Рабочая встреча

Взаимодействовать во имя общего дела – развития контейнерного бизнеса в России


В середине февраля Ассоциация российских экспедиторов совместно с ОАО «Трансконтейнер» провели рабочую встречу с представителями экспедиторских компаний по вопросам перевозок грузов в контейнерах. Во встрече приняли участие: президент АРЭ Валерий Алисейчик; генеральный директор ОАО «Транс- контейнер» Петр Баскаков и два директора этой же компании Юрий Попов и Виктор Марков; представители 35 экспедиторских компаний, грузовладельцев, Минтранса и других заинтересованных ведомств.

Правила, которые стоит соблюдать
Открывая диалог экспедиторов, В. АлисейЧик пояснил, что необходимость встречи вызвана многочисленными обращениями в ассоциацию в связи с образованием крупнейшего оператора по перевозкам грузов в контейнерах ОАО «Трансконтейнер» и необходимостью в связи с этим выработки порядка и правил взаимоотношений участников контейнерного бизнеса. По мнению президента, можно выделить четыре основных блока вопросов, по которым необходимо работать:
1. Доступность рынка.
2. Недобросовестная конкуренция.
3. Тарифные вопросы в увязке с прейскурантом или перечнем работ и услуг.
4. Информированность, открытость, гласность.
Он рекомендовал компании «Трансконтейнер» регулярно, может быть раз в месяц, проводить встречи с членами ассоциации по внутренним экспедиторским вопросам, чтобы знать о каждом случае отказа при решении тех или иных вопросов или неправильного поведения членов ассоциации и других организаций и максимально эффективно содействовать решению этих вопросов.

Мы готовы работать как партнеры
Генеральный директор ОАО «Трансконтейнер» П. Баскаков отметил, что «Трансконтейнер» – это коммерческий оператор подвижного состава, парка контейнеров и владелец терминалов. У компании есть своя стратегия на территории РФ и за рубежом, создается сеть представительств. Кроме того, в декабре 2006 г. организована совместная компания с финскими железными дорогами, есть агенты в Беларуси, Украине, Узбекистане и Прибалтике, осталось создать в Казахстане. Но «Трансконтейнер» – это еще и крупная транспортно-экспедиторская организация, обладающая большим потенциалом.
П. Баскаков сказал, что он видит несколько путей в развитии контейнерного бизнеса. Это и обслуживание собственных грузоотправителей и грузополучателей, это и партнерские взаимоотношения с операторами контейнерного парка, это и партнерские отношения с экспедиторскими организациями, добросовестно и качественно выполняющими свои функции, не сваливая потом свои проблемы на плечи операторов подвижного состава и на ОАО «РЖД». Они готовы работать со всеми на партнерских условиях, готовы сближаться по всем позициям с каждым в отдельности, но такого подхода, который был раньше, когда по первому требованию предоставлялись производственные мощности, теперь не будет.

Перегибы или политика компании?
Генеральный директор ЗАО «Стим» А. Бородулин предложил не останавливаться на решение текущих оперативных вопросов, а остановиться на глобальных задачах – вопросах взаимоотношений между мощнейшей структурой, появившейся 1 июля 2006 года, и всеми остальными экспедиторскими и операторскими компаниями. Он отметил, что «Трансконтейнер», являясь крупнейшим оператором контейнерного бизнеса в России, вправе самостоятельно определять стоимость пользования своими услугами. А вот по терминальной обработке есть вопросы. Так, в частности, в соответствии с тарифным руководством 4 контейнерные площадки по-прежнему остаются в собственности РЖД, а «Трансконтейнер» работает на них как агент, хотя этого агентского договора никто не видел. Руководство обеих организаций неоднократно заявляло, что платежи по всем позициям, которые здесь прописаны, будут взиматься агентами «Трансконтейнера» в соответствии с прейскурантом 10-01. Однако этого не происходит. На деле при работе на местах с филиалами ОАО «Трансконтейнер» идет навязывание договорных тарифов, и не на какие-то дополнительные услуги, а на погрузочно-разгрузочные операции, хранение и т.д. Возражения не допускаются и поскольку договора, по заявлению представителей филиалов «Трансконтейнера», разрабатываются в Москве, то изменения невозможны. «Не хотите – не подписывайте!» Но без договора экспедиторы не получат подвижной состав.
Касаясь экспедиторской деятельности, г-н Бородулин подчеркнул, что в условиях, когда на рынке действуют свободные операторы, они сами решают, какие услуги заказывать и заказывать ли их вообще. На практике же по всем договорам и филиалам идет навязывание ТЭО, что является нарушением поведенческих условий ФАС, т.е. остальные участники перевозок загнаны в угол, т.к. в стоимость своих услуг, кроме предоставления контейнеров, платформ и терминальной обработки, они должны включать этот сбор или комиссию, которую затем забирает «Трансконтейнер». В качестве иллюстрации руководитель «Стима» привел пример, когда его компания заключила договор с перевозчиком на перевозку цветного металла из Читы в Находку с тарифной предоплатой. Об этом известно филиалу «Трансконтейнера» в Забайкальске, но он снимает деньги как за перевозку на особых условиях. Т.е. это делает такая же частная компания, как и ЗАО «Стим». Другой пример: станция Кунцево уведомляет компанию о прибытии груза, а «Трансконтейнер» за это выставляет договорной тариф. И после этого руководство ОАО «Трансконтейнер» заявляет, что его компания работает на условиях, равных для всех участников этого рынка. Возникает вопрос к П. Баскакову – то, что творится в филиалах компании, это результат перегибов неопытных руководителей или это политика руководства компании, направленная на получение прибыли любыми законными и незаконными методами.

