АРЭ/Проект закона

Проект Федеральный закон «О ТРАНЗИТЕ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»


Приглашаем к обсуждению
В течение последнего времени Ассоциация российских экспедиторов разрабатывает совместно с Научным центром комплексных транспортных проблем (НЦКТП) проект Федерального закона «О транзите грузов через территорию Российской Федерации». Специалистами ассоциации был предложен первый вариант проекта закона, который был широко обсужден на различных форумах и совещаниях с участием участников транспортного процесса, руководителей транспортных ведомств заинтересованных в развитии транзитных перевозок грузов через территорию Российской Федерации. Актуальность предлагаемого проекта закона обусловлена необходимостью правового регулирования процесса транзитных операций, которое, в свою очередь послужит значительному увеличению транзитных перевозок и получению государством дополнительных доходов от их осуществления. Ни для кого не секрет, что за последнее время объем транзитных перевозок через территорию России значительно (в разы) снизился. В основном это связано с тем, что в нашей стране в ходе экономических преобразований появилось значительное число различных препятствий как со стороны перевозчиков, так и со стороны федеральных органов управления. Это и увеличение размеров тарифов на транзитные перевозки, и необоснованное увеличение количества документов для оформления транзитного груза и стоимости документального оформления транзитной перевозки со стороны таможенных органов. Основной концепцией предлагаемого проекта закона является то, что проектом предусматривается достаточно простая система регулирования транзитного процесса, соответствующая всем международным нормам в этой области, понятная иностранным грузовладельцам, которые в первую очередь обеспечивают насыщение нашего рынка транзитных перевозок своими грузами, а также официальное регулирование тарифов на транзитные перевозки, которое должно осуществляться федеральным органом власти. Читателям журнала предлагается доработанный с учетом полученных ассоциацией замечаний и предложений от представителей органов государственной власти, перевозчиков и экспедиторов, проект Федерального закона «О транзите грузов через территорию Российской Федерации». Ассоциация российских экспедиторов предлагает всем читателям журнала принять активное участие в обсуждении предложенного проекта закона и сообщать в ассоциацию свои предложения, замечания и мнения по проекту.


Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении перевозок транзитных грузов по территории Российской Федерации.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на следующие виды деятельности:
– транзит почты через территорию Российской Федерации;
– перевозки психотропных, наркотических средств, опасных веществ и вредных отходов, а также других видов товаров, определенных статьей 9 настоящего Федерального Закона;
– экспорт товаров из Российской Федерации;
– импорт товаров в Российскую Федерацию;
– перемещение товаров трубопроводным транспортом;
– пролет воздушных судов через воздушное пространство Российской Федерации;
– передача электроэнергии по энергосетям.

