РЖД/Вектор движения

Транссиб и его проблемы



В числе участников мероприятия были президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, представители Минэкономразвития и Минтранса РФ, администрации Приморского края, пограничной службы ФСБ РФ, транспортных, стивидорных и экспедиторских компаний региона, грузоотправителей Европы и стран АТР и др.
Высокий состав продемонстрировал очередную попытку решить вопросы увеличения грузовой базы Транссиба, развития контейнерных перевозок по транспортному коридору Восток-Запад.
Немало внимания уделили участники конференции проблемам соединения Транссибирской магистрали и Транскорейской железной дороги, а также правовому обеспечению транзитных грузов. Для иллюстрации возможностей Транссиба была задумана и демонстрационная поездка по маршруту Владивосток-Находка с посещением контейнерного терминала в порту Восточный и церемонией отправления скоростных контейнерных поездов компаний «Трансконтейнер» и ЗАО «Русская Тройка».
Размах конференции, по-видимому, обо-сновывался уровнем проведения родственного мероприятия у зарубежных партнеров Транссиба в Сеуле в октябре 2005 года, когда проходило 14-е заседание международного координационного совета по транссибирским перевозкам (КСТСП).
Главным же итогом этого мероприятия стало подписание декларации о повышении привлекательности грузоперевозок из стран АТР в Европу по Транссибу. Что касается привлекательности, то из текстов многочисленных докладов, с которыми выступали участники, как раз и следует, что работы по ее, без сомнения, необходимому повышению еще немало. Но насущные проблемы все равно выделяются куда как более контурно, чем возможные успехи.
Согласно декларации, российская сторона взяла на себя обязательства обеспечить государственную поддержку транссибирских перевозок, разработать новую концепцию перевозок грузов с использованием Транссиба как основы национального проекта, определить систему взаимоотношений между государством и бизнесом в федеральном законе о транзите, совершенствовать таможенную нормативную базу и вообще участвовать в развитии Дальневосточного региона.
– Мы планируем изменить представление иностранных грузовладельцев о сервисе и услугах, которые предоставляются железной дорогой, таможенными и пограничными службами при содействии региональных властей, – заявил президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин. – Мы хотим это продемонстрировать бизнесменам, которые хотят, чтобы их грузы шли по Транссибу. Декларация – это первая часть подготовки серьезной национальной программы, которая смогла бы замкнуть всю логистическую цепочку в регионе. А это движет за собой абсолютно новые методы управления транспортными потоками. Мы стоим на пороге новой информационной революции в обработке транспортных документов и управлении грузопотоками».
О чем спорили
Владимир Якунин заявил, что главной целью РЖД остается интеграция российских железных дорог в международный транспортный рынок. «Чтобы успешно конкурировать с его ведущими игроками, необходимо не только поднять объемы контейнерных перевозок, но и обеспечить их качество», – поставил задачи глава ОАО «РЖД». На 14-м заседании уже упомянутого КСТСП партнеры обращали внимание российской стороны на качество услуг и, главное, тарифы.
Во Владивостоке Владимир Якунин признал: «Важным условием увеличения транзитного потенциала Транссиба является проведение разумной тарифной политики». Сообщил, что совместно с Минтрансом и Федеральной службой по тарифам уже ведется работа по оптимизации расценок. Геннадий Бессонов, генеральный секретарь КСТСП, вообще заявил, что вся проблема в тарифах, которые устанавливает государство, в результате услуга становится неконкурентоспособной, а скорость. в итоге, остается единственным преимуществом магистрали.
Генеральный директор ОАО «ДВМП» Евгений Амбросов:
– Отсутствие ясного понимания долгосрочной перспективы развития и непоследовательность в тарифной политике снижают привлекательность Транссиба. Говоря о текущей ситуации, мы вынуждены с сожалением констатировать снижение заинтересованности государственных структур в развитии Транссиба как международного коридора и ослабление единого консолидирующего и координирующего центра, что определённым образом нивелировало привлекательность Транссиба для коммерческих транспортных организаций. Наметившийся процесс регрессии делает текущий момент переломным.
Свое мнение о развитии перевозок по Транссибу через порт Владивосток высказал и вице-президент ОАО «ВМТП» Александр Кононенко.
– В связи с постоянной индексацией тарифов, в том числе и на транзитные перевозки контейнеров по Транссибирской магистрали, большинство грузовладельцев переориентировали грузопотоки на морские пути. Если раньше грузовладельцев смущала непонятность и непредсказуемость политики РЖД в части предоставляемого сервиса, то теперь к этому добавились высокие тарифные ставки. Тем не менее, любая услуга может быть конкурентоспособна даже при очень высокой цене, но при обязательном наличии соответствующего сервиса. По мнению многих грузовладельцев, сервис, предоставляемый РЖД по перевозке транзитных грузов, не соответствует запрашиваемой железнодорожниками стоимости.
О минусах
Неслучайно возникшие размышления о двойственности государственной политики в развитии Транссиба не развеяло выступление зам. руководителя федеральной службы по тарифам В. Евдокименко: – Важным элементом государственного тарифного регулирования является проведение гибкой тарифной политики, обеспечивающей, с одной стороны, снижение негативного влияния роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий на темпы экономического роста страны (с учетом целевых параметров инфляции) и, с другой стороны, установление тарифов (цен), обеспечивающих эффективную работу субъектов естественных монополий. И опять надежда на исполнение обещаний, похоже, еще может удержать тех, кто доверяет грузы Транссибу:
– ФСТ России продолжит работу по совершенствованию системы тарификации перевозок грузов в контейнерах на железнодорожном транспорте.
«Задачи, которые ставит перед собой Российское государство, и, естественно, те задачи, которые реализует ОАО «Российские железные дороги», заключаются в использовании естественного транзитного потенциала нашей страны», – это утверждение руководителя «Российских железных дорог» не подкреплено истинным положением дел (иначе, почему с 2006 г. были увеличены контейнерные транзитные ставки в пределах России и более чем на треть выросла сквозная цена на перевозку по основному направлению транзита – от портов Кореи до границы с Финляндией). Чтобы смотреть на российские железные дороги как на естественный сухопутный мост между Азией и Европой, нужно реализовать еще немало задач. Одно отрадно: все эти задачи на конференции названы. Решить их правительству и РЖД по силам. Было бы желание. Пока же действия РЖД расходятся с официальными высказываниями президента компании, и Транссиб теряет грузооборот.
…И плюсах
Если переходить от слов к делу, то Министерство железных дорог КНДР и РЖД подписали протокол о российском участии в реконструкции участка дороги от пограничной станции Хасан до северокорейского порта Раджин. Этот документ стал наиболее осязаемым официальным плодом конференции, хотя участок Хасан – Раджин всего 55 км.

Александра Савельева,
наш соб.корр., Владивосток

© Издательство "Морские вести России" №2 2006