Национальный стандарт

Сертификат соответствия – показатель качества и надежности


В первом номере нашего журнала за 2006 г. в статье «Сертификация – не роскошь, а насущная потребность» достаточно подробно освещена нынешняя ситуация с добровольной сертификацией российских транспортно-экспедиторских предприятий. Менее одного года – период совсем небольшой, однако в этой работе за минувшее время произошли определенные изменения и наметились некоторые новые тенденции, которые отражены ниже.

Валерий ТРЕТЬЯКОВ, эксперт Ассоциации российских экспедиторов


В настоящее время проблемам сертификации продукции и услуг уделяется достаточно много внимания. Следует отметить, что практически во всех странах мира действуют системы добровольной сертификации как продукции, так и услуг. В нашей стране до настоящего времени существует еще и обязательная сертификация на соответствие техническим регламентам. На проблему сертификации в транспортной отрасли было обращено внимание и в концепции Транспортной стратегии России, пунктом 6.2 которой указывается, что «в связи с вступлением в действие в 2003 г. закона «О техническом регулировании» важнейшим направлением является всестороннее развитие и совершенствование процедур добровольного подтверждения соответствия на транспорте. Это сегодня, помимо лицензирования, пожалуй, единственный механизм государственного регулирования в отношении безопасности и качества продукции и услуг в рыночных условиях». За границей обязательная сертификация применяется крайне редко. Основными, наиболее известными в мире стандартами, на соответствие которым проводится добровольная сертификация, являются стандарты ISO 9000 – 2000. В стандартах ISO не сказано, каким должен быть уровень качества продукции предприятия. Они гарантируют лишь, что в компании построена такая система, в которой качеству уделяется первостепенное внимание.
В основе стандарта лежат следующие постулаты:
– во-первых, качество – это не абсолютный показатель. Это стабильность существенных характеристик продукта или услуги, а также соответствие их требованиям покупателей.
– во-вторых, создание в компании системы документации. Цель – методично описать и формализовать все процессы, происходящие в данный момент на предприятии. Любые изменения в процессах после внедрения системы менеджмента качества (СМК) должны быть задокументированы. Cертификация по стандартам ISO фиксирует только соответствие управления предприятием действующим стандартам, а о качестве оказываемых услуг или производимой продукции в этих стандартах не упоминается.
Представляется, что сертификация по стандартам ISO применима в основном для крупных производств, в которых имеется значительное количество работников управления производством. Что касается транспортно-экспедиторских предприятий, то большинство из них относятся к категории малых предприятий, количество служащих в которых не превышает ста человек.
Принимая во внимание такую особенность структуры транспортно-экспедиторских предприятий и требования грузовладельцев к качеству самих транспортно-экспедиторских услуг, а не к качеству управления предприятием, Ассоциация российских экспедиторов пришла к выводу, что для нашей отрасли наиболее приемлемой является система добровольной сертификации услуг, которые оказывают экспедиторы. По опыту работы Ассоциации российских экспедиторов в области добровольной сертификации следует отметить, что эта работа в основном зависит от активности самих экспедиторских предприятий, желания руководителей этих предприятий провести добровольную сертификацию. К настоящему времени ассоциацией проведено 20 сертификационных и инспекционных проверок, выдано 15 сертификатов соответствия предприятиям, прошедшим сертификационные проверки, по результатам которых подтверждено, что оказание транспортно-экспедиторских услуг этими предприятиями соответствует национальным стандартам Российской Федерации. К этим предприятиям относятся: ЗАО «ЛУКОЙЛ– Черноморье», ЗАО «Интертранс», ООО «Фирма «Рейл Сервис», ООО «Оптимум – Интер», ЗАО «СТИМ», ООО ТЭК «Кама – Логистик», ЗАО «Холдинг МТК-Центр», ООО «Волгаинтранс», ЗАО «Армадилло», ООО «БЭТ – Экспресс», ООО «МЕЖТРАНС-1», ЗАО «Евросиб–Логистика», ООО ТЭФ «Владивостоквнештранс», ООО «Континент Лоджистикс», ЗАО «Совмортранс».