Статья 2. Основные понятия
В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:
«государство назначения» – государство, в пункт которого окончательно прибывает груз, ввозимый из третьих государств транзитом через территорию Российской Федерации;
«государство отправления» – государство, из пункта которого вывозится груз, в третьи государства транзитом через территорию Российской Федерации;
«обеспечение уплаты таможенных платежей» – это обложение перемещаемых через таможенную границу грузов таможенными пошлинами и сборами в соответствии с таможенным тарифом и реальная их оплата;
«операция таможенного транзита» – транспортировка грузов под режимом таможенного транзита из таможенного органа отправления в таможенный орган назначения;
«прерывание транзита» – приостановление перемещения транзитных грузов через территорию Российской Федерации;
«процедура таможенного транзита» – осуществление соответствующих условий для обеспечения транзитных перевозок грузов в рамках определенного таможенного режима;
«средства таможенной идентификации» – пломбы, печати, цифровая, буквенная маркировка, штампы, пробы и образцы, описание грузов и транспортных средств, налагаемые и описываемые с целью последующего отождествления транзитных грузов;
«средства транзита» – транспортные средства, укрупненные грузовые единицы (контейнеры), используемые в процессе перевозки транзитных грузов;
«таможенная пошлина» – обязательный платеж (взнос), взимаемый таможенным органом определенного государства при ввозе груза или при его вывозе с этой территории;
«таможенное оформление транзитных грузов» – процедура помещения транзитных грузов под определенный таможенный режим и процедура завершения этого режима;
«таможенное сопровождение» – составление транзитных и иных товаросопроводительных документов и проставление отметок на них;
«таможенный досмотр» – форма таможенного контроля в виде досмотра грузов на таможенных постах;
«таможенный орган» – федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, контролирующий перемещение грузов через таможенную границу Российской Федерации;
«таможенный перевозчик» – перевозчик, перевозящий на основании лицензии транзитные грузы и несущий за них ответственность и уведомляющий таможенные органы о статусе перевозимых грузов;
«таможенный пункт отправления» – таможня, таможенный пост, на котором происходит «вход» транзитного груза с территории зарубежного государства на таможенную территорию Российской Федерации и с которого транзитные грузы отправляются далее по транспортным коммуникациям Российской Федерации по процедуре внутреннего таможенного транзита;
«таможня места назначения» – таможня, таможенный пост, на котором происходит «выход» транзитного груза с таможенной территории Российской Федерации на территорию зарубежного государства и на котором для всего груза или в его части заканчивается перевозка по процедуре внутреннего таможенного транзита;
«таможня места отправления» – таможенный орган государства, где для всего груза или его части начинается перевозка по правилам таможенного транзита;
«транзитная перевозка» – перевозка грузов из государства отправления в государство назначения по территории и транспортным коммуникациям Российской Федерации с пересечением ее государственной границы;
«транзитное движение» – следование грузов, включая грузобагаж, по территории Российской Федерации в тех случаях, когда это следование является частью полного пути, начинающегося и кончающегося за пределами территории Российской Федерации. Перегрузка, складирование, разделение грузовых партий на более мелкие партии и изменение в способе перевозки таких грузов, а также сборка, разборка или повторная сборка машин и громоздких предметов не ведут к исключению следования грузов из понятия «транзитное движение» при условии, что любые такие операции производятся исключительно в целях удобства перевозки;
«транзитное разрешение» – документ, предоставляющий право на перевозку груза транзитом по территории Российской Федерации. Разрешение может быть разовым и многократным;
«транзитные грузы» – грузы, перевозимые от пункта, расположенного в государстве отправления, в пункт государства назначения через территорию Российской Федерации;
«транзитные услуги» – непосредственно связанная с транзитной перевозкой предпринимательская деятельность, осуществляемая участниками транзита в рамках договоров (контрактов) перевозки, транспортного экспедирования, агентирования, и др.;
«товар» – материальное изделие, предлагаемое рынку с целью его приобретения, использования, потребления;
«трансграничные перевозки опасных грузов» – перевозка опасных грузов и отходов из пункта государства отправления в пункт государства назначения через таможенные пункты Российской Федерации;
«тяжеловесные или крупногабаритные грузы» – грузы негабаритного характера; «участники транзита» – грузовладельцы и субъекты предпринимательской деятельности (перевозчики, порты, операторы транспортной инфраструктуры, экспедиторы, морские агенты, декларанты и др. организаторы и плательщики работ и услуг, связанных с перевозочным процессом и выполнением требований государственных органов).

Статья 3. Законодательство Российской Федерации и иные правовые акты о перевозке транзитных грузов через территорию Российской Федерации
1. Транзитные перевозки грузов в Российской Федерации регулируются настоящим Федеральным законом, Таможенным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными правовыми актами, затрагивающими отношения, возникающие при осуществлении транзитных перевозок грузов по территории Российской Федерации.
2. Транзитные перевозки грузов по территории Российской Федерации регулируются многосторонними соглашениями, конвенциями и международными договорами, участницей которых является Российская Федерация. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены настоящим Федеральным законом, то применяются положения международного договора.

