АРЭ/Итоги

Роль АРЭ в создании современного рынка экспедиторских услуг в России


Экспедиторская отрасль в России проходит период становления. Сегодня экспедирование – это рыночно ориентированная отрасль экономики страны. С ее участием в России ежегодно обрабатывается почти 4 млн. тонн грузов, перевозимых всеми, кроме трубопроводного, видами транспорта.

Валерий АЛИСЕЙЧИК, президент Ассоциации российских экспедиторов


В отечественных морских портах переваливается более 420 млн. тонн и в речных – более 170 млн. тонн грузов в год. Экспедиторы обрабатывают почти 30 млн. тонн грузов, перевозимых автомобильным транспортом в международном сообщении, все экспортные и импортные грузы, перевозимые железнодорожным транспортом, и более 20 млн. тонн транзитных грузов, перевозимых этим видом транспорта в большегрузных контейнерах. Практически весь внешнеторговый оборот страны, а это почти $400 млрд., обрабатывается экспедиторами. В 2006 году транспортно-экспедиторский комплекс Российской Федерации обеспечил поступление в страну доходов от экспорта своих услуг более чем на $7 млрд. Общая выручка от транспортных и экспедиторских услуг в стране оценивается сегодня более, чем в $100 млрд. в год.
При этом отечественные экспедиторы предпринимают серьезные усилия по снижению транспортно-экспедиторских издержек, добиваясь таким образом повышения их конкурентоспособности на мировом рынке. Центральную роль в достижении этих результатов в экспедиторской сфере играла и играет деятельность Ассоциации российских экспедиторов (АРЭ). Благодаря ее деятельности в Российской Федерации создается современная экспедиторская система, отвечающая основным требованиям, предъявляемым к этой сфере экономики. АРЭ координирует и регулирует в новых для нашей страны условиях деловую активность отечественных экспедиторов. В частности, целенаправленно проводится работа по объединению основных экспедиторских компаний в национальную экспедиторскую ассоциацию. На сегодня в АРЭ входит около 200 основных экспедиторских предприятий страны, наиболее сильных в профессиональном и финансовом отношении. Одной из основных задач, стоящих перед ассоциацией, было создание правового поля. Результатом этой работы стало:
– принятие Государственной Думой главы 41 в Гражданском кодексе страны «Транспортная экспедиция»;
– утверждение Министерством труда и социального развития квалификационной характеристики должности «Транспортный экспедитор»;
– введение Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии национального стандарта РФ – «Услуги транспортно-экспедиторские»;
– принятие Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»;
– утверждение Правительством РФ «Правил транспортно-экспедиторской деятельности».
В настоящее время ассоциацией разработаны и переданы на обсуждение:
• Проект Положения о применении транспортно-экспедиторских документов;
• Проект Федерального закона «О транзите грузов через территорию Российской Федерации».
Таким образом, завершается создание в Российской Федерации стабильного правового поля для экспедиторской деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Координацию и регулирование экспедиторской деятельности ассоциация осуществляет посредством участия в работе правительственных и общественных организаций и ведомств. Так, ассоциация входит в состав советов предпринимателей при Министерстве транспорта, Министерстве экономического развития и торговли, Федеральной таможенной службе. Ассоциация является членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей и других подобных объединений. Особое место в работе АРЭ занимают информационно-аналитические и консультационные вопросы. Это направление деятельности является исключительно важным в условиях перехода на новые для нашей страны формы деловых отношений, то есть на рыночные условия. В течение всего срока деятельности ассоциации, а это более 16 лет, экспедиторы постоянно обеспечиваются материалами, информацией и консультациями по вопросам экспедиторской деятельности на внутреннем и внешнем рынках, что в современных сложных условиях дает экспедиторам возможность добиваться в своей деятельности отмеченных выше показателей в экспедировании грузов. Ассоциация издает свой информационно-аналитический журнал «Международный экспедитор».
Особое значение в деятельности ассоциации занимает работа Центра по повышению квалификации, в котором прошли подготовку многие сотни слушателей по программам, отвечающим международным требованиям. Недалеко то время, когда Российская Федерация присоединится к ВТО, экономика страны и ее нормативное обеспечение будут тесно связаны с законами мирового сообщества, с их требованием по обеспечению надлежащего качества продукции и услуг. Уже сейчас многие отечественные и зарубежные товаропроизводители обращаются в ассоциацию с просьбами о содействии в подборе наиболее надежных экспедиторских фирм, отвечающих требованиям национальных и международных стандартов в экспедиторской отрасли. Особенно это стало заметным после Всемирного конгресса ФИАТА, состоявшегося в Москве в сентябре 2005 года. В целях повышения надежности и профессионализма ассоциация проводит добровольную сертификацию экспедиторских фирм и качества предоставляемых ими услуг на соответствие мировым требованиям и требованиям национальных стандартов. Для проведения этой работы ассоциацией была разработана «Система добровольной сертификации услуг транспортно-экспедиторских предприятий», утвержденная постановлением Госстандарта России от 11 апреля 2002 года № 29. В связи с изменением законодательства в марте 2006 года в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии была зарегистрирована и внесена в Единый реестр систем добровольной сертификации новая система – рег. номер РОСС RU М 305.04 РФОО. Вышеперечисленные отдельные стороны
деятельности ассоциации свидетельствуют, что российские экспедиторы и экспедиторская система в целом готовы обеспечить экспедиторскими услугами как внешнеторговый оборот России, так и транзитные перевозки через территорию России. У нас, российских экспедиторов, есть потенциал успешно встретить растущий грузопоток. Благодаря приведенным выше примерам была обеспечена экспедиторская обработка значительных объемов грузов. Можно утверждать, что и в дальнейшем роль экспедиторов и экспедиторской сферы деятельности в нашей стране будет возрастать, поскольку будет расти грузооборот страны, в том числе и внешнеторговый. Эта роль подтверждается намерением правительства сделать Россию одним из основных логистических центров мира. Вместе с тем, несмотря на достигнутые результаты, нам не удалось пока решить ряд вопросов, которые могут серьезно повлиять на будущее экспедиторской системы, и ассоциации предстоит еще потрудиться. В условиях присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) настоятельно требуется создание экспедиторских структур, которые могли бы на равных выступать на экспедиторском рынке с их западными коллегами. Решение этой задачи в российских условиях невозможно без участия государства. К сожалению, команда «реформаторов» не хочет и слышать об участии государства в модернизировании экспедиторской сферы деятельности в свете новых требований. И не случайно в материалах по ВТО нет ни единого слова о защите российского рынка экспедиторских услуг.
Остро нуждается в совершенствовании и система управления перевозками, особенно мультимодальными. Потребуется внедрение единой системы мониторинга за движением грузов. Это объективная необходимость, которая приведет к снижению транспортных и экспедиторских издержек, следовательно, к повышению конкурентоспособности транспортно-экспедиторских услуг и отечественных товаров. Отдельные попытки в этом направлении, в частности покупка РЖД акций некоторых морских портов, не могут кардинально решить эту проблему. Особого внимания заслуживает повышение требований к применению экспедиторских документов с использованием для этой цели действующей в ассоциации Системы добровольной сертификации экспедиторских организаций на соответствие национальным стандартам. Было бы правильным и своевременным принять решение правительства о признании экспедиторских документов ФИАТА в качестве первичных документов, регулирующих отношения между экспедитором и грузоотправителем при международных перевозках.
Нам также предстоит работать над завершением правовой базы экспедиторской деятельности и расширением влияния ассоциации путем вовлечения в ее ряды новых членов.

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №1 2007