Программа должна все исправить
Директор ОАО «Трансконтейнер» по юридическим и правовым вопросам В. Марков признал, что определенно имеют место перегибы на местах. Он разъяснил, что если оператор не заказывал услуг по дополнительному уведомлению и в своем заказе их не указывал, то эти действия неправомерны и компания будет со всей решительностью их пресекать. Сейчас создается глобальная программа, которая исключит возможность получать доходы таким неправедным путем. Есть определенные опасения у участников рынка, что если раньше РЖД работала на условиях публичного договора, то сейчас эти функции выполняет некая коммерческая структура, которой ничего не предъявишь. Это не так. Он разъяснил, что, во-первых, все терминалы, переданные в компанию, являются местами общего пользования и разницы в отношениях с клиентами между тем, что было ранее с РЖД и теперь у «Трансконтейнера», нет никакой. Но это касается регулируемых государством начально-конечных операций, которые упомянуты в прейскуранте 10-01 и в 3-м тарифном руководстве. Все остальные договорные сборы, которые были в РЖД, так и остались договорными у «Трансконтейнера».

Грузовладельцы терпят убытки
Руководитель производственного предприятия ОАО «Кондопога» Д. Некрасов отметил, что в последнее время в их отношениях с экспедиторами появилась напряженность, которая негативно сказывается на результатах деятельности предприятия. И объясняется это, по мнению руководителя бумкомбината, тем, что «Трансконтейнер» не подписывает договора с транспортно-экспедиторскими компаниями, «выламывает им руки». Д. Некрасов обратился с просьбой срочно навести в этом порядок.

Нужна совместная работа над ошибками
В. Алисейчик, разъясняя сложившуюся ситуацию, подчеркнул, что «Трансконтейнер» работает всего 7 месяцев, и раскрутить эту «махину» и отрегулировать все производственные вопросы за этот срок невозможно. Он призвал участников отказаться от конфронтации и начать совместную работу над ошибками, если мы хотим работать вместе. «Этой компании действительно нужно помочь, учитывая тот факт, что она вышла из госсектора на свободный рынок, а это требует знания условий этого рынка и их выполнения. Вот если «Трансконтейнер» не будет выполнять эти условия и это будет их политикой, тогда есть множество различных организаций, которые ждут случая сказать свое слово, – это Федеральное агентство по железнодорожному транспорту и Минтранс, это и ФАС, МЭРТ, ТПП и общественные организации. Но это крайний шаг, поэтому мы должны попробовать наладить работу с учетом интересов сторон. Однако притирка будет жесткой, она уже жесткая, и это одна из причин, почему мы здесь сегодня собрались», – сказал В. Алисейчик.

Больше информации – на сайт компании
Представитель экспедиторской компании «Евротранс» Г. Костин высказал мысль, что многие пока воспринимают «Трансконтейнер» не как партнера экспедитора, а как дочернюю компанию ОАО «РЖД». Кроме того, сейчас необходимо заключать массу договоров с филиалами, а раньше только с РЖД. Он предложил разместить информацию компании на ее интернет-сайте и регулярно обновлять ее. Г-н П. Баскаков, комментируя выступления, согласился с тем, что есть еще надуманные услуги, которые плавно перетекли из РЖД в «Трансконтейнер», но новая программа, составление которой близится к завершению, позволит искоренить все негативные случаи. Он полностью согласился с необходимостью организации интернет-сайта. Кроме того, он информировал участников встречи о том, что принято решение о передаче вопросов планирования из «Трансконтейнера» в ЦФТО РЖД.

