Речные перевозки

Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям – ВОПОГ-2005


Виктор Воронцов, главный эксперт Российского речного регистра, академик Российской академии транспорта

Вслед за изданием Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов с измененной структурой (ДОПОГ-2005), действующего с 1 января 2005г., Европейская экономическая комиссия (ЕЭК ООН) издала Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ-2005). Структурно ВОПОГ-2005, как и ВОПОГ-2003, состоит из двух томов формата А-4 объемом 450 – 500 страниц каждый. Прошедшее 23-25 января 2006г. совместное совещание экспертов ЕЭК ООН и Центральной комиссии судоходства по Рейну (ЦКСР) согласовало очередной блок поправок к ВОПОГ-2005 и приняло решение издать до 1 января 2007 г. вариант ВОПОГ-2007, включающий в себя очередной блок поправок, согласованный группой экспертов. По содержанию новое издание, как и ранее, включает:
– Заключительный акт конференции;
– Резолюцию о последующей деятельности по итогам конференции;
– Соглашение, принятое 25 мая 2000 г.;
– Прилагаемые правила с поправками по состоянию на 1 января 2007 г.
В соответствии со ст. 11 соглашения для вступления его в силу необходима сдача на хранение документов о его принятии, утверждении или присоединении от семи стран. По состоянию на 1 мая 2007 г. участницами соглашения являются уже 5 стран (Нидерланды, Россия, Австрия, Венгрия, Болгария) и ожидается, что в 2008 г. их количество может достигнуть семи.
Дунайская комиссия (ДК), не дожидаясь вступления соглашения в силу, в рамках своего региона (Дунай) уже ввела в действие прилагаемые к соглашению правила с 1 января 2003 г., издав их на русском, французском и немецком языках. На Рейне, до вступления соглашения в силу, действуют Правила перевозки опасных грузов по Рейну, практически соответствующие Правилам ВОПОГ. Понимая, что процесс ратификации и присоединения может быть достаточно длительным, Резолюция, принятая Дипломатической конференцией, рекомендует государствам, заинтересованным стать сторонами соглашения, вводить в действие на национальном уровне обновленные предписания, не дожидаясь вступления соглашения в силу. Главным документом, разрешающим судну перевозить опасные грузы в соответствии с разделом 1.16.1 ВОПОГ-2005, является свидетельство о допущении в соответствии с формой, установленной в пунктах 8.6.1.1 или 8.6.1.3 раздела 8.6.1 ВОПОГ. Порядок выдачи свидетельств о допущении определен в разделе 1.16.2, где говорится, что такое свидетельство выдается компетентным органом Договаривающейся стороны, где зарегистрировано судно, или при отсутствии такового компетентным органом Договаривающейся стороны, где находится порт приписки судна, или при отсутствии такового компетентным органом Договаривающейся стороны, где находится штаб-квартира собственника судна, или при отсутствии такового компетентным органом, выбранным собственником, либо его представителем.
В разделе 1.8.4 ВОПОГ говорится, что Договаривающиеся стороны сообщают Секретариату ЕЭК ООН адреса органов и назначенных ими организаций, обладающих компетенцией, в соответствии с внутригосударственным правом, в вопросах применения ВОПОГ. На основе полученной информации Секретариат ЕЭК ООН составляет перечень, который затем постоянно обновляется. В Российской Федерации в качестве компетентного органа по вопросам ВОПОГ является Министерство транспорта.
Назначение в качестве компетентного органа Министерства транспорта создает определенные проблемы в вопросах связи с водными бассейнами. Видимо, предвидя это, в пункте 1.16.2.3 ВОПОГ предусмотрено, что компетентный орган может делегировать свои полномочия на выдачу свидетельства о допущении органу по освидетельствованию, о котором говорится в разделе 1.16.4. В пункте 1.16.4.1 этого раздела говорится, что органы по освидетельствованию должны быть признаны администрацией Договаривающейся стороны в качестве органов, компетентных в области постройки и осмотра судов внутреннего плавания, и органов, компетентных в области перевозки опасных грузов по внутренним водным путям. Органы по освидетельствованию должны отвечать целому ряду требований, в частности предусматривается существование структуры и персонала, объективно свидетельствующих о профессиональном уровне и опыте органа. В соответствии с пунктом 1.16.4.2 органы по освидетельствованию могут пользоваться услугами экспертов (например, эксперта по электрооборудованию) или специализированных органов в соответствии с национальными правилами (например, услугами классификационных обществ).
Административный комитет, создаваемый в соответствии со статьей 17 Соглашения о ВОПОГ, ведет список назначенных органов по освидетельствованию. Процедура осмотра судна для получения свидетельства о допущении изложена в разделе 1.16.3, из которого вытекает, что все осмотры в смысле ВОПОГ делаются с ведома компетентного органа, т.е. Минтранса, и ему же согласно разделу 1.16.5 подаются заявки на выдачу свидетельства о допущении. Таким образом, получается, что начинать надо с определения на местах в речных портах на различных бассейнах органов по освидетельствованию в соответствии с положениями пункта 1.16.1.4.
