Таможенный контроль

ИДК: эффективность и безопасность



С целью выбора места под будущий комплекс и оперативного решения всех организационно-технических вопросов, связанных с началом строительства объекта, в Новороссийск прибыла представительная делегация Минтранса РФ во главе с заместителем руководителя Росморречфлота Владимиром Поповым, Федеральной таможенной службы во главе с начальником Главного управления информационных технологий ФТС Леонидом Ухлиновым. В состоявшемся затем совещании приняли участие руководители Южного таможенного управления, пограничного контроля, представители ФГУП «Росморпорт», стивидорных компаний, работающих в порту Новороссийск.
На совещании отмечалось, что в последние годы в большинстве российских морских портов значительно возрос грузооборот контейнерных грузов и для их таможенного оформления и досмотра требуется введение новых прогрессивных технологий и технических средств, позволяющих значительно ускорить прохождение грузов. Одним из таких средств как раз и является строительство инспекционно-досмотровых комплексов в крупнейших портах России. В первую очередь такое строительство намечается в портах Санкт-Петербург, Восточный и Новороссийск. Кстати, в мире накоплен довольно значительный опыт применения ИДК. Они успешно работают более чем в 25 странах. К примеру, в Китае сейчас построены и действуют более 50 ИДК. И налогообложение страны в данной отрасли увеличилось на 60 процентов. В России впервые о необходимости применения ИДК заговорили еще семь лет назад. Но дальше обсуждений дело не пошло, так как изначально предполагалось, что строиться комплексы должны за счет инвестиций частного капитала. Однако крупные предприниматели и коммерсанты интереса к проекту не проявили. Теперь же финансирование инспекционно-досмотровых комплексов взял на себя федеральный бюджет, так как государство на примерах других стран воочию убедилось в серьезной экономической выгоде применения ИДК.
– Новороссийский морской порт выбран правительством в качестве приоритетного для создания ИДК потому, что имеет серьезное стратегическое значение, – заявил на совещании заместитель руководителя Росморречфлота Владимир Попов. – Сюда идут большие импортный и экспортный грузопотоки и год от года их интенсивность нарастает.
Неожиданные трудности у рабочей комиссии возникли с выбором места под строительство комплекса. В порту три стивидорные компании – ОАО «НМТП», ОАО «Новорослесэкспорт» и ОАО «НУТЭП» – работают по перегрузке контейнеров. Но всюду большой дефицит свободных территорий. Как сказал мне заместитель гендиректора «Новорослесэкспорта», директор контейнерного терминала Игорь Духов, двухлетний проект развития контейнерного терминала предприятия, разработанный еще в прошлом году и не учитывающий размещения ИДК, не позволяет построить его именно там, где он нужен. Хотя, по словам Игоря Духова, им этот комплекс очень нужен, тем более, что акционерное общество намерено развивать контейнерные перевозки. Аналогичное положение и в ОАО «НМТП», о чем на совещании заявил генеральный директор Игорь Вилинов. Единственное место для ИДК – корень 15-го и 16-го причалов, но тогда комплекс перекроет пути для транспорта. И. Вилинов высказался за мобильную инспекционо-досмотровую установку, которая не потребует много места и может осуществлять контроль в любом районе порта.
Наиболее оптимальный вариант размещения стационарного ИДК, на взгляд заместителя главного инженера ФГУП «Росморпорт» Михаила Троцкого, контейнерный терминал НУТЭП. Здесь ИДК органически вписывается в технологию работы самого контейнерного терминала, который на сегодня является самым крупным в порту Новороссийск и перерабатывает 44% от его общего объема контейнерных грузов. Но при этом необходимо урегулировать вопросы землеотвода и сноса некоторых второстепенных сооружений, находящихся на площадке, будущего стационарного досмотрового комплекса. На этом ИДК можно досматривать контейнеры, автомобили и другую технику, перегружаемые другими стивидорными компаниями Новороссийского порта.
