Развитие

Сильное звено



Архангельский морской торговый порт развивается как многопрофильный. Имея в наличии современную технику, в порту перерабатывают широкую номенклатуру грузов: от компактной и легкой целлюлозы до крупногабаритного и тяжеловесного оборудования, от контейнеров до навалочных грузов.
Мощности Архангельского порта позволяют перерабатывать до 4,5 млн. тонн грузов ежегодно. При вложении инвестиций в инфраструктуру в перспективе мощности можно увеличить до 10 млн. тонн.
Сегодня к причалам порта швартуются суда со всего мира. Гарантированные глубины обеспечивают безопасную проводку и удобную стоянку судам длиной до 200 метров и осадкой 9,2 метра.
Общая протяженность причального фронта – 3,3 км. Площадь для складирования грузов – 292 000 кв. м., в том числе закрытые склады – 40 000 кв. м., открытые бетонированные площадки – 250 000 кв. м.
Навигация продолжается круглый год. В период зимней навигации проводку судов во льдах осуществляют ледоколы, находящиеся в оперативном управлении ФГУП «Росморпорт». При необходимости к проводке привлекаются мощные буксиры портового флота, основная задача которых осуществление рейдово-маневровых и швартовых операций на акватории порта.
Спектр услуг порта простирается от классической портовой перегрузки до комплексных услуг логистики морского порта. Разработан план перспективного развития порта Архангельск. В проекте намечено строительство на Экономии пяти причалов проектной глубиной 9,75 м, общей протяженностью 800 м, закрытые склады – 8 тыс. кв. м., открытые складские площадки 80 тыс. кв.м. Также для накопления грузов снабжения могут быть использованы тыловые складские площади. Архангельский морской торговый порт как звено в транспортно-технологической схеме организации доставки нефтепромыслового оборудования, грузов снабжения и строительного материала на осваиваемые месторождения располагает:
– развитой портовой инфраструктурой;
– свободными площадями для хранения и перевалки грузов;
– возможностью доставки грузов регулярными морскими и речными линиями, железнодорожным, воздушным и автотранспортом;
– квалифицированными докерами, которые имеют многолетний опыт работы с тяжеловесным оборудованием, комплектацией и отправкой грузов в северные портопункты;
– возможностью таможенного оформления в порту;
– наличием баз ремонта судов и оборудования как в самом Архангельске, так и в г. Северодвинске;
– рядом с терминалом порта находится нефтебаза, принадлежащая компании «Роснефть», где может осуществляться обеспечение топливом и ГСМ;
– специальная охрана по периметру ограждения и необходимое освещение при работе 24 часа в сутки;
– круглогодичное функционирование порта с использованием собственных судов «Портофлота» и ледокольного обеспечения.
Через Архангельск традиционно осуществляется завоз в районы Крайнего Севера (Белое, Баренцево море), в том числе в Арктику до портов Певек, Тикси, Хатанга, Нарьян-Мар. В 2005 году грузооборот на этих направлениях увеличился в два раза. Суда портового флота в летнюю навигацию ежегодно доставляют в арктические порты горюче-смазочные материалы, уголь, оборудование для геологов. В советское время, когда активно осваивались арктические месторождения на Ямале, Варандее, Обской и Тазовской губе через порт отправлялось различных грузов 1,3 млн. тонн в год. Тогда на трассе СМП общий объем перевозок достигал 6,58 млн. тонн в год, работало 16 линейных ледоколов и более 200 судов ледового класса. Порт как связующее звено в транспортной схеме активно участвует в диалоге с Северным и Мурманским пароходствами, Архангельским отделением Северной железной дороги, Администрацией области, «Росморпортом» в целях формирования надежной и эффективной транспортной схемы, включающей морскую, железнодорожную составляющую, ледокольное обеспечение.
Многолетний опыт работы с компаниями «Лукойл», «Газпром», «Роснефть» позволяет решать вопросы приема, комплектации и отправки грузов на месторождения качественно и в сжатые сроки.
Согласно разработанным научно-исследовательским институтом «ГАЗ-ПРОМА» схемам доставки грузов на п-ов Ямал основной объем (60 %) грузоперевозок для строительства первоочередных объектов газоконденсатных месторождений пойдет через Архангельский порт. Начиная с 90-х, порт регулярно отправляет грузы компании «Лукойл» в КОМИ и НАО как по железной дороге до Усинска и Лабытнанги, так и морем до Варандея и Дресвянки.
Если взглянуть на карту, нетрудно заметить, что самый короткий путь из Арктики до Москвы лежит через Архангельск, поскольку продолжением морской арктической магистрали на берегу является Северная железная дорога, по которой от первого порта России до ее столицы можно добраться за 19 часов.
Ключевыми факторами перспективного развития, определяющими место ОАО «АМТП» в общей транспортной схеме Северо-запада, остается сохранение и постепенное наращивание традиционно сложившихся грузопотоков и закрепление позиций базового порта при перевалке грузов арктических направлений.

© Издательство "Морские вести России" №2 2006