Глава II. ПРИНЦИПЫ ПЕРЕВОЗКИ ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ ТЕРРИТОРИЮ РФ
Статья 4. Свобода транзита
1. Перевозка транзитных грузов осуществляется по территории Российской Федерации свободно по транспортным коммуникациям, наиболее подходящим для осуществления международных перевозок. Не допускаются различия, основанные на национальной принадлежности груза, флаге, месте регистрации, месте происхождения транспортных средств, месте захода, месте выхода, государстве отправления, государстве назначения или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на груз, судно или другие транспортные средства.
2. Положения настоящего Федерального закона не применяются к транзитному движению самолетов, за исключением воздушных перевозок транзитных грузов, включая грузобагаж.

Статья 5. Национальный режим в отношении транзитных грузов и участников транзита
1. Транзитные грузы, перевозимые через территорию Российской Федерации, не могут подвергаться каким-либо задержкам или ограничениям, за исключением грузов, указанных в статье 9.
2. Транзитные грузы не подлежат прямо или косвенно обложению внутренними налогами или иными внутренними сборами любого рода в дополнение к тем, которые применяются прямо или косвенно к аналогичным отечественным грузам.
3. Перевозимым транзитным грузам на территории Российской Федерации предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, оказываемый аналогичным внутренним, экспортным и импортным грузам, в том, что касается всех законов, правил и требований, затрагивающих их перевозку. Положения настоящего пункта не препятствуют применению дифференцированных внутренних транспортных сборов, которые основаны исключительно на экономических показателях средства транспорта, а не на происхождении груза.
4. При необходимости осуществления перегрузки транзитного груза предоставление под погрузку транспортных средств и погрузочно-разгрузочного оборудования, хранение, а также любые иные услуги, оказываемые при перевозках транзитных грузов, осуществляются на недискриминационных по сравнению с аналогичными внутренними, экспортными или импортными грузами условиях.
5. Всем участникам транзита (за исключением операторов внутреннего водного транспорта в соответствии с п. 3 статьи 10 настоящего Федерального закона) предоставляется режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый национальным участникам рынка транспортных и транспортно-экспедиторских услуг.
6. Никакие прямые или косвенные налоги, сборы любого рода в отношении иностранных перевозчиков транзитных грузов в дополнение к тем, которые применяются прямо или косвенно, в отношении отечественных перевозчиков не могут вводиться на территории Российской Федерации.
7. Участники транзита вправе свободно выбирать поставщиков услуг (исполнителей работ), средства транзита, а также маршруты транзита. В соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации в некоторых случаях могут устанавливаться требования о ввозе (вывозе) отдельных категорий товаров, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона, на таможенную территорию Российской Федерации через определенный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации и об их перемещении по определенным маршрутам.

Статья 6. Освобождение транзитных грузов от уплаты таможенных платежей
Грузы, перевозимые транзитом через территорию Российской Федерации, освобождаются от таможенных пошлин и от всех иных сборов, установленных в отношении транзитных грузов, за исключением платы за перевозку или сборов, соразмерных с административными расходами, вызываемыми транзитом, или со стоимостью предоставляемых услуг. К транзитным грузам не применяются меры экономической политики Российской Федерации.

Статья 7. Освобождение транзитных грузов от таможенного досмотра
Транзитные грузы, перевозимые через территорию Российской Федерации с использованием товарно-транспортных документов, перечисленных в статье 13 настоящего Федерального закона, освобождаются от таможенного досмотра, за исключением наркотических, психотропных, радиационных и иных товаров, перечисленных в статье 9 настоящего Федерального закона, а также товаров, запрещенных к ввозу, провозу и вывозу нормами международных соглашений, участницей которых является Российская Федерация.