Как рассказал заместитель начальника Главного управления информационных технологий ФТС Алексей Царук, инспекционно-досмотровый комплекс за минимальное время – от 3 до 5 минут – позволяет без вскрытия и разгрузки получить методом рентгенографии точное изображение на мониторе оператора содержимое контейнера и автомобиля. Причем от рентген-луча не укроется никакая контрабанда, никакой не заявленный в таможенной декларации товар. ИДК в российских портах предлагается оснащать рентген-установками с энергией излучения 9 мега-электрон-вольт с пропускной способностью комплекса от 20 до 25 автомобилей с контейнерами в час. Для сравнения: сейчас досмотр одного контейнера занимает до 5 часов. На совещании была продемонстрирована работа стационарного ИДК, построенного в 2004 году в израильском порту Ашдод. На слайдах мы видим процесс досмотра, занимающий около 2 минут. Большегорузный автомобиль с контейнером въезжает в досмотровый тоннель; пока водитель покидает кабину и уходит из тоннеля, машину цепляют за передний мост и она протягивается вдоль сканирующего устройства. На экране у оператора появляется четкое изображение автомобиля, содержание контейнера. Естественно, это фиксируется на снимке, который и служит доказательством обнаружения тех или иных предметов, вплоть до сиденья водителя, бензобака машины. Если возникают сомнения или подозрения, машину и контейнер направляют на ручной досмотр.
Еще очень важный момент. Оснащение российских морских портов подобными инспекционно-досмотровыми комплексами позволит унифицировать требования при таможенном оформлении транзита контейнерных грузов с таможенными организациями других стран, повысит безопасность морских перевозок. Что касается последнего, то здесь очень кстати принятые в середине 2005 года Всемирной таможенной организацией стандарты безопасности и содействия торговле. Казалось бы, две несовместимые и даже противоположные вещи – безопасность предполагает замедление, введение ограничений, а развитие торговли требует снятия ограничений, большей открытости. Стандарты как раз убирают эти противоречивые моменты. И способствует этому в немалой степени новая технология с применением ИДК. Чему доказательством служит то, что свою приверженность к новым стандартам подтвердили 127 стран из 168, входящих в ВТО. Россия хотя и не является еще членом Всемирной торговой организации, но также присоединилась к новым таможенным стандартам безопасности и содействия торговле. Так, в концепции развития таможенной службы РФ до 2010 года, принятой правительством страны 14 декабря 2005 года и ФЦП «Государственная граница», предусмотрены мероприятия по оснащению морских портов инспекционно-досмотровыми комплексами, т.е. основные положения и концепции федеральной целевой программы уже реализуются. По окончании совещания прошу специально для нашего издания рассказать об основных аспектах реализации правительственных документов относительно южного региона (и, в частности, для морского порта Новороссийск) начальника Южного таможенного управления, генерал-лейтенанта таможенной службы Сергея Курдюмова.
– Во-первых, в ФЦП «Государственная граница» как раз и обозначено размещение в Новороссийском порту ИДК со всеми выходящими отсюда последствиями. Во-вторых, это обеспечение не только эффективности работы таможни, но и безопасности перевозок грузов. Если в многотонном металлическом слитке или рулоне контрабанду не спрячешь, то в контейнере это сделать легче, чем зачастую и пользуются преступные группировки – переправляют, особенно в контейнерах, следующих транзитом, наркотики, оружие, различные незадекларированные товары. Сканирование содержания любого контейнера или автомобиля в ИДК моментально выявляет нарушения.
– Но если были случаи подкупа таможенников, то и оператора ИДК можно подкупить?
– Это исключено. Ведь снимки по каждой машине, контейнеру остаются. Более того, они по сети поступят и в Ростов в Южное таможенное управление, и в Москву. Контроль, как видите, строгий. Любая фальсификация будет моментально вскрыта и пресечена. Автоматика сама определит несоответствие снимка, полученного в ИДК, товаросопроводительным документам.
– Чем еще выгодно применение ИДК?
– Ускоряется движение товаров в портах, разгружаются подъездные пути. Порт, к примеру, сможет обработать больше судов-контейнеровозов или «ро-ро». Да и бюджеты региона, страны получат добавку. В выигрыше мы будем все.

Владимир МЕЛАНИН, наш соб. корр.

© Издательство "Морские вести России" №2 2006