Конгресс ФИАТА в Шанхае

Под флагом FIATA


18 – 21 сентября 2006 года в Шанхае, бизнес-столице Китая, состоялся Всемирный конгресс Международной Федерации экспедиторских ассоциаций (FIATA). В этом международном форуме приняли участие более 1100 участников из 86 стран мира. Это самый многочисленный конгресс за все время его проведения. Российская делегация на конгрессе была весьма представительной – 34 человека, среди них: президент АРЭ Валерий Алисейчик, вице-президент Сергей Желаннов, директор АРЭ Юрий Ситков и директор Центра повышения квалификации АРЭ Татьяна Полянова. Конгресс прошел на достаточно высоком профессиональном уровне. Его участники смогли ознакомиться не только с последними достижениями экспедиторской отрасли, но и со своеобразной и яркой культурой современного Китая. Ключевой темой конгресса стало растущее влияние вопросов безопасности при организации перевозок, в связи с чем была создана специальная рабочая группа по вопросам обеспечения безопасности. На форуме был также затронут вопрос функционирования системы TIR. Было отмечено, что, несмотря на то, что важность этой системы для стран ЕС снизилась, она заметно возросла из-за процесса глобализации и развития возобновленного Шелкового пути. Многие компании, которые осуществляют транспортировку произведенных в Китае товаров из Шанхая в порты западного побережья США, хотят также сделать возможной транспортировку этих грузов дорожным транспортом из Китая в порты Черного моря для рынков России, Среднего Востока, а также для дальнейшей отправки судами на восточное побережье США. На заседании Консультативного совета по юридическим вопросам (ABLM) обсуждались жизненно важные для экспедиторских компаний вопросы. Один из таких вопросов – это новая редакция Унифицированных правил и обычаев для документарных аккредитивов UCP-600. В результате работы представителей FIATA в новой редакции сохранено упоминание экспедитора, а также сохранен транспортный документ FBL. Было указано на необходимость усиления работы национальных ассоциаций по пропагандированию коносамента FIATA FBL среди своих членов. В выступлении председатель Консультативного совета по юридическим вопросам госпожа Кай Пайзден говорила о стандартных условиях (General Conditions), ответственности таможни перед экспедитором, едином воздушно-морском транспортном документе. На общем собрании президиум FIATA выдвинул кандидатуру вице-президента Вильяма М. Готтлиба (Канада) на пост следующего президента FIATA. Выборы пройдут на Всемирном конгрессе FIATA-2007 в Дубаи (ОАЭ). Было также объявлено о том, что в 2008 году Всемирный конгресс ФИАТА пройдет в Ванкувере (Канада), а в 2009-м – в Женеве (Швейцария). Делегаты общего собрания проголосовали за принятие в FIATA экспедиторских ассоциаций Саудовской Аравии, Черногории, Танзании, Маврикия, Эфиопии, Австралии (новая ассоциация, возникшая в результате объединения двух ассоциаций) и Ассоциации таможенных брокеров США. С учетом новых членов количество национальных членов FIATA составило 97. На церемонии закрытия конгресса Президент FIATA г-н Манфред Бёз отметил высокий уровень организации и проведения Всемирного конгресса и поблагодарил всех, кто принимал в этом активное участие.
Предлагаем вниманию наших читателей статью президента Ассоциации российских экспедиторов Валерия АлисейЧика, опубликованную в китайском издании «International Business Daily» (IBD), посвященном Всемирному конгрессу ФИАТА-2006 в Шанхае.

  ЭКСПЕДИРОВАНИЕ В РОССИИ
Уважаемые читатели, делегаты Всемирного конгресса!