Глава III. ТРАНЗИТНЫЕ ГРУЗЫ И ТРЕБОВАНИЯ К НИМ
Статья 8. Транзитные грузы
1. Транзитными грузами могут являться насыпные, наливные, навалочные, штучные, тарно-штучные грузы, грузобагаж, принятые для перевозки за плату и на основании договора (контракта). Транзитные грузы могут перевозиться укрупненными грузовыми единицами – контейнерами, относимыми к средствам транзита.
2. Транзитные грузы должны оставаться в результате процесса транспортировки в неизменном состоянии, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
3. Транзитные грузы не могут использоваться в каких-либо иных целях, кроме целей транзита через территорию Российской Федерации.
4. Транзитные грузы должны доставляться в российский таможенный пункт назначения в сроки, установленные таможенным пунктом отправления, исходя из возможностей транспортного средства, намеченного маршрута и других условий перевозки, но не превышающие предельный срок, определяемый из расчета две тысячи километров за один месяц, если перевозка осуществляется автомобильным, железнодорожным, морским, внутренним водным видами транспорта. При воздушной перевозке этот срок не может превышать трех дней с момента декларирования транзитного груза в российском таможенном пункте отправления.
5. В случае необходимости срок доставки транзитного груза может быть продлен уполномоченным таможенным органом (с учетом положений Таможенного кодекса и Соглашения о единых условиях транзита через территории государств – участников Таможенного союза от 22.01.1998 г.).

Статья 9. Изъятия в отношении отдельных грузов, перевозимых транзитом по территории Российской Федерации
1. В целях обеспечения безопасности Российской Федерации, граждан Российской Федерации, их жизни и здоровья, защиты окружающей среды отдельные группы грузов могут быть запрещены к транзитной перевозке в соответствии с положениями Базельской конвенции 1989 года «О контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением» или помещены под таможенный режим транзита при соблюдении дополнительных условий, устанавливаемых федеральными законами Российской Федерации.
2. К числу таких грузов относятся:
а) радиоактивные материалы и отходы;
б) ядовитые химические вещества и отходы;
в) наркотические и психотропные вещества;
г) оружие и продукция двойного назначения;
д) опасные грузы, не перечисленные в пунктах (а) – (д), перевозка которых регламентируется особыми процедурами в соответствии с соглашениями ДОПОГ, ВОПОГ и другими международными соглашениями и конвенциями о перевозке опасных грузов, участницей которых является Российская Федерация;
е) товары, запрещенные к ввозу и вывозу на/с территории Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации.
3. Транзитное движение товаров в багаже физических лиц, за исключением несопровождаемого багажа, осуществляется в соответствии с положениями Международной конвенции о гармонизации и упрощении таможенных процедур от 8 июля 1965 г.

Статья 10. Порядок перемещения транзитных грузов
Порядок перемещения транзитных грузов через территорию Российской Федерации подпадает под общее определение международного транзита в соответствии с российским таможенным законодательством.

Статья 11. Транзитные разрешения
1. Перевозки транзитных грузов по территории Российской Федерации могут осуществляться на основе транзитных разрешений, выдаваемых на одноразовой и многократной основе.
2. Осуществление перевозок транзитных грузов на основе транзитных разрешений направлено на упрощение пограничных и таможенных процедур при прохождении груза через государственную границу Российской Федерации. В случае оформления транзитного разрешения перевозка транзитного груза осуществляется без специального оформления транзитной декларации путем проставления штампов таможенным пунктом отправления и таможенным пунктом назначения на втором экземпляре грузовой накладной.
3. Транзитное разрешение выдается отправителю (или экспедиторской организации) в торговом или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве отправления. Порядок выдачи транзитных разрешений определяется положением, издаваемым федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, который уполномочен Правительством Российской Федерации координировать развитие перевозок транзитных грузов по территории Российской Федерации в соответствии с п. 4 статьи 20 настоящего Федерального закона.
4. Выдача транзитных разрешений осуществляется на основе принципов недискриминации и гласности в соответствии с положениями статьи 7 настоящего Федерального закона.
5. Транзитные разрешения и другие документы, которые в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации требуются для осуществления перевозок транзитных грузов, должны находиться у операторов транспортных средств и предъявляться ими по требованиям контролирующих органов.
6. В случае отсутствия транзитного разрешения транзитный груз перевозится по территории Российской Федерации по обычной процедуре внутреннего таможенного транзита в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Глава IV. МАРШРУТЫ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Статья 12. Маршруты и средства транзита грузов
1. Пересечение транзитными грузами и перевозящими их транспортными средствами границ Российской Федерации допускается в местах, определяемых таможенными органами по согласованию с компетентными органами в области транспорта.
2. Перевозка транзитных грузов, за исключением перечисленных в статье 9 настоящего Федерального закона, осуществляется свободно по любым маршрутам, если иное не оговорено законодательством Российской Федерации.
3. Перевозка транзитных грузов по внутренним водным путям Российской Федерации осуществляется с выполнением положений Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации о допуске судов под иностранным флагом для плавания по внутренним водным путям.
4. Перевозка транзитных грузов может осуществляться в прямом (одним видом транспорта без перегрузки в пути следования и по единому транспортному документу) и смешанном сообщении. В смешанном сообщении транзит грузов может быть связан с перегрузкой с одного вида транспорта на другой, переработкой, сортировкой, упаковкой, накоплением или дроблением партии транзитного груза, временным хранением и т.п. Указанные операции осуществляются в зонах таможенного контроля по выбору грузовладельца.
5. Перевозка транзитных грузов может носить интермодальный характер, т.е. осуществляться путем комбинированной перевозки несколькими видами транспорта.