Сам осмотр судна в соответствии с положениями пункта 1.16.3.1 раздела 1.16.3 может быть проведен как органом по освидетельствованию, так и признанным классификационным обществом, каким в России является Российский речной регистр. На основании их отчетов об осмотре и выдается свидетельство о допущении, а в самом свидетельстве указывается, на основании чего оно выдано. С учетом изложенного можно понимать, что выданное Российским речным регистром свидетельство о пригодности судна для перевозки опасных грузов по существующей в Речном регистре форме (РР-1.15) в любом случае является основанием для выдачи компетентным органом или по его поручению органом по освидетельствованию свидетельства о допущении, установленного в ВОПОГ образца без всяких дополнительных проверок судна.
Органы по освидетельствованию хотя по функциям вроде бы и схожи с функциями, выполняемыми классификационными обществами, однако на самом деле отличаются от последних хотя бы уже тем, что должны быть компетентны в области перевозки опасных грузов по внутренним водным путям. Эти положения были введены в ВОПОГ, по всей видимости, из практики, существующей на Рейне, где в соответствии со статьей 2.01 Правил освидетельствования судов на Рейне прирейнскими государствами в ряде портов учреждаются комиссии по освидетельствованию. Эти комиссии состоят из председателя и экспертов. В состав каждой комиссии в качестве экспертов входят следующие лица:
– сотрудник, компетентный в вопросах судоходства;
– эксперт по вопросам конструкции судов внутреннего плавания и их машин;
– эксперт-судоводитель, имеющий удостоверение на право управления судном на Рейне.
Председатель и эксперты каждой комиссии назначаются компетентными органами государства, к юрисдикции которого она относится. Задача данных комиссий – выдача удостоверения, разрешающего судну плавание по Рейну. В Германии такие комиссии имеются в 11 портах на Рейне и Дунае, во Франции в 3 портах и по одной комиссии в портах Бельгии, Нидерландов и Швейцарии. Видимо, аналогичные комиссии имеются в виду и в плане освидетельствования судов на предмет соответствия ВОПОГ. На Дунае, так же как и на Рейне, положения ВОПОГ действуют в виде самостоятельного документа ВОПОГ-Д, сохраняющего структуру и содержание ВОПОГ. Учитывая, что ВОПОГ-Д по статусу документов ДК является пока только рекомендациями, процедура пользования им на Дунае была несколько упрощена. Об этом, в частности, свидетельствует редакция главы 1.10, пункты 1.10.1 1.10.2 ВОПОГ-Д. В пункте 1.10.1 говорится, что компетентный орган любой страны – члена ДК назначает классификационные общества, которые он уполномочивает проводить осмотр судов, на основе которого выдается свидетельство о допущении, и сообщает о своем решении в ДК, которая доводит эту информацию до всех стран – членов ДК. Компетентные органы Украины сообщили в Секретариат ДК, что Регистр судоходства Украины уполномочен проводить осмотры судов согласно пункту 1.10.1 ВОПОГ-Д и выдавать свидетельства о допущении и временные свидетельства о допущении, согласно пунктам 1.11.4.1 и 1.11.2.3 ВОПОГ-Д.
Видимо, также поступят и другие страны – члены ДК, не являющиеся пока участниками соглашения. В пункте 1.10.3 главы 1.10 при этом отмечается, что в случае присоединения любой страны к соглашению и после вступления этого соглашения в силу положения главы 1.10 ВОПОГ-Д заменяются в такой стране положениями соглашения.
Не вдаваясь в детали предстоящей работы, в связи с приближающимся временем вступления Соглашения о ВОПОГ в силу, можно только отметить, что компетентным органам стран – членов ДК предстоит большая работа как в плане формирования органов, ответственных за выдачу свидетельств о допущении, так и в плане организации подготовки работников, участвующих в перевозке опасных грузов, печатании свидетельств и других бланковых материалов в соответствии с ВОПОГ. Необходимо также иметь в виду, что в соответствии с пунктом 8.1.2.1 раздела 8.1.2 – «Документы» на борту судна, перевозящего опасные грузы, помимо других предусмотренных документов должен находиться экземпляр ВОПОГ с прилагаемыми к нему правилами. Отмечается, что это может быть доступный в любой момент экземпляр в электронной форме. Как уже отмечалось выше, положения действующих на Дунае Правил перевозки опасных грузов (ВОПОГ-Д) по своему содержанию почти полностью повторяют ВОПОГ. На заседании недавно прошедшей Рабочей группы ДК по техническим вопросам (20-22 марта 2007 г.) была рассмотрена информация о том, что в связи с ожидаемым вступлением ВОПОГ в силу рамочная Директива ЕС предусматривает для всех государств – членов ЕС применение положений ВОПОГ при перевозке внутри государств и внутри границ ЕС не позднее чем с 1 января 2009 г.
Анализируя в связи с этим положение на Дунае, Рабочая группа ДК отметила, что по крайней мере Россия, Венгрия, Австрия и Болгария, как договаривающиеся стороны Соглашения по ВОПОГ, а также Румыния и Словакия, как страны – члены ЕС, должны быть готовы к применению ВОПОГ-Д в полном объеме с 1 января 2009 г.
Хотелось бы отметить, что помимо решения вопросов, связанных с применением ВОПОГ на Дунае, компетентным органам Российской Федерации необходимо решить также и вопрос практической реализации требований ВОПОГ на внутренних водных путях России, в частности тех, открытие которых для плавания судов под иностранным флагом ожидается в 2007-2008 гг.

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №2 2007