Разрешите мне воспользоваться этой прекрасной возможностью и ознакомить вас с положением в транспортно-экспедиторской отрасли Российской Федерации. Роль этой отрасли исключительно высока в экономике нашей страны. Судите сами, в 2005 году в стране было перевезено почти 5,4 млрд. тонн грузов, в т.ч. почти 600 млн. тонн внешнеторговых. Внешнеторговый оборот за этот период превысил $370 млрд. В морских портах было обработано более 500 млн. тонн внешнеторговых грузов, в т.ч. более 400 млн. тонн в российских портах. Автотранспортом в 2005 году в международном сообщении было перевезено более 27 млн. тонн грузов, из них почти 11 млн. тонн – российским автотранспортом, растут перевозки по железной дороге, активизируются воздушные перевозки. Большая часть этих грузов была обработана российскими экспедиторами. Российские экспедиторы в той или иной степени обрабатывают практически весь отечественный внешнеторговый грузооборот, при этом они поддерживают самые тесные отношения со своими китайскими коллегами в организации перевозок между нашими странами по морю, железной дороге и автотранспортом. И мы уверены, что это сотрудничество способствовало достижению внешнеторгового товарооборота между нашими странами в $29 млрд. Для России эта цифра означает около восьми процентов внешнеторгового оборота страны. Отрадно отметить, что в последнее время российские и китайские экспедиторы проводят совместную работу по расширению транзитных перевозок китайских грузов с использованием российской территории. Можно с уверенностью сказать, что транспортно-экспедиторский сектор России обеспечил полностью потребности страны в перевозках и экспедировании грузов. Однако такое положение было достигнуто не сразу. Ассоциации пришлось проделать длительный и сложный путь. Ассоциация была создана теперь уже в далеком 1990 году и начала свою деятельность практически с нуля. Членами ассоциации были всего пять организаций. В настоящее время членами ассоциации являются более двухсот крупнейших и сильнейших в профессиональном отношении экспедиторских предприятий. Прежде всего необходимо отметить непреходящую роль ассоциации в создании правовой основы экспедиторской деятельности в стране. При активном участии ассоциации принята соответствующая глава Гражданского кодекса страны, регулирующая деятельность сторон при заключении договора на экспедирование. Ассоциация разработала Федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности», который был принят парламентом страны и подписан Президентом Российской Федерации в 2003 году. В настоящее время ассоциация работает над утверждением правительством «Правил транспортно-экспедиционной деятельности» и принятием закона о транзите. Ассоциацией разработаны национальные стандарты Российской Федерации, регулирующие экспедиторскую деятельность. Стандарты подтверждены на государственном уровне. Они определяют общие требования к экспедиторским услугам и установили их классификацию. Таким образом, завершается создание в стране стабильного правового поля для деятельности экспедиторов как на внутреннем, так и на международном рынке. Следует отметить, что деятельности экспедиторов в значительной мере способствует участие ассоциации в работе деловых советов предпринимателей, созданных во властных структурах. На сегодня ассоциация входит в состав 14 правительственных и общественных организаций и ведомств, через которые она проводит политику по созданию благоприятных условий для деятельности российских экспедиторов. В частности, ассоциация является членом соответствующих советов при Минтрансе, Минэкономразвития, Федеральной таможенной службе, Торгово-промышленной палате и др. Особое место в работе ассоциации занимает информационно-аналитическая и консультационная деятельность. В течение последних 15 лет экспедиторы получают из ассоциации материалы, информацию и консультации по вопросам внутренней и внешней экспедиторской деятельности, что в сложнейших условиях перехода отрасли в рыночные отношения позволило избежать каких-либо срывов в информационном и консультационном обеспечении, и это дало членам ассоциации возможность добиваться вышеуказанных высоких показателей в экспедировании грузов.
Активно работает сайт ассоциации, на котором постоянно помещается оперативная информация о состоянии и требованиях, предъявляемых к экспедированию. В ассоциации регулярно выходит отраслевой журнал «Международный экспедитор», который насыщается необходимой для экспедиторов информацией. К информационной и пропагандистской работе привлекаются иностранные печатные издания. Серьезное место в работе ассоциации по пропаганде экспедиторской отрасли уделяется участию в выставках, конференциях, форумах и других подобных мероприятиях как в стране, так и за рубежом. Участие в таких мероприятиях оказывает положительное влияние на повышение престижа ассоциации и ее членов и служит стимулом активизации отношений экспедиторов между собой, с партнерами и перевозчиками. Всем хорошо известно, что в рыночных условиях важное значение имеет надежность и профессионализм деловых партнеров. С целью поддержания порядка в этом отношении ассоциация получила от государства право осуществлять на добровольной основе сертификацию качества экспедиторских услуг. При ассоциации создана специальная комиссия для выполнения этой задачи, она действует на регулярной основе. К настоящему времени многие члены ассоциации прошли сертификацию и получили соответствующие свидетельства. Таким образом клиенты имеют возможность получить документальное подтверждение профессиональной надежности экспедитора, а экспедиторы осознают необходимость иметь такое документальное подтверждение, поскольку оно позволяет им с уверенностью заявлять, что оказываемые ими экспедиторские услуги соответствуют национальным стандартам и отвечают требованиям рынка как внутри страны, так и за рубежом. Ассоциация располагает своим независимым третейским судом и может рассматривать спорные вопросы в отношениях экспедиторов между собой и между экспедиторами и их партнерами. Исключительно полезную роль в деятельности ассоциации занимает обучение экспедиторских кадров и повышение их квалификации. Для выполнения этой задачи ассоциация создала Центр повышения квалификации и получила от ФИАТА право вести обучение в соответствии с международными требованиями. Этот центр активно работает, ежегодно в нем проходят обучение до 250 слушателей, в т.ч. около 30 – по международной программе ФИАТА. Всем слушателям вручаются дипломы об их окончании – национальные и международные соответственно.
