Коллегия Минтранса

Что будем делать с федеральным имуществом



В перерыве заседания Коллегии министр транспорта Игорь Левитин по традиции подошёл к журналистам. Наш специальный корреспондент задал вопрос:
– Игорь Евгеньевич, такое впечатление, что может не состояться реконструкция Октябрьской железной дороги. Дело в том, что резко упал грузопоток, потому что нефть с колёс ушла в трубу. Как оказалось, именно нефть давала основной прирост перевозок по этой дороге. В этой связи было совещание в представительстве г-на Клебанова. Совещание вела заместитель полпреда, госпожа Совершаева. Что Вы можете сказать по поводу реконструкции Октябрьской железной дороги?
– Никаких резких изменений в программе развития дороги не будет. Мы сейчас вносим проект создания Мурманского логистического центра. И перевозки угля на северо-западе будут, наряду с Усть-Лугой, адресованы в порт Мурманск. Поэтому Октябрьская дорога сегодня не достаточно развита в отношении железнодорожных подходов к морским портам. О том, что вы сейчас сообщили, я не осведомлён, но что Октябрьская железная дорога не сократит инвестиции, у нас нет даже никаких сомнений.
– Как обстоят на данный момент дела с объединением администрации морских торговых и рыбных портов?
– Буквально накануне коллегии мы с Минсельсхозом и Агентством по рыболовству договорились: идём на объединение морских администраций портов. Минтранс не берёт себе имущество рыбных портов, на что мы и не претендовали. Всё имущество переходит к предприятиям агентства по рыболовству. Мы забираем себе только государственную функцию администрации рыбного порта. Такой администрации больше не будет, в порту появится один-единственный руководитель, с которого и можно будет спросить. Минтранс разработал также концепцию управления федеральным имуществом в портах и аэропортах. Она уже согласована с Минэкономразвития и Минсоцимуществом и направлена в правительство. Самый главный вопрос тут: что делать с тем имуществом, которое было отдано в аренду или вообще не оформлено, а инвестор уже что-то построил, внес деньги? Такая ситуация в порту Усть-Луга, аэропорту Домодедово, во многих других местах. Мы внесли предложение: с теми стивидорами, операторами, которые уже вложили средства в развитие инфраструктуры или построили собственные терминалы, перезаключить договора аренды на длительный период, причём, с понятной, прозрачной, конкурентоспособной ставкой аренды. Если же стивидор или оператор ничего своего не внёс, с ним договоры аренды прервать и объявить конкурс на управление федеральным имуществом.
На что мы будем ориентироваться в целом и что будем предлагать, как общую линию? – Сдавать федеральное имущество в концессию. Мы считаем, что объекты портовой инфраструктуры надо сдавать в концессию на длительный период, чтобы концессионер вкладывал деньги в это имущество. То же самое с аэропортами. Проблема состоит ещё в том, что многие земли в аэропортах, морских портах и вокруг находятся в собственности Минобороны. Мы говорим военным: хорошо, не можете передать нам земли в собственность, передайте в аренду или в управление лет на 49 и ещё больше. В противном случае ни один инвестор не придёт в аэропорт и морской порт. Минобороны, со своей стороны, выдвигает ряд условий. То есть идёт конструктивный переговорный процесс. Отдельно хочу сказать о Мурманске. Этот порт требует особого внимания. По факту, на Балтике мы закрыты в т.н. Датских проливах, на Чёрном море – в Босфоре. А Мурманск – это открытый океан. Мы считаем, что наши инвестиции должны пойти и обязательно пойдут в развитие Мурманского морского порта.

© Издательство "Морские вести России" №2 2006