Престиж

Стратегия лидера



По итогам конкурса Ассоциации морских портов, подведенных на Х1Х Конференции АСОП, в Южном бассейне победителем стало ОАО «Новороссийский морской торговый порт». Редакция присоединяется к поздравлениям коллег и публикует презентационную открытку компании.
ОАО «Новороссийский морской торговый порт» ежегодно перерабатывает около 20 процентов грузооборота всех морских портов России. Наибольшую долю среди сухих грузов составляют черные металлы. Ежегодный объем их переработки составляет более шести миллионов тонн или пятую часть от общего грузопотока, обрабатываемого в морских портах страны. Через порт проходит более трети экспортируемой нефти, почти половина импорта сахара сырца, более трети зерновых грузов и более 40 процентов контейнерных грузов проходящих через Юг России. – Лет десять назад о грузообороте в 50 миллионов тонн мы могли только мечтать, для нас этот объем был, казалось, трудно досягаемым ориентиром, но в прошлом году достигли небывалого рекорда – более 75 миллионов тонн,– говорит Генеральный директор порта Игорь Вилинов.
– Среди слагаемых успеха – выполнение ряда инвестиционных проектов, постоянное обновление портовой перегрузочной техники. В числе инноваций и лазерная система швартовки судов на нефтегавани «Шесхарис», которая соответствует самым высоким мировым стандартам технологии работ. Кстати, это крупнейший в странах бывшего СССР комплекс по перевалке нефти и нефтепродуктов. В прошлом году в порту внедрили новую систему управления закупками материалов и сменно-запасных частей, что, кстати, серьезно выручило в минувшую суровую зиму. Немаловажным является и осуществление таких организационных мероприятий, которые позволяют значительно сократить стояночное время судов под грузовыми операциями, увеличить интенсивность обработки железнодорожных вагонов. В результате, например, вместе с железнодорожниками портовики в 2005 году вышли на рекордный уровень по экспорту зерна – 4 миллиона тонн с ежемесячная переработкой более 500 тысяч тонн.
Сегодня порт ежемесячно обрабатывает более 20 тысяч вагонов с экспортными грузами, чего раньше никогда не было. Это также рекордный показатель за всю историю Новороссийского порта. Если учесть, что свыше 90 процентов всех грузов доставляются по железной дороге, то именно железнодорожники по праву являются главными партнерами портовиков, а рост интенсивности обработки вагонов – одной из важнейших задач . – Игорь Евгеньевич, известно, что Ваш порт входит в десятку крупнейших в Европе. Поэтому хотелось бы уточнить, какими производственными мощностями сегодня располагает порт? Каковы номенклатура и объемы переваливаемых грузов? – Прежде всего – это крупнейший в стране нефтетерминал «Шесхарис» с мощностью перевалки до 60 миллионов тонн сырой нефти и нефтепродуктов в год. Терминал располагает восемью причалами, из которых №1 – самый высокопроизводительный и глубоководный. Его длина – 490 метров, а глубина у стенки – 24 метра. Здесь можно швартовать и производить налив супертанкеров дедвейтом до 250 тысяч тонн. Второй причал позволяет обрабатывать танкеры дедвейтом до 90 тысяч тонн. На других причалах нефтетерминала обрабатываются суда дедвейтом от 30 до 65 тысяч тонн.
Сухогрузная часть порта состоит их трех грузовых районов.
На Восточном районе в 2005 году завершен первый этап строительства комплекса по перевалке на экспорт сухих минеральных удобрений с вводом в эксплуатацию судопогрузочной машины производительностью 1200 тонн в час. Это специальное оборудование завершающее весь транспортно– погрузочный цикл. Удобрения из вагонов на станции выгрузки по конвейерной галерее подаются в машину, которая переваливает их в трюм судна. Причем изначально мы так спланировали, что бы машина могла работать от двух конвейерных лент: одна идет непосредственно от станции разгрузки вагонов, другая замыкается на нее со склада накопления минудобрений, который планируем построить в 2006 году. В итоге это даст годовой объем перевалки в два миллиона тонн. Кстати, это схема отличается высокой степенью экологической безопасности.
Здесь же переваливаем ежегодно 2 миллиона тонн железорудного сырья, традиционно металлолома – около 500 тысяч тонн и порядка 300 тысяч тонн генеральных грузов. Центральный район специализирован по широкой номенклатуре генеральных грузов с объемом перевалки более 6 миллионов тонн. Среди них преобладают черные и цветные металлы. Также перерабатываются продовольственные грузы – зерно и до двух миллионов тонн сахара-сырца, расположен склад для рефрежираторных грузов емкостью 5000 тонн Такая же номенклатура генеральных грузов перерабатывается и на Западном районе, крупнейшем из трех сухогрузных терминалов, но здесь обрабатываются и наливные суда. В прошлом году мы завершили реконструкцию пятой пристани, и сейчас она уже вышла на проектную мощность – 4,5 миллиона тонн жидких химудобрений и нефтепродуктов. И, наконец, здесь же, расположен портовый контейнерный терминал мощностью 60 тысяч TEU в год.
Сегодня доля ОАО «НМТП» от общероссийского объема перевалки составляет по экспорту черных металлов 20 процентов, по зерну – 30, по импорту сахара-сырца – 50. Что касается жидких минеральных удобрений, то их перегрузку полностью осуществляет наша компания. Эти объемы сохраняются и даже намечается тенденция роста. По зерну, например, прослеживается явное увеличение экспортных объемов. Совместно с ООО «Новороссийский зерновой терминал» строим зерновой терминал на причалах №23, 24 с элеватором емкостью 120 тысяч тонн. Гидротехническую часть работ уже выполнили: завершена реконструкция третьей пристани с двумя причалами – №23 и 24, которые до сих пор служили как вспомогательные для отстоя судов. После реконструкции здесь будут обрабатываться балкеры дедвейтом до 55 тысяч тонн. Мощность зернового терминала составит 3,6 миллиона тонн в год. Намечена реконструкция 4-й пристани, где предполагаются объемы перевалки нефтепродуктов до 4,5 млн. тонн. В этом году запланировали проведение реконструкции причала №1 с технологической площадкой «А», а также всего технологического оборудования нефтерайона «Шесхарис». Словом, наш порт сегодня – это одно из самых мощных и стабильно работающих предприятий России. Спасибо, Игорь Евгеньевич, мне остается только добавить, что по прогнозам Минтранса грузооборот всех терминалов порта к 2010 году может вырасти до 200 миллионов тонн.

Владимир Меланин, наш соб.корр.

© Издательство "Морские вести России" №2 2006