Документы

Общие условия деятельности экспедиторов Российской Федерации


АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ ЭКСПЕДИТОРОВ
Утверждены Общим собранием Ассоциации российских экспедиторов 17 апреля 2007 г.
(Указанные Общие условия отменяют действие Общих условий деятельности российских международных экспедиторов от 18 апреля 1995 г.) г. Москва 2007


1. Общие положения и применение
1.1. Настоящие Общие условия деятельности экспедиторов Российской Федерации, в дальнейшем «Общие условия».
1.2. Устанавливают и регулируют договорно-правовые отношения между экспедитором и клиентом.
1.3. Имеют юридическую силу и применяются только тогда, когда они включены в письменной форме в договор транспортной экспедиции или когда на эти Общие условия есть ссылка в письменном виде в договоре транспортной экспедиции или в экспедиторском документе.
1.4. Настоящие Общие условия применяются, если договором транспортной экспедиции не установлено иное.
1.5. Печатаются на оборотной стороне бланков экспедиторских документов Международной федерации экспедиторских ассоциаций (ФИАТА): поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка и экспедиторский сертификат перевозки.

2. Определение понятий
В настоящих Общих условиях применяются понятия и определения, изложенные в «Правилах транспортно-экспедиционной деятельности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.06 № 554.

3. Договор транспортной экспедиции
3.1. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.
3.2. По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение предусмотренных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с доставкой грузов клиенту одним или несколькими видами транспорта.
3.3. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, получение документов, требующихся для осуществления экспорта, импорта, транзита грузов, производство таможенных и иных формальностей, проверку качества, количества и состояния груза, его погрузку и выгрузку, уплату пошлин, сборов и других расходов, а также осуществление иных работ и услуг, связанных с перевозкой груза.
3.4. По договору транспортной экспедиции клиент обязуется возместить экспедитору все расходы и затраты, понесенные экспедитором в связи с исполнением договора, и уплатить экспедитору денежное вознаграждение.
3.5. Если выполнение экспедитором своих обязательств находится под угрозой срыва, возникшей не по вине экспедитора вследствие возможных помех, препятствий или любых рисков, включая угрозу состоянию грузов, и если эта угроза срыва не вызвана ошибками или небрежностью экспедитора и не может быть предотвращена путем принятия разумных мер и усилий, экспедитор имеет право отказаться от дальнейшего исполнения договора транспортной экспедиции и по мере возможности может передать эти грузы или любую их часть клиенту в месте, которое, по мнению экспедитора, является безопасным, удобным и пригодным для такого действия. При этом ответственность экспедитора в отношении такого груза должна быть прекращена, и экспедитор имеет право на получение согласованного по договору вознаграждения и компенсации, а клиент обязан оплатить дополнительные затраты и расходы, проистекающие из вышеупомянутых обстоятельств.

4. Экспедиторские документы
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2006 г. № 554 для осуществления своей деятельности на территории Российской Федерации экспедиторы используют следующие экспедиторские документы: поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка. Проформы этих документов утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации.
Для организации перевозок грузов международной торговли экспедиторы – члены Ассоциации российских экспедиторов на основании договора с дирекцией Ассоциации российских экспедиторов могут использовать бланки экспедиторских документов ФИАТА. Право на использование этих бланков документов предоставляется Ассоциации российских экспедиторов при условии принятия экспедитора в члены Ассоциации российских экспедиторов.
К экспедиторским документам ФИАТА относятся:
1. Поручение экспедитору.
2. Интермодальное весовое свидетельство грузоотправителя.
3. Декларация грузоотправителя о перевозке опасных грузов.
4. Складская расписка экспедитора.
5. Экспедиторская расписка о приеме груза.
6. Экспедиторский сертификат перевозки.
7. Оборотный мультимодальный транспортный коносамент.
8. Необоротная мультимодальная транспортная накладная.

5. Поручение экспедитору
5.1. Поручением экспедитору является документ, выдаваемый клиентом экспедитору на организацию перевозки отдельной партии груза. Поручение экспедитору выдается как в рамках заключенного договора транспортной экспедиции, так и может быть разовым.
5.2. В случае если поручение экспедитору выдается клиентом в рамках подписанного между клиентом и экспедитором договора и при наличии согласованных ставок, экспедитор принимает такое поручение к исполнению немедленно по его получении.
5.3. Если поручение экспедитору выдается клиентом в качестве отдельного задания, то необходимо подтверждение экспедитора на исполнение такого поручения. Подтвержденное экспедитором поручение рассматривается как заключенный договор транспортной экспедиции.
5.4. Поручение экспедитору выдается в письменной форме: телексные и телеграфные поручения, а также поручения, переданные электронными средствами связи, считаются выданными в письменной форме.
5.5. Изменения и дополнения поручений экспедитору должны производиться только в письменном виде.
5.6. Выданное экспедитору поручение должно содержать все данные, относящиеся к состоянию груза и условий его перевозки, необходимые для надлежащего его выполнения. За возможные последствия неправильных или неполных данных ответственность несет клиент.
5.7. Бланк поручения экспедитору предоставляется экспедитором клиенту.

