Авторитетное мнение

На транспортных коридорах зажигают зеленый


Чингиз Измайлов, председатель Исполнительного комитета координационного транспортного совещания государств-участников СНГ

Любой союз только тогда становится союзом, когда пути-дороги взаимодействия его членов определены, расчерчены и утверждены. На картах, в договорах, на местах. Страны-участницы Содружества независимых государств ищут точки соприкосновения в постоянном диалоге. И один из основных вопросов союзнических отношений — транспортный. О задачах и перспективах развития отрасли на стыке интересов государств мы беседуем с председателем исполнительного Комитета координационного транспортного совещания государстВ-участников СНГ Чингизом Измайловым.

— Чингиз Шамильевич, мы помним из песни, в коммунальных квартирах основное место общения соседей — это коридор. Как сегодня складываются взаимоотношения в межнациональной коммуналке, в коридорах спокойно?
— Общеизвестно, что в международной практике транзит является важным фактором развития экономики государств и мощным политическим рычагом. Эффективное использование географического положения СНГ может стать крупным звеном мирового транспортного процесса. Неслучайно в последнее время международное сообщество прилагает значительные усилия и привлекает большие ресурсы для развития международных транспортных коридоров стран СНГ. Например, в реализации автодороги Е-40 заинтересованы сразу 9 стран. В особенности это касается азиатских государств, поскольку их развитие сдерживается отсутствием доступа к морю и удаленностью от мировых рынков, что приводит к значительному росту транспортных расходов. (Прим. Коридор Е-40: Франция (Кале-Oстенде-Гент), Бельгия (Брюссель-Льеж), Германия (Ахен-Кельн-Ольпе-Гисен-Бад-Херсфельд-Херлесхайзен-Эйзенах-Эрфурд-Гера-Кемнитц-Дрезден-Герлиц), Польша (Легница-Вроцлав-Ополе-Гливице-Краков), Украина (Пшемысль-Львов-Ровно-Житомир-Киев-Харьков-Луганск), Россия (Волгоград-Астрахань), Казахстан (Атырау-Бейнеу-Кунград-Нукус-Дашховуз), Узбекистан (Бухара-Навои-Самарканд-Джизак-Ташкент), Казахстан (Чимкент-Джамбул-Алматы-Сары-Озек-Талды-Курган-Ушарал-Ташкескен-Аягуз-Георгиевка-Усть-Каменогорск-Риддер (Лениногорск), граница РФ.) Государства СНГ обладают уникальными пространственными возможностями — это самый короткий путь между Тихим и Атлантическим океанами, позволяющий осуществлять доставку товаров из Азии, через Россию в Европу и обратно. Это наш нескончаемый национальный ресурс! Я говорил об этом, выступая на российско-германском форуме: сегодня в общих интересах сочетание высоких торгово-транспортных технологий и российских территориальных ресурсов.

— Как реагируют в Европе на возможность столь взаимовыгодного сотрудничества?
— Евросоюз фактически занимает активную позицию в отношении развития сети международных транспортных коридоров западного направления. Что же касается маршрутов, проходящих по территории России, то они остались в состоянии декларации о намерениях их модернизации и развития. Мы собираемся преодолеть стереотип мышления «Запад важнее Востока». Так не бывает! На всем протяжении маршрута доставки грузов стандарты должны быть одинаковыми. Исполком КТС СНГ совместно с Межправительственным советом дорожников выдвинул идею реализации пространственно-территориального потенциала государств СНГ путем использования модернизированной автомагистрали Е-40 для перевозок в направлении Азия-Европа-Азия по территориям Украины, России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Кроме того, в приложении 1 к Протоколу о международных автомобильных дорогах СНГ, принятому еще 9 лет назад, уже обозначена сеть автодорог, представляющая собой систему основных и промежуточных дорожных маршрутов, ориентированных по направлениям Запад — Восток и Север — Юг, с ответвлениями и соединительными дорогами. Согласно этому Протоколу, автодороги интегрированы в Европейскую и Азиатскую системы автомобильных дорог с выходом на морские порты и терминалы. В направлении Запад — Восток в основных маршрутах обозначены в том числе дороги, которые представляют интерес с точки зрения развития Е-40 на территории Средней Азии. Надо отметить, что до XV века Центральная Азия была важной территорией развития мировой экономики (Ред. — Речь о Великом шелковом пути.) Поэтому прежде всего в модернизации этого исторического маршрута заинтересованы государства Средней Азии и Кавказа.

