Престиж

На пути к 15 миллионам



На 19-й конференции Ассоциации морских торговых портов (АСОП), которая проходила 29 марта этого года в г. Санкт-Петербурге, были оглашены итоги конкурса на лучшую стивидорную компанию России. На Северо-Западном бассейне лидером признано ОАО «Мурманский морской торговый порт». Редакция поздравляет лауреата и публикует презентационную открытку компании.
Темпы роста наиболее важных производственных показателей ОАО «ММТП» в последние два года столь внушительны, что признание этого предприятия лучшей стивидорной компанией Северо-Западного бассейна стало результатом вполне закономерным. В 2005 году акционерное общество переработало рекордные в истории Мурманского торгового порта 14,6 млн. тонн «сухих» грузов, при этом прирост грузооборота составил около 2 млн. тонн в год (+ 14% к 2004 году), обработка вагонов достигла в среднем 600 вагонов в сутки, прибыль АО выросла на 57 %, объем инвестиций за 2005 год составил 160 млн. руб. Кроме того, по итогам работы в 2005 году ОАО «ММТП» стало лауреатом V Всероссийского конкурса «Российские организации высокой социальной эффективности», который проводился по распоряжению Правительства РФ, завоевав 1-е место в номинации «Оплата труда и социальные выплаты».
Стоит вспомнить о том, что еще каких-то 5 лет назад (в 2001 году), грузооборот ОАО «ММТП» впервые перешагнул 9-миллионный рубеж. После многочисленных поздравлений зазвучали мнения специалистов о том, что Мурманский порт исчерпал свои резервы мощностей и развивать это направление, в общем-то, не имеет смысла. Как будто подтверждая эти прогнозы, в течение трех лет подряд грузооборот компании упорно держался на отметке 9 млн. тонн. Коренным образом ситуация изменилась с приходом в акционерное общество нового генерального директора Виктора Морозова.
– К 2004 году акционерное общество имело неплохие и стабильные показатели, сложившиеся грузопотоки и достаточно профессиональный кадровый состав, – говорит генеральный директор В. Морозов. – В то же время проблема была совершенно очевидна – компания остановилась в своем развитии, а вместо поиска перспективных направлений в сознании менеджеров прочно укоренилась мысль о том, что 100-процентная загрузка мощностей достигнута и все должно двигаться по традиционно сложившейся схеме. Для того чтобы перейти на качественно иной уровень пришлось многое преодолеть и изменить – от выработки новых стратегических задач до взаимодействия с железнодорожниками. В короткие сроки удалось расширить складские площади за счет сноса пустующих крытых складов, и это сразу дало возможность оптимизировать размещение грузов и увеличить объем их единовременного хранения. Полностью была изменена система оплаты труда докеров на погрузочно-разгрузочных работах. Закуплена новая техника, построены новые подъездные пути. Сейчас уже трудно даже перечислить все, что в той или иной степени потребовалось пересмотреть. Но, пожалуй, самым сложным было убедить людей в том, что они способны на гораздо большее, сломать стереотипы видимого благополучия и преодолеть сомнения в правильности выбранного пути. Как оказалось, несмотря на трудности, эта часть работы дала больше всего результатов. В итоге – прирост грузооборота за 2004 год на 3,7 млн. тонн, рост заработной платы и социальных выплат, новые рабочие места.
На сегодняшний день акционерное общество не испытывает проблем с привлечением грузов. Резервный портфель заявок от грузовладельцев составляет около 8 млн. тонн. В то же время остро стоит проблема модернизации основных средств и развития инфраструктуры порта. К сожалению, в нашей стране государство не уделяет этому вопросу должного внимания, взвалив всю ношу строительства, реконструкции на стивидорные компании и создавая регулированием железнодорожных тарифов благоприятные условия для развития портов ближнего зарубежья. Кстати, в странах Балтии вопросы поддержания портовых мощностей на конкурентоспособном уровне возведены в ранг наиважнейших государственных приоритетов.
Сегодняшние перспективы ОАО «ММТП» связаны с дальнейшим увеличением перевалки угля и освоением новых грузопотоков, в частности – транзита контейнеров из Китая на восточное побережье США. Мы серьезно к этому готовимся и, думаю, в ближайшее время перешагнем 15-миллионный рубеж, делая акцент на экологически чистых и более рентабельных грузах.

© Издательство "Морские вести России" №2 2006