6. Грузы
6.1. Экспедитор не проверяет вес и количество мест принятого перевозчиком от клиента или клиентом от перевозчика груза, если на это нет специального указания клиента. Вес и количество мест устанавливается лишь в том случае, если груз принимается на склад экспедитора или отгружается со склада экспедитора, а также при выполнении экспедитором договора на условиях «от двери до двери».
6.2. Опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются экспедитором только при предоставлении клиентом в письменной форме информации об условиях их транспортировки. Если такие грузы передаются экспедитору без специальных указаний, то клиент принимает на себя ответственность за все убытки, которые могут возникнуть в связи с экспедированием, перевозкой, хранением и перевалкой этих грузов.

7. Страхование
8.1. Страхование грузов может осуществляться экспедитором только по письменному поручению клиента. При этом страхование производится с учетом исключений и условий полисов страховых компаний, принимающих на себя риски.
8.2. При выдаче клиенту экспедиторских документов ФИАТА (ФБЛ и ФВБ) экспедитор обязан страховать свою ответственность в качестве договорного перевозчика.
8.3. Страхование ответственности экспедитора по другим документам ФИАТА (СР, ФЦР, ФЦТ) носит рекомендательный характер.

8. Права и обязанности экспедитора
Экспедитор имеет право:
8.1. Привлекать третьих лиц для выполнения договора транспортной экспедиции.
8.2. Осуществлять перевозку груза на транспортном средстве, находящемся у него в собственности, в аренде и/или на ином законном основании.
8.3. Предлагать клиенту смешанный способ перевозки и выступать в качестве договорного перевозчика. В этом случае экспедитор по договоренности с клиентом может выдавать документ смешанной перевозки – коносамент или накладную ФИАТА, при этом взаимоотношения между экспедитором и клиентом регулируются положениями, изложенными на оборотной стороне этих документов.
8.4. Требовать от клиента возмещения всех расходов, возникших у него при исполнении договора, а также уплаты согласованного вознаграждения.
Экспедитор обязан:
8.5. Добросовестно исполнить заключенный с клиентом договор или принятое экспедитором поручение в интересах клиента.
8.6. Точно следовать указаниям клиента. Если указание клиента мешает экономичной и безопасной доставке груза, экспедитор должен немедленно обратить на это внимание клиента. Если клиент не даст новых инструкций, то экспедитор выполняет поручение согласно ранее данным указаниям клиента с отнесением всех расходов и рисков на клиента.
8.7. Если экспедитор не в состоянии полностью или частично выполнить поручение по не зависящим от него причинам, то исполнение соразмерно отодвигается на время действия этих причин. Экспедитор обязан немедленно информировать клиента о невозможности исполнения поручения.

9. Ответственность экспедитора
9.1. Ответственность экспедитора определяется условиями договора транспортной экспедиции, главой 41 ГК РФ и положениями Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».
В том случае, когда экспедитор по договору транспортной экспедиции осуществляет часть экспедиторских функций (документальное оформление перевозки, организация перевозки, экспедиция по отправлению груза, экспедиция по приему груза и тому подобное), его ответственность перед заказчиком ограничивается фактическими действиями экспедитора и соответствующим размером вознаграждения экспедитора, предусмотренного договором транспортной экспедиции. В этом случае экспедитор не может нести ответственность за убытки, связанные с повреждением, утратой груза или несвоевременной его доставкой.
9.2. В том случае, когда экспедитор по договору транспортной экспедиции осуществляет свою деятельность на условиях поставки груза «от двери до двери», он несет ответственность перед клиентом по основаниям и в размере, определенными правилами главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом при использовании экспедитором документов ФИАТА его ответственность ограничивается правилами этих документов на основании пункта 3 ст. 6 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности».