Вопросы нужно решать быстрее
Представитель Координационного совета по транссибирским перевозкам Б. Луков высказал мнение, что необходимо оперативно отвечать на запросы и претензии, т.к. это позволит сократить количество обращений в официальные инстанции. Он поблагодарил президента АРЭ за своевременную организацию рабочей встречи членов ассоциации по очень актуальным вопросам.

Наши ставки – только для партнеров
Оперативный директор компании «Транссибирский экспресс сервис» Н. АбдрЯхимов, ссылаясь на сложности, как он выразился, выбить ставку или получить вагонную составляющую, предложил «Трансконтейнеру», по опыту готовящегося каталога услуг по дополнительным сборам, сделать такой же открытый интернет-сайт по международным перевозкам. П. Баскаков на это возразил, что это сложный вопрос, поскольку «Трансконтейнер» – коммерческая структура, у которой довольно серьезная конкуренция. Если открыто дать ставки по всем направлениям, то конкуренты могут снизить стоимость своих услуг на 3% и работать практически не напрягаясь. Гендиректор «Трансконтейнера» подчеркнул, что, предоставляя такую информацию своим партнерам, компания рассчитывает на доверительные отношения и соблюдение коммерческой тайны. Поэтому просто вывесить такие ставки на свой интернет-сайт было бы неразумно.

Третейский суд АРЭ уладит конфликт
Вице-президент ассоциации С. Желаннов предложил, поскольку участники рынка еще опасаются выступать по отдельным вопросам открыто, боясь санкций со стороны «Трансконтейнера», все проблемы и вопросы направлять в Ассоциацию российских экспедиторов, после чего они будут представлены руководству «Трансконтейнера» в обезличенной форме и решение этих вопросов будет контролироваться ассоциацией. Он напомнил участникам встречи, что при АРЭ создан третейский суд, и призвал участников встречи использовать этот общественный инструмент, с помощью которого вполне реально уладить конфликтную ситуацию и прийти к обоюдному соглашению, что позволит в отдельных случаях исключить необходимость обращения в арбитраж.

Двойной тариф нас погубит
Представитель ОАО «Дальневосточная транспортная группа» А. Лимантова поделилась озабоченностью в связи с появлением в Забайкальске новой формы таможенного досмотра. Если раньше он был практически бесплатным, то сейчас за него филиал «Трансконтейнера» выставляет счета на круглую сумму – до $3500 за контейнер. Причем документальное обоснование и слагаемые такой суммы филиал не предоставляет. Кроме того, по словам представителя ДВТГ, в Забайкальске существует вид услуг, который называется «Взаимодействие с другими организациями». Теперь «Трансконтейнер», используя услуги, предоставляемые ТЭКом, плюсует свои услуги, увеличивая таким образом их стоимость в два раза.

Благоприятные условия для транзита
В выступлении представителя «Атомспецтранса» Б. Зулькарнаева прозвучала мысль, что именно сейчас в нашей стране создаются благоприятные условия для транзита контейнерных грузов, а компания «Трансконтейнер» призвана этому способствовать.

Не надо забывать о конкуренции
Завершая рабочую встречу, Валерий Алисейчик сказал: «Привлечение транзитных грузов – это отдельный вопрос. Как мы и предупреждали, объем перевозок транзитных грузов сократился до нуля. Мы работаем по этой теме и, в частности, уже разработан первый вариант закона о транзите. В апреле будем в Минтрансе рассматривать второй вариант. Но не надо забывать и о конкуренции, которая особенно обострилась после развала Союза. Сегодня же мы собрались для того, чтобы решать вопросы наших взаимоотношений, вопросы, которые нам мешают работать. Наша задача – разобраться у нас в ассоциации, создать условия, при которых можно было бы нормально работать. Кроме того, надо иметь в виду, что грядущее вступление России в ВТО принесет много проблем нашим экспедиторам, судьба большинства которых довольно пессимистична. До настоящего момента у нас практически не было экспедиторских компаний, которые могли бы работать на равных с крупными иностранными компаниями. А появление в этих условиях ОАО «Трансконтейнер» – хороший знак. Объем транзитного рынка европейских стран оценивается в $200 млрд. и есть сомнения, что этот объем доверят российским фирмам. То есть на наш рынок придут западные экспедиторские компании и будут работать с нашими грузами. Скажу больше – они уже здесь».
На этом г-н Алисейчик завершил рабочую встречу и пожелал всем ее участникам успехов в отлаживании новой схемы взаимоотношений на контейнерном рынке.

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №1 2007