Статья 13. Порядок перегрузки транзитных грузов на другие транспортные средства, в том числе с дроблением партий
1. Перегрузка транзитных грузов в пути следования с одних транспортных средств на другие, в том числе с дроблением партий, производится в местах, определяемых в каждом случае федеральным органом, уполномоченным в области таможенного дела.
2. Перегрузка, складирование, разделение грузовых партий на более мелкие партии и изменение в способе перевозки таких грузов, а также сборка, разборка или повторная сборка машин, тяжеловесных и громоздких грузов не исключают их из понятия «транзитные грузы» при условии, что любые такие операции производятся исключительно в целях удобства перевозки.
3. Транзитные грузы могут быть перегружены из одного транспортного средства в другое без разрешения таможенной службы при условии, что таможенные пломбы и крепежные приспособления не взломаны и не нарушены. В этом случае таможенный орган должен быть предварительно уведомлен о такой перегрузке.

Статья 14. Прерывание транзита
В случаях прерывания транзита по причине наступления обстоятельств непреодолимой силы применяется порядок, установленный нормами российского таможенного законодательства.

Глава V. ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ТРАНЗИТНЫХ ПЕРЕВОЗОК
Статья 15. Документация на транзитные грузы
1. Для осуществления перевозки транзитных грузов по территории Российской Федерации перевозчик или экспедитор должны представить в таможенный орган, через который осуществляется ввоз транзитного груза, следующие сведения:
а) о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами;
б) о стране отправления (стране назначения) товаров;
в) о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора;
г) о транспортном средстве, на котором грузы перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом также о водителях транспортного средства;
д) о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков;
е) об общем количестве грузовых мест;
ж) о пункте назначения грузов;
з) о планируемой перегрузке грузов или других грузовых операциях в пути;
и) о планируемом сроке перевозки грузов;
к) о маршруте, в случае если осуществляется перевозка грузов, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
2. В качестве документа, сопровождающего транзитный груз, таможенные органы Российской Федерации принимают в зависимости от вида транспорта следующие коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, составленные на общепринятых языках международного общения:
– авиационная грузовая накладная (Air Waybill),
– международная автомобильная накладная (CMR),
– накладная СМГС,
– коносамент FIATA;
– накладная FIATA;
– коносамент (Bill of Lading);
– грузовая ведомость (Cargo Manifest);
– книжка МДП (Carnet TIR).
3. Если документы, представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат всех сведений, указанных в пункте 1 настоящей статьи, эти сведения представляются дополнительно путем внесения недостающих сведений в письменной форме в транзитную декларацию. Форма транзитной декларации и порядок ее заполнения устанавливаются федеральным органом, уполномоченным в области таможенного дела.
4. Должностным лицам специально уполномоченных органов исполнительной власти, осуществляющим контроль транзитных грузов, запрещается требовать от участников транзита другой документации транзита грузов, кроме определенной в пункте 2 настоящей статьи.

