной программе центра является спецкурс «Международный экспедитор», который включает изучение следующих вопросов:
• Логистика в системе международного товародвижения. Место экспедитора в логистической системе.
• Международный рынок экспедиторских услуг.
• Смешанные и мультимодальные перевозки грузов. Понятие и виды операторов.
• Документы ФИАТА в деятельности международных экспедиторов.
• Правовые аспекты деятельности экспедиторов в РФ.
• Транспортная специфика торговых контрактов.
• Инкотермс-2000.
• Взаимосвязьтранспортных условий контрактов и договора на ТЭО.
• Правовое регулирование и организация перевозок грузов различными видами транспорта.
• Страхование ответственности международного экспедитора.
• Таможенные операции.
За период работы центра с января 2001 г. по май 2006 г. прошли обучение 638 человек, в том числе получили международные дипломы ФИАТА – 133 человека. Очередной семинар по программе «Международный экспедитор» состоится 19 – 30 июня 2006 г.
Доброй традицией стало вручение дипломов ФИАТА на общем собрании Ассоциации российских экспедиторов, что положительно характеризует работу Центра повышения квалификации и ассоциации в этом направлении. По количеству врученных дипломов Россия занимает пятое место среди членов ФИАТА, что заметно влияет на позиционирование АРЭ в ФИАТА. Но, если соотнести количество выданных дипломов с общим числом членов АРЭ, то оценка будет иной – в среднем на одну компанию – члена АРЭ приходится менее одного дипломника ФИАТА.
Активно работают с центром по подготовке квалифицированных (дипломированных) специалистов для своих компаний ЗАО «ЛУКОЙЛ-Черноморье» – 13 человек, ООО «Фирма «РейлСервис» – 9 человек, ЗАО «Евросиб СПб – Транспортные системы» – 6 человек, ООО «Форинтранс» – 6 человек, ЗАО «Совмортранс» – 4 человека, ООО «Карго Сервис» – 4 человека, ООО «ФЛЭШ АЗИЯ РУСЛАНД» – 3 человека, на долю которых приходится около половины всех дипломников ФИАТА.
Видимо, еще раз следует упомянуть тот факт, что именно грамотные кадры являются элементом внеценовой конкуренции. Это фактор, который учитывается при сертификации компании, и это часть имиджа компании.
Помимо базового курса «Международный экспедитор» Центр организует короткие (1 – 3 дня) семинары по отдельным вопросам, представляющим интерес для экспедиторских компаний:
– «Транспортное законодательство и претензионная работа» (все виды транспорта);
– «Роль экспедитора в транспортном страховании грузов»;
– «Применение документов и форм ФИАТА в практике российских международных экспедиторов»:
– «Страхование ответст¬венности экспедитора и перевозчика»;
– «Таможенное оформление экспортных, импортных и транзитных грузов»;
– «Особенности налогообложения при оказании услуг транспортно-экспедиторскими предприятиями»;
– «Перевозки грузов на открытом подвижном составе, в том числе негабаритных и тяжеловесных»;
– «Правовое регулирование и обеспечение безопасности перевозок опасных грузов»;
– «Организация линейных перевозок внешнеторговых грузов»;
– «Фрахтовые операции».
Центр готов организовать занятия по другим вопросам деятельности экспедиторов по заявкам компаний.
Для нас очень важно иметь объективную оценку нашей деятельности. Конкретные предложения экспедиторских компаний по тематике семинаров и их содержанию помогут центру скорректировать программу занятий, максимально сориентировать ее на решение практических проблем, возникающих при оказании транспортно-экспедиторских услуг.

Юрий СИТКОВ,
директор АРЭ

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №2 2006