Минтранс – ФТС/Совместная коллегия

Таможня должна быть полностью отделена от коммерции


В апреле в Москве состоялось совместное заседание коллегии Минтранса и ФТС России на тему «Совершенствование порядка взаимодействия Минтранса России и ФТС России при обустройстве пунктов пропуска через государственную границу РФ и осуществлении в них контрольных и надзорных функций».
В работе коллегии приняли участие первый вице-премьер Сергей Иванов, министр транспорта Игорь Левитин, руководитель Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов, руководители транспортных и судоходных компаний, представители заинтересованных ведомств.


Открывая заседание, первый вице-премьер Сергей Иванов отметил, что участники совместной коллегии собрались не для выяснения отношений, а для поиска взаимо- приемлемых решений по спорным вопросам, ибо в условиях глобализации экономики только объединение усилий транспортников и таможенников способно создать комфортные условия для осуществления всевозрастающего товарооборота между Россией и нашими зарубежными партнёрами. Более того, учитывая, что интеграционные процессы всё больше стирают границы между государствами, от качества и скорости проведения таможенных процедур, особенно на пунктах пропуска, во многом зависит и конкурентоспособность нашей экономики. А время, как говорится, деньги! По словам вице-премьера, мало сделать так, чтобы товары быстро перемещались по территории России. Нужно в корне менять положение дел, когда госграница превращается в труднопреодолимое препятствие на пути добросовестных перевозчиков. Понятно, что мы имеем дело с комплексной проблемой, к решению которой надо подходить системно.
С. Иванов подробно остановился на некоторых задачах, которые следует решить в ближайшее время. Прежде всего своего дальнейшего совершенствования требует нормативно-правовая база деятельности пунктов пропуска. Сейчас ведётся активная работа над подготовкой правительственных документов, направленных на выполнение принятого в декабре 2006 года федерального закона № 226.
Следующая важная задача – оптимизация сети пунктов пропуска. На мой взгляд, сегодня их слишком много. Благодаря проведённой паспортизации мы имеем достоверные сведения об их состоянии, а также интенсивности проходящих грузо- и пассажиропотока. В ближайшее время нужно чётко определиться, какие пункты нам нужны, и сделать всё, чтобы они могли нормально функционировать, а какие стоит закрыть, естественно, соблюдая все предусмотренные законом процедуры. И напротив, если где-то нужно открывать новые пункты и осуществлять международное сообщение, например в морских портах, аэропортах, если это экономически выгодно и юридически обосновано, давайте будем их открывать. Отдельная тема для разговора – вопрос ы функционирования пунктов пропуска. Проблем здесь накопилось очень много. Это касается как осуществления перед законодательством таможенных процедур, так и обустройства самих пунктов пропуска. При этом имеется в виду не только их техническое состояние, но и социально-бытовые условия, в которых трудятся таможенники. С ростом товарооборота пропорционально увеличивается нагрузка и на таможню. Вопрос в том, как в подобных условиях сделать её работу более надёжной и эффективной, т.е. такой, чтобы за державу не было обидно? Ответ один – нужно интенсифицировать деятельность таможенных органов. В первую очередь за счёт использования самых современных технологий и организации контроля надзора. И многое здесь уже делается. В рамках реализации концепции развития таможенных органов, выполнения федеральной целевой программы «Государственная граница» (2003-2010 гг.) осуществляются мероприятия по реконструкции ряда пунктов пропуска и их оснащению новейшими инспекционно-досмотровыми комплексами. Задача же транспортников всемерно содействовать в осуществлении этих мероприятий. Прежде всего это относится к созданию и поддержанию в надлежащем состоянии инфраструктуры, а также принятию мер по рациональному распределению грузо- и пассажиропотоков. Например, почему бы на подъездах к пунктам пропуска не создавать т.н. «зелёные улицы» движения легковых автомобилей и автобусов с пассажирами, не заставляя их часами стоять в очереди вместе с грузовыми автомобилями. По словам С. Иванова, таможня должна быть полностью отделена от каких-либо коммерческих функций, поскольку она выполняет государственную задачу. Сегодня на таможенных пунктах пропуска существует большое количество околотаможенных услуг, где фирмы-посредники предлагают те или иные «услуги» за быстрое прохождение границы, растаможку и так далее, и тому подобное. Мы заставляем сегодня платить перевозчиков дополнительные средства за ту функцию, которая полностью должна обеспечиваться государством. Это я бы хотел подчеркнуть, – заявил первый вице-премьер.
Говоря об автомобильных пунктах пропуска на границе, он отметил: Я тоже считаю, что необязательно осуществлять растаможку в узком горлышке на контрольно-пропускном пункте. Можно идти на то, чтобы в крупных логистических центрах внутри российской территории осуществлять эту процедуру, не задерживая перевозку грузов. Но здесь нужен контроль. В этом случае на каждую фуру вешается маяк ГЛОНАСС, а правила таковы, что если фура по дороге в крупный таможенный терминал куда-то свернет, то санкции должны быть разорительными для компании-грузоперевозчика в миллионах долларов штраф, чтобы она не скинула груз по дороге. Просто разорительные штрафы, как во всем мире. Тогда добросовестные перевозчики будут приезжать туда, куда нужно, где их ждут, а не колесить по стране с определенными целями. Особых слов заслуживает и ситуация, которая сложилась на железной дороге. На ней у нас практически отсутствуют пункты пропуска, которые удовлетворяли бы современным требованиям, – сказал С. Иванов По его словам, из 59 железнодорожных пунктов пропуска только четыре удовлетворяют требованиям, предъявляемым таможенными органами. Считаю, что открытое акционерное общество «Российские железные дороги», которое больше других заинтересовано в увеличении пропускной способности железнодорожных пунктов, должно принимать более действенные меры для обеспечения их нормального функционирования, – заявил С. Иванов. Первый вице-премьер подчеркнул, что на железной дороге таможенный контроль осуществляется на обычных станциях, находящихся зачастую за десятки километров от госграницы. Причем иногда, еще до подхода к ним, уже на российской территории поезда делают многочисленные остановки на промежуточных станциях. О каком надежном заслоне контрабанде и наркотикам можно говорить? – отметил С. Иванов. Он подчеркнул, что после пересечения границы поезд останавливается на промежуточной станции и только через два-три часа приходит на железнодорожный пункт пропуска. Все что угодно можно выгрузить, – заявил С. Иванов.
При этом я, конечно же, понимаю, что вопросы обустройства требуют значительных капитальных вложений, а главное – времени. Но другого пути у нас нет, и делать это все равно придется, – убежден первый вице-премьер.

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №2 2007