— А Россия? В ее ли интересах возрождение Великого шелкового пути?
— Нынешний Шелковый путь нельзя назвать точным повторением былого маршрута движения средневековых купцов. Так, в межправительственном соглашении по сети Азиатских автомобильных дорог, подписанном в 2003 году, ведется разговор о трех дорогах АН7, АН65 и АН66, которые местами совпадают с дорогой Е-40 или могут дополнить, развить участки этой дороги по направлениям Афганистан, Иран, Пакистан и Китай. В пример можно привести транспортный путь: Екатеринбург — Челябинск — Тройск — Каэрак — Костонай — Астана — Караганда — Бурубайтал — Мерке — Чалдовор — Кара-Балта — Ош — Андижан — Ташкент — Сырдарья — Хаваст — Худжанд — Душанбе — Нижний Пандж — Ширхан — Полехумри — Джебул-Саредж — Кабул — Кандагар — Спинболдак — Чаман — Кета — Калат — Карачи.

— Но вернемся к развитию Е-40…
— КТС СНГ регулярно рассматривает на своих заседаниях вопросы, связанные с мониторингом международных автомобильных дорог СНГ. Аналогичные работы проводятся по сотрудничеству в рамках Организации Черноморского экономического сотрудничества. Это — создание транспортного сухопутного кольца вокруг Черного моря, развитие морских торговых портов и паромных переправ в регионе, внедрение новых информационных и логистических технологий, развитие автомобильных перевозок в регионе. Большинство маршрутов международных коридоров в странах СНГ проходят по магистральным дорогам федерального или республиканского значения. Но несмотря на то, что сеть автодорог в основном сформирована, качественные параметры многих дорог и мостов остаются низкими. Поэтому необходимым условием быстрой интеграции автомобильных дорог СНГ в европейскую и азиатскую транспортную систему является реконструкция национальных сетей дорог и, в первую очередь, путей, входящих в международные транспортные коридоры. Для решения этой задачи, к примеру, только Украине необходимо выделение средств на уровне научно обоснованного объема в размере свыше $10 млрд. В понятие модернизации и развития маршрута Азия — Европа — Азия при этом вкладывается приведение технического состояния участков дороги Е-40 в соответствие с требованиями международных норм и стандартов, необходимое развитие инфраструктуры объектов, продление автодороги до границы с Афганистаном. Многовекторное развитие направлений перевозок грузов и пассажиров дает возможность развивать данный маршрут через Афганистан, Иран и Пакистан до портов Бандар-е-Аббас, Чабахар и Карачи. Сейчас в Средней Азии и Казахстане хорошими темпами осуществляются работы по совершенствованию участков автодорог. Хотя на основных маршрутах даже в Казахстане, где относительно лучше и больше направляется средств на развитие дорог, состояние основных транзитных коридоров еще пока не отвечает соответствующим нормативным требованиям.

— Понятно, деньги на развитие автодорог нужны. Что делается на уровне законодательно-нормативного регулирования вопроса?
— Важным шагом к развитию коридора Е-40, привлечению и увеличению транзитных потоков может стать участие заинтересованных стран СНГ и принятие соответствующего решения на заседании КТС СНГ и МСД. Для того чтобы реализовать транзитные возможности и развитие коридора Е-40 и стран, через которые он проходит, необходимо решить основные задачи проекта по выработке комплексного подхода к разработке ТЭО инвестиционной модели. Здесь можно говорить о нескольких блоках проблем, требующих исследования. Во-первых, технические параметры развития участка коридора Е-40 согласно ожидаемым интенсивности, грузонапряженности и другим прогнозируемым параметрам. Во-вторых, нормативно-правовое обеспечение на местном, межнациональном уровне и его соответствие существующим и потенциальным потребностям транзитного коридора. В-третьих, технологическое обеспечение транзитного коридора, включая создание инфраструктуры, условий по информационному обеспечению и сервисных центров. И, наконец, институционная база, рассматривающая оптимизацию существующих бюрократических процедур (от этого никуда не денешься!) с предложением схем реализации, механизмов и вариантов финансирования. Учитывая значение международных транспортных коридоров для укрепления экономических связей между государствами-участниками СНГ, видится целесообразным создание межгосударственного фонда развития таких коридоров на территории СНГ при активном участии частного капитала. Источником формирования фонда могут быть ежегодные отчисления стран-участниц. За счет этих средств можно осуществлять мониторинг состояния дорог, содействовать созданию крупных специализированных лизинговых компаний, предоставляющих в долгосрочную аренду современную дорожную технику и транспортные средства, финансировать научно-исследовательские и инновационные проекты по оптимизации и развитию международных коридоров.

© 2002 Журнал "Международный экспедитор". При перепечатке ссылка обязательна. №3 2007