Страхование

Беззащитный грузопоток и культура страхования


Несмотря на то, что в последние годы рынок страхования грузов в России развивается довольно динамично, в стране до сих пор страхуется не более 15-30% грузов.

Если смотреть на процентную составляющую, то около 50% от общей величины грузооборота приходится на магистральный трубопроводный транспорт. Но грузопотоки по нему либо не страхуются совсем, либо страхуются специализированными кэптивными страховщиками – страховыми компаниями, принадлежащими нефтяникам или газовщикам и страхующими грузы по более низким ставкам.
Около 35% приходится на долю грузооборота железнодорожного транспорта. Хотя возможности страхования грузов здесь огромны, ряд особенностей не дает до конца им развернуться. Дело в том, что до сих пор монополию на доступ к страхованию грузов, отправляемых по железной дороге, имеют компании, входящие в систему железнодорожных акционерных страховых обществ. Особенно эта ситуация характерна для регионов. Доступ к конкурентному страхованию получают, как правило, промышленные предприятия, имеющие собственную железнодорожную инфраструктуру и подвижной состав. В оставшиеся 15% российского грузооборота входят высокорисковые автомобильные перевозки, малая доля застрахованного грузооборота в ж/д транспорте, морские и воздушные грузоперевозки. Именно этот сегмент является конкурентной средой для примерно 400 российских страховых компаний, которые осуществляют страхование грузов, перевозимых всеми видами транспорта. Так или иначе, но 70% российских грузов «передвигаются» без страховой защиты. Как правило, это товары средних и малых компаний. Сегодня обязательное страхование в контрактах между отечественными организациями не предусматривается, поэтому они предпочитают экономить на страховых услугах. Хотя риск потерять или повредить груз, а значит и не получить определенную долю прибыли, довольно велик. К основным рискам, которым может быть подвергнут груз во время транспортировки, относятся его гибель, повреждения, утрата во время погрузки/выгрузки, а также в результате аварии, кражи и т.д.
Согласно статистическим данным Ингосстраха, убыточность по страхованию грузов в течение последних лет составляет 33%. Около 30% всех убытков приходится на морские перевозки, более 60% – на наземную транспортировку. Лидерами среди самых рискованных грузов с точки зрения страхования являются бытовая и компьютерная техника, товары народного потребления, лекарства и фармацевтические товары. 12-15% от общей суммы убытков составляют оборудование и бытовая техника, 8% – сигареты, затем идут продукты питания и легковые автомобили с 5,4% и 4,6% соответственно. Причем наибольшему риску подвергаются перевозки этих грузов автомобильным транспортом. Максимальное количество страховых выплат приходится именно на случаи хищения груза при автомобильной транспортировке. Самыми не рисковыми, но довольно дорогими грузами являются вещи, перевозимые воздушным транспортом. Однако относительно невысокий риск при перевозке может полностью покрываться высоким риском пропажи или повреждения груза при его хранении на складе.
Одной из причин того, что владельцы грузов пренебрегают страховой защитой, остается низкая страховая культура. Впрочем, не только русский «авось» снижает темпы развития этого вида страхования. Например, зачастую для автомобильных грузоперевозок привлекаются так называемые «серые» перевозчики, которые привлекают грузовладельцев более низкой ценой. Однако страховщики крайне неохотно принимают на страхование грузы, перевозимые такого рода «полуофициальными» перевозчиками из-за того, что предъявление каких-либо доказательственных требований при наступлении страховых случаев здесь весьма затруднительно.

По материалам «Ингосстрах Report»

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №1 2007