Статья 16. Идентификация транзитных грузов и документов на них
1. В таможенном пункте отправления Российской Федерации осуществляется идентификация транзитных грузов в целях обеспечения возможности обнаружения таможенным пунктом назначения следов изъятия транзитных грузов, вложения товаров в транспортное средство или совершения с транзитными грузами каких-либо операций, если указанные действия могли быть совершены при их перевозке в соответствии с внутренним таможенным транзитом.
2. Средством таможенной идентификации транзитных грузов выступает наложение таможенных пломб и печатей на средство транзита, в случае если это средство транзита удовлетворяет следующим перечисленным требованиям:
а) таможенные пломбы и печати могут быть наложены простым и надежным способом; б) транзитные грузы не могут быть извлечены из опломбированной части грузового помещения средства транзита или вложены в нее без оставления видимых следов вскрытия или повреждения таможенных пломб и печатей;
в) все места, в которых могут находиться транзитные грузы, легко доступны для таможенного досмотра.
3. В случае если средство транзита не удовлетворяет требованиям, перечисленным в пп. (а) – (в) пункта 2 настоящей статьи, то средствами таможенной идентификации транзитных грузов могут выступать иные способы, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.
4. Таможенные органы Российской Федерации признают средства таможенной идентификации транзитных грузов иностранных государств в случае, если Российская Федерация является участницей соответствующих двухсторонних и многосторонних соглашений и конвенций.
5. Таможенные органы Российской Федерации осуществляют идентификацию транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на грузы в таможенных целях. Для целей идентификации документов таможенные органы Российской Федерации могут:
а) проставлять на документах печати и штампы;
б) наносить специальные наклейки, специальные защитные приспособления;
в) помещать документы, необходимые для таможенных целей, в грузовые отделения транспортных средств, контейнеров или съемных кузовов, на которые налагаются таможенные пломбы и печати;
г) помещать документы, необходимые для таможенных целей, в сейф-пакеты.

Глава VI. ТАРИФЫ И ВЗАИМОРАСЧЕТЫ
Статья 17. Тарифы и расчеты при транзитных перевозках грузов
1. Транзитные грузы и транспортные средства, перевозящие транзитные грузы, не подлежат обложению таможенными пошлинами или налогами, а также в отношении них не применяются запреты и ограничения экономического характера, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Транзитное движение может облагаться только сборами, предназначенными исключительно для покрытия связанных с транзитом таможенных расходов по надзору и оформлению транзитных грузов. Ставки этих сборов должны максимально соответствовать расходам, на покрытие которых они предназначаются, и при условии соблюдения этого положения сборы должны взиматься в соответствии с требованием недискриминации.
2. Тарифы на оказание услуг при работе с транзитными грузами определяются договорами (контрактами), заключаемыми как между резидентами Российской Федерации, так и нерезидентами, свободно выбирающими комплекс транзитных услуг, их поставщиков, а также средства транзита в зависимости от условий перевозок.
3. Расчеты между грузовладельцами и другими участниками транзита осуществляются в порядке, определенном этими договорами (контрактами).

Глава VII. РЕГУЛИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ПЕРЕВОЗОК ТРАНЗИТНЫХ ГРУЗОВ
Статья 18. Таможенный контроль за перевозками транзитных грузов
1. Транзитные грузы в течение всего времени их перевозки по территории Российской Федерации находятся под таможенным контролем, осуществляемым в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации федеральным органом Российской Федерации, уполномоченным в области таможенного дела.

Статья 19. Меры, принимаемые при аварии или действии непреодолимой силы при перевозке транзитных грузов
В случае аварии или действия непреодолимой силы перевозчик обязан:
а) принять все меры для обеспечения сохранности транзитного груза;
б) незамедлительно уведомить таможенный орган Российской Федерации обо всех обстоятельствах дела;
в) обеспечить перевозку транзитного груза в ближайший таможенный пункт Российской Федерации.

