Стратегия лидера

ЗАО ПНТ - бизнес высокого качества



Игорь Телешев, генеральный директор ЗАО «Петербургский нефтяной терминал»

– Игорь Анатольевич, из года в год Ваша компания наращивает грузооборот. В прошлом году, например, на причалах ПНТ было переработано 11 миллионов тонн нефтепродуктов. Насколько знаю, в этом году планировалось достичь перевалки в 12 миллионов тонн, но в первом полугодии план не выполнили. Для стабильно работающего много лет предприятия, каковым является ПНТ, это едва ли не «ЧП», что случилось?
– Объем перевалки в первом полугодии составил 5,2 млн. тонн. Это меньше запланированного и меньше объемов прошлого года. Дело в том, что речная навигация традиционно открывается в начале мая. Однако в этом году налоговые претензии к крупнейшему речному перевозчику ОАО «Волготанкер» привели к тому, что работа пароходства была парализована. И как следствие – терминал недополучил значительные объемы нефтепродуктов, поступающих по реке. А вот что касается нефтепродуктов, получаемых терминалом по железной дороге, а также по трубопроводу из Киришей, эти показатели по сравнению с прошлым годом выросли.

– Петербургский нефтяной терминал – общепризнанный лидер перевалки нефтепродуктов в Финском заливе, и планка перевалки в 15 миллионов тонн в год обозначена на 2007 год. Какими инвестиционными программами подкреплена эта цель, каковы особенности технической политики в этом году, приоритеты компании на 2007 год?
– Хотелось бы отметить, что 15 млн. тонн – это некий ориентир, к которому мы стремимся в своей работе, но не самоцель! Так, реализуемая в настоящее время программа расширения резервуарного парка может и не привести к росту грузооборота. Однако после завершения строительства терминал сможет предложить клиентам услуги, связанные с хранением и перевалкой, более высокого качества.

– Игорь Анатольевич, пожалуйста, расскажите о конкурентных преимуществах компании.
– Долгое время нашими конкурентами были нефтепродуктовые перевалочные терминалы Прибалтики. Что касается российских терминалов, на данный момент работают нефтепродуктовые терминалы на Северо-Западе – в Высоцке, Калининграде, Архангельске, Кандалакше. Кроме того, планируется строительство мощного нефтепродуктового терминала в Приморске. По всей видимости, когда проект в Приморске будет реализован, произойдет некоторое перераспределение грузопотоков светлых нефтепродуктов в пользу вновь построенного терминала. Но на сегодняшний день Петербургский нефтяной терминал остается крупнейшим нефтеперевалочным терминалом Балтики, имеющим выгодное географическое месторасположение, возможность расширять и наращивать производственные мощности, а также сочетать использование разных видов транспорта (трубопровод, ж/дорога, речные суда и морские суда) для осуществления своей производственной деятельности. В работе с клиентами терминал делает акцент на создание максимально комфортных условий для них в пунктуальном выполнении, а по возможности и перевыполнении своих контрактных обязательств. Оценкой усилий ПНТ, направленных на повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, и свидетельством надежности качества оказываемых терминалом услуг стала сертификация предприятия на соответствие стандарту ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества. В ходе подготовки к сертификации, которая продолжалась около года, компания провела большую работу по совершенствованию системы менеджмента предприятия в целом, приближая ее к мировой практике. В европейском бизнес сообществе считается, что наличие сертификации ISO подтверждает безупречную организацию бизнес-процесса в фирме на всех его стадиях. Петербургский нефтяной терминал прошел аудиторскую проверку, в ходе которой было выявлено несколько лучших практик, и получил сертификат – свидетельство того, что процедура менеджмента на терминале соответствует стандарту ISO 9001:2000. В том числе, ведущими аудиторскими зарубежными компаниями подчеркивалось, что в компании создана современная система, по качеству управления соответствующая ведущим зарубежным нефтепродуктовым терминалам. Речь идет о внедренной на предприятии современной системе автоматизации и дистанционного управления технологическими процессами. Ее применение значительно сократило время выполнения основных производственных операций. Еще одним критерием оценки работы терминала, свидетельствующим о предоставлении клиентам компании услуг с гарантированно стабильно высоким уровнем качества, может служить решение представителей компаний «Shеll» и «BP», проводивших техническую аудиторскую проверку на соответствие производственных процессов терминала требованиям, предъявляемым этими компаниями к охране труда и экологическим стандартам. Обе компании подтвердили – их подразделения имеют право работать с грузами, переваливаемыми на терминале. Это говорит о современном уровне производственных процессов, но, конечно, многое еще нам предстоит выполнить. На дальнейшее повышение эффективности нашей работы направлена осуществляемая на предприятии программа интеграции корпоративных информационных технологий в систему управленческих решений.