В настоящее время ассоциацией проводится сертификация только членов ассоциации. Это связано с тем, что ассоциация, как руководящий орган по сертификации, должна знать само предприятие, его положение на транспортно-экспедиторском рынке. Кроме того, совет ассоциации принял решение о том, что после завершения сертификационной проверки предприятия ее результаты должны рассматриваться на заседании совета ассоциации в присутствии руководителя сертифицированного предприятия. По результатам такого рассмотрения совет дает рекомендацию органу по сертификации о выдаче сертификата соответствия или отказе в выдаче. По тем сертификационным проверкам, которые уже прошли, следует отметить, что некоторые предприятия являются «монокультурными», т.е. осуществляют транспортно-экспедиторское обслуживание предприятий одного направления, на одном виде транспорта. Безусловно, эта работа в основном зависит от пожелания клиентов и экспедитор, являясь обслуживающей организацией, должен выполнять инструкции клиентов. Но ассоциации представляется, что наряду с этим видом транспортно-экспедиторского обслуживания экспедиторам необходимо развивать и другие виды экспедирования, касающиеся всех видов транспорта. Об этом в своих рекомендациях указывают и комиссии по сертификации, обследовавшие сертифицированные предприятия. При осуществлении сертификационных проверок Ассоциация российских экспедиторов, являющаяся руководящим органом по сертификации, дает указания комиссиям по сертификации при проведении сертификационных и инспекционных проверок не вмешиваться в оперативную деятельность предприятия, сохранять коммерческую тайну предприятия, работать в основном с теми документами, которые предоставляет администрация предприятия в соответствии с перечнем, приложенным к договору на проведение сертификации. Для осуществления качественных сертификационных проверок ассоциация приглашает на возмездной основе специалистов и экспертов участвовать в сертификационных проверках. Практически во всех сертификационных и инспекционных проверках участвует представитель Всероссийского научно-исследовательского института сертификации. Как уже было отмечено, этот институт является научно-методическим центром системы добровольной сертификации Ассоциации российских экспедиторов. Для повышения статуса сертифицированного предприятия в международных кругах Ассоциация российских экспедиторов информирует Международную федерацию экспедиторских ассоциаций (ФИАТА) о транспортно-экспедиторских предприятиях, получивших сертификат соответствия в системе добровольной сертификации Ассоциации российских экспедиторов.
Секретариат ФИАТА своим письмом от 18 мая 2006 года за подписью Генерального секретаря г-на Марко Сангалетти (журнал «Международный экспедитор» № 2 за 2006 год) поддержал деятельность Ассоциации российских экспедиторов по проведению сертификации транспортно-экспедиторских предприятий, подтверждающей уровень их квалификации: «Руководство ФИАТА настоятельно рекомендует Ассоциации российских экспедиторов усилить работу по повышению квалификации российских экспедиторов с регулярным подтверждением качества этой квалификации всеми доступными вам средствами». Следовало бы отметить еще один аспект добровольной сертификации – это ее действительная добровольность. В отличие от лицензирования или обязательной сертификации, при которых государство заставляет предпринимателя получить лицензию или провести обязательную сертификацию, добровольность сертификации несет в себе психологически положительный момент для всех остальных участников рынка, поскольку если предприятие идет добровольно на проверку соответствия оказываемых им услуг, то оно уверено в том, что эти услуги действительно соответствуют всем требованиям не только стандартов, но и потенциальных клиентов. Естественно, такая уверенность, подтвержденная сертификатом соответствия, передается другим участникам рынка. Эту особенность добровольности сертификаций давно поняли на международном рынке. Практически во всех зарубежных странах сертификация продукции и услуг за редким исключением (опасные для людей и окружающей среды продукция и услуги) носит добровольный характер и воспринимается это как должное, как способность сертифицированного предприятия оказывать услуги или производить продукцию на высоком качественном уровне.
Внедрение системы добровольной сертификации ус- луг транспортно-экспедиторских предприятий и дальнейшее проведение сертификации этих предприятий повысит авторитет транспортно-экспедиторских предприятий, имеющих сертификат соответствия. Кроме того, уже сейчас некоторые властные структуры на местах стали требовать от экспедиторов доказательства надежности предприятия и подтверждения их статуса экспедитора. В этой связи проведение сертификации экспедиторов является назревшей задачей, призванной обеспечить экспедиторов надлежащей защитой.

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №1 2007