Круглый стол

Похудевший транзит можно вылечить законом


Транзит, как много в этом слове… Экономика многих стран в значительной степени зависит от функционирования этого весьма доходного и малозатратного бизнеса. Его можно сравнить с неиссякаемым золотым прииском или нефтяной скважиной. Надо только грамотно регулировать напор. В противном случае, поток пойдёт по принципу «наименьшего сопротивления». Россия, владея возможностью предоставления транзитных услуг, в последние годы старалась реанимировать созданный ещё в советские времена транзитный механизм, и вроде бы удалось достичь определённых успехов – рост транзита в 2005 году составил около 40%. На Транссиб активно стал приходить бизнес. Но что-то, вероятно, пошло не так: как неожиданно выяснилось, основная доля транзита шла в Финляндию, а затем возвращалась в Россию. Пользуясь льготными железнодорожными тарифами на транзит из дальневосточных портов, на этом можно было неплохо заработать и российским компаниям, и финским. В Минтрансе вдруг решили заявить: «Но ведь это не транзит!». И отменили с 2006 года льготные тарифы с дальневосточных портов в направлении Европы. В итоге вместо достигнутых было 175 тыс. контейнеров, перевезли лишь около 25 тыс., да и те экспедиторы добывали «с кровью». А где же настоящий транзит – те самые 200 тыс. ТЭУ, которые прочили в 2004 году руководители железнодорожного ведомства? Очевидно, этот поток так и не смогли привлечь на Транссиб: как и 6 лет назад, сегодня все вновь заговорили о несовершенной тарифной политике, портовых сборах, проблемах с таможней и сохранностью грузов. Любой механизм, будь то механика, или экономика, нуждается в регулировке и желательно законом. Как это ни парадоксально, но до сих пор в России нет закона, который бы определял участников и правила для транзитных перевозок. Заполнить этот досадный пробел решила Ассоциация российских экспедиторов, которая совместно с Научным центром по комплексным транспортным проблемам разработала законопроект «О транзите» и в ноябре т.г. на круглом столе представил его общественности для обсуждения. В обсуждении приняли участие заместитель министра транспорта Сергей Аристов, директор Научного центра по комплексным транспортным проблемам Вячеслав Арсенов, эксперт Департамента Минэкономразвития Даниил Турланов, вице-президент Союза транспортников России Евгений Казанцев, руководители транспортных и экспедиторских компаний, ассоциаций и союзов.

полностью читайте в журнале

 

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №5 2006