Статья 20. Регулирование и координация деятельности в сфере перевозок транзитных грузов
1. Регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, производящих контроль за перевозками транзитных грузов, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое определяет меры по усовершенствованию этого контроля в соответствии с международными стандартами и привлечению на российские транспортные коммуникации дополнительных потоков транзитных грузов.
2. Правительство Российской Федерации в случае наступления обстоятельств, угрожающих эпидемиологической безопасности, по представлению государственных органов, отвечающих за санитарный, ветеринарный и фитосанитарный контроль товаров, может вводить временные ограничения или запрещения на транзитные перевозки отдельных видов грузов. В случае введения таких ограничений Правительство Российской Федерации обязано заблаговременно извещать о них всех участников внешнеэкономической деятельности, а также транзитных перевозок, а также указывать сроки действия таких ограничений/запрещений.
3. Регулирование тарифов на перевозки транзитных грузов по территории Российской Федерации осуществляет федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области транспорта.
4. Координацию деятельности участников транзита осуществляет федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации в области транспорта.
5. Основными задачами координации являются:
а) обеспечение взаимодействия участников транзита с целью обеспечения бесперебойных перевозок транзитных грузов и устранения простоев и задержек средств транзита;
б) обеспечение обоснованного уровня тарифов на перевозки транзитных грузов, не превышающего тарифа на перевозки аналогичных грузов во внутреннем и экспортно-импортном сообщении;
в) обеспечение высокого качества транзитных услуг (работ), оказываемых на территории Российской Федерации;
г) разработка и реализация мероприятий, направленных на приведение национальных транзитных услуг (работ) в соответствие с международными стандартами.

Статья 21. Ответственность за нарушение законодательства о транзите грузов через территорию РФ
1. Юридические и физические лица, являющиеся участниками транзита и осуществляющие перевозку транзитных грузов, оказывающие услуги (выполняющие работы) в сфере транзита грузов, несут полную ответственность за:
а) доставку транзитных грузов и документов на них в сроки, установленные таможенным органом отправления, в таможенный орган назначения, указанный в документах контроля доставки грузов;
б) обеспечение сохранности транзитных грузов, а также таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались;
в) недопущение грузовых операций с транзитными грузами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки транзитных грузов на другое транспортное средство в случаях, предусмотренных таможенным законодательством.
2. Ответственность участников транзита определяется в виде уплаты всех сумм таможенных платежей, которые подлежали бы уплате при помещении транзитных грузов под режим выпуска для свободного обращения или экспорта в случаях, если данные транзитные грузы во время транзита были выданы без разрешения таможенного органа, либо были утрачены при перевозке транзитом, либо не были доставлены в таможенный орган назначения.
3. Участники транзита не несут ответственности, если утрата или недостача транзитных грузов произошли из-за действия непреодолимой силы, вследствие естественного износа или убыли при обеспечении нормальных условий транспортировки, а также вследствие неправомерных действий органов, должностных лиц иностранных государств.

Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 22. Сроки введения в действие настоящего Федерального закона
Настоящий федеральный закон вводится в действие с «__» _________ 200_ г. (или с момента опубликования)
Статья 23. Приведение актов законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим Законом
Правительству Российской Федерации в срок до «___» _________ 200_г.:
1) внести изменения и дополнения в главы 10 «Внутренний таможенный транзит» и 18 «Основные таможенные режимы» Таможен- ного кодекса Российской Федерации для приведения его положений в соответствие с положениями настоящего Федерального закона;
2) представить на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ предложения по приведению федерального законодательства Российской Федерации в соответствие с настоящим законом;
3) привести подзаконные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим законом;
4) обеспечить пересмотр и отмену федеральными органами исполнительной власти изданных ими нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему закону;
5) в соответствии с компетенцией федеральных органов исполнительной власти обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных настоящим законом.

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №1 2007