Значительную часть времени в своей деятельности ассоциация уделяет работе в рамках ФИАТА. В эту организацию ассоциация была принята в 1992 году и с тех пор принимает активное участие в ее работе. В частности, руководство ассоциации в течение всего срока ее деятельности входило в расширенный совет, а директор Центра повышения квалификации – в Консультативный совет по профессиональному обучению. Члены ассоциации и ее руководство принимали энергичное участие во всех конгрессах и пленарных заседаниях ФИАТА. Особенно проявилась работа ассоциации в претворении идей ФИАТА в жизнь во время подготовки и проведения Всемирного конгресса ФИАТА-2005 в Москве. Были решены задачи организационно-правового характера с высшими органами власти, получена поддержка правительства России и г. Москвы. Министр транспорта и мэр Москвы приняли президента ФИАТА и провели с ним переговоры, в результате которых было достигнуто совпадение взглядов на роль и значение конгресса и выработаны единые подходы к решению задач, касающихся подготовки и проведения этого мероприятия. Делегаты конгресса были обеспечены помещениями самого современного делового центра столицы – ЦМТ. Им были предоставлены лучшие гостиницы города, обеспечена визовая поддержка и транспортное перемещение. Делегатам и гостям конгресса была предоставлена обширная культурно-развлекательная программа. В целом ассоциации также удалось решить и задачи финансового обеспечения конгресса. Благодаря этой работе в конгрессе приняли участие более тысячи делегатов из 78 стран мира. Это самый высокий показатель за последние годы. Конгресс ФИАТА-2005 в Москве имел широкий положительный резонанс как у нас в стране, так и за рубежом. Ассоциация получила достаточное количество восхитительных откликов от наших иностранных коллег с благодарностями за оказанный им прием, организацию и проведение конгресса. Состоявшийся в Москве Всемирный конгресс ФИАТА дал положительный стимул развитию экспедиторской отрасли в России и укреплению позиций отечественных компаний на рынке экспедиторских услуг. Этот конгресс явился самым важным событием в транспортной и экспедиторской отраслях нашей страны за последние десятилетия и дал возможность глубже понять, что такое экспедиторская деятельность и ее роль в экономическом развитии страны.
Вместе с тем, несмотря на 15-летний успешный марафон, в экспедиторской сфере Российской Федерации остается еще достаточно много нерешенных трудных задач: это и повышение качества экспедиторских услуг, и отсутствие системы лицензирования, и защита национального рынка от иностранных конкурентов, и повышение членства в ассоциации. В качестве серьезного недостатка необходимо отметить отсутствие в транспортной стратегии страны положений о развитии экспедиторской отрасли и экспедиторских компаний.
Мы полагаем в дальнейшем активнее внедрять в практику прогрессивные формы экспедирования, включая применение экспедиторских документов ФИАТА:
– разработать стратегию совершенствования экспедиторской отрасли страны;
– изучить возможность создания единой системы мониторинга за перемещением грузов и информации об этом перемещении;
– создать условия для недискриминационного доступа российских экспедиторов к экспедированию грузов на всех видах транспорта;
– просить министра транспорта России:
– включить в Транспортную стратегию страны разработку концепции развития национальных экспедиторских систем регионального, федерального и международного уровня;
– содействовать реализации 2-3 проектов по организации национальных и транснациональных экспедиторских компаний на принципах смешанного частно-государственного партнерства.
Таким образом, ставится задача сделать Россию одним из логистических центров мира. Из вышесказанного следует вывод, что созданная более 15 лет назад Ассоциация российских экспедиторов успешно прошла через все сложности переходного периода в экономике страны, активно работая над расширением сотрудничества между экспедиторами, координируя их деятельность, устанавливая деловые связи с зарубежными партнерами. Эта работа позволила бесперебойно обеспечивать экспедиторскими услугами постоянно растущий грузооборот страны. Можно с уверенностью сказать, что российские экспедиторы – члены ассоциации не допустили срывов в экспедиторском обслуживании как внутренних, так и внешних грузоотправителей.

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №5 2006