– Для нефтепереваливающего терминала важнейшая составляющая деятельности – это постоянное развитие и модернизация резервуарного парка. Какие объекты сейчас в работе и когда планируется их завершить.
– Да, действительно, приоритетные направления развития портово-технологических мощностей терминала связаны с дальнейшим расширением резервуарного парка и развитием инфраструктуры, обеспечивающей прием и отгрузку нефтепродуктов. Так, на образованной в 2004 году территории будут построены четыре резервуара по 40 тыс. куб. м (ранее самые большие резервуары на терминале вмещали 20 тыс. куб. м нефтепродуктов), что не только увеличит возможности терминала по единовременному хранению нефтепродуктов, но и повысит качество услуги. Петербургский нефтяной терминал первым на Северо-Западе применил особую технологию «стакан в стакане» для строительства резервуаров вместимостью 40 тыс. куб. м (в Ломоносове есть резервуары на 10 тыс. куб. м, где также применена технология «стакан в стакане», в Высоцке – 20 тыс. куб. м, «стакан в стакане», в Эстонии резервуары на 30 тыс. куб. м построены по обычной технологии). Преимущества данного метода очевидны: эргономика пространства (легкость оборудования подъездных путей, подведения коммуникаций), высокая степень экологической безопасности. В настоящие время полным ходом идет строительство 2-х «сорокатысячников», и к 2007 году резервуарный парк терминала вырастет до 354 тыс. куб. м. Суммарные инвестиции на данном этапе строительства составят $23 млн. (2 резервуара + сопутствующая инфраструктура). То, как будут использоваться новые мощности, во многом зависит от ситуации, которая сложится на рынке предоставления услуг по перевалке нефтепродуктов к тому времени, когда они будут введены в строй. В любом случае, введение в эксплуатацию больших мощностей по хранению нефтепродуктов приведет к росту качества оказываемых терминалом услуг, т.е. к повышению конкурентоспособности компании на рынке стивидорных услуг.

– Игорь Анатольевич, известны высокие требования по экологической безопасности, предъявляемые к перевалке грузов. Какая программа в этом отношении реализуется в компании? Каков уровень экологической безопасности в компании. Ведь резервуары терминала собственно у городской черты Санкт-Петербурга. Как оцениваете взаимоотношения с городскими властями?
– Обеспечение экологической безопасности и охрана окружающей среды – предмет особого внимания со стороны акционеров, руководства и специалистов ПНТ. Как и всех жителей Санкт-Петербурга, их, безусловно, заботит все, происходящее в городе, и, в том числе, на акватории Финского залива. Поэтому мы постоянно участвуем в различных городских и федеральных экологических программах, направленных на защиту окружающей среды. А если в этом аспекте рассматривать производственную деятельность предприятия, то ее регламентирует как законодательство, так и четко прописанные соответствующими контролирующими организациями правила, которые неукоснительно выполняются. Так, административные меры включают в себя:
• разработку и применение на практике нормативов предельнодопустимых выбросов в атмосферу и предельнодопустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, а также образования и размещения отходов;
• разработку регламентов обращения с отходами и нефтесодержащими водами;
• организацию и ведение мониторинга окружающей среды;
• постоянное взаимодействие с контрольно-надзорными органами.
К техническим мерам обеспечения экологической безопасности относятся следующие операции:
• эксплуатация очистных сооружений в соответствии с проектом и нормативами;
• ежемесячное техническое обслуживание производственно-дождевой канализации;
• сбор и утилизация нефтесодержащих и прочих отходов;
• прием и переработка нефтесодержащих вод;
• использование в производственном процессе технологий, сокращающих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу;
• выполнение мероприятий по предупреждению разливов нефтепродуктов как на территории терминала, так и на прилегающей акватории;
• сбор и утилизация плавающего в районе причалов мусора.
Постоянно совершенствуются и введенные в эксплуатацию в 2000 году очистные сооружения, обслуживающие не только инфраструктурные объекты терминала, но и принимающие для очистки нефтесодержащие воды с других предприятий, работающих на акватории Финского залива. При этом предусмотренная технологией пятиступенчатая система очистки настолько эффективна, что вода, прошедшая очистку, намного чище