10. Пределы ответственности экспедитора
10.1. Пределы ответственности экспедито ра устанавливаются законодательством Российской Федерации. Ответственность за любые утрату и ущерб грузу не должны превышать в каждом конкретном случае суммы, установленной российскими нормативными актами. Если экспедитор докажет, что нарушение его обязательств по договору вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
10.2. Если экспедитору при выполнении им договора транспортной экспедиции на условиях «от двери до двери» не было вручено извещение об утрате груза или нанесенном грузу ущербе лицом, уполномоченным получить этот груз в момент передачи ему груза, то такая передача является фактическим доказательством доставки груза в хорошем состоянии в соответствии с договором. В тех случаях, когда утрата или ущерб не являются очевидными, признается то же самое правило фактической доставки груза, если в течение шести календарных дней, считая с даты получения груза, не поступило в письменном виде от получателя извещения об утрате груза или ущербе грузу.

11. Ответственность экспедитора за действия привлеченных им третьих лиц к исполнению договора транспортной экспедиции
Экспедитор несет ответственность за действия третьих лиц, привлеченных им к исполнению своих обязательств по договору транспортной – экспедиции. При этом общая ответственность экспедитора и привлеченного участника исполнения договора транспортной экспедиции не должна превышать пределов ответственности, относящейся к данному виду услуг в соответствии с четко выраженным соглашением между экспедитором и клиентом или проистекающих из настоящих Общих условий.

12. Право удержания
12.1. Экспедитор в любое время имеет право удержания груза на любую сумму, причитающуюся экспедитору от клиента, включая расходы по складированию и хранению, а также в качестве компенсации всех понесенных экспедитором расходов. Указанное правило не применяется при использовании экспедиторской расписки ФИАТА.
12.2. Экспедитор может удерживать груз любым разумным способом, который, по мнению экспедитора, подходит для этих целей.

13. Права и обязанности клиента
13.1. Клиент имеет право требовать от экспедитора исполнения принятого поручения надлежащим образом с должным усердием, с тщательностью добросовестного предпринимателя, в установленный срок и в интересах клиента.
13.2. Клиент имеет право отозвать ранее выданное экспедитору поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, связанных с исполнением поручения, и выплатить разумное вознаграждение.
13.3. Клиент принимает на себя все расходы и затраты, связанные с действиями экспедитора в интересах клиента в непредвиденных обстоятельствах.
13.4. Клиент обязан сообщить экспедитору всю необходимую для осуществления экспедирования информацию о грузе и своевременно предоставить в распоряжение экспедитора все документы, требуемые для выполнения поручения, указать особые свойства груза, вследствие которых может быть нанесен вред другим грузам, людям, окружающей среде.
13.5. Клиент гарантирует правильность и полноту предоставляемых экспедитору данных о грузе, передаваемом экспедитору, свойства груза, касающиеся общей природы, его маркировки, веса, объема, количества и, если требуется, на степень опасности груза.
13.6. Клиент обязан возместить экспедитору все затраты и расходы, понесенные им в связи с исполнением поручения на экспедирование груза.
13.7. Клиент обязан возместить экспедитору все предъявляемые ему убытки, проистекающие из общей аварии, и предоставить по требованию экспедитора гарантии, обеспечивающие удовлетворение таких убытков.
13.8. Клиент обязан уплатить экспедитору вознаграждение в соответствии с договором транспортной экспедиции.

14. Ответственность клиента
14.1. Клиент несет перед экспедитором ответственность за все потери, убытки, расходы, затраты и официальные сборы, понесенные экспедитором в связи с неполной информацией или неточным поручением, переданным им экспедитору или любым лицом, действующим от имени клиента.
14.2. Клиент несет ответственность за простой транспортных средств под погрузкой или выгрузкой или в ожидании погрузки/выгрузки, вызванный любыми действиями или бездействиями клиента, а также несвоевременным приемом или вывозом грузов со складов перевозчиков, в размере штрафных санкций, предъявленных перевозчиками экспедитору.
14.3. Клиент несет ответственность за простои на границе, связанные с неправильным или неполным оформлением клиентом документов при отгрузке.
14.4. Клиент компенсирует расходы экспедитора на оплату простоев, связанных с выполнением государственными органами своих обязанностей (таможенный досмотр и т.п.).

15. Претензия и иски
Споры и разногласия между экспедитором и клиентом, возникающие при исполнении договора транспортной экспедиции или поручения экспедитору, регулируются действующим российским законодательством и условиями конкретного договора транспортной экспедиции, при этом обязательно предварительное предъявление претензии стороной, право которой было нарушено в сроки, предусмотренные действующим законодательством.

16. Обязательность Общих условий
Общие условия имеют силу и применяются только в том случае, если они не противоречат положениям российского законодательства, регулирующего гражданские правоотношения по договору транспортной экспедиции.
Настоящие Общие условия отменяют действие Общих условий деятельности российских международных экспедиторов от 18 апреля 1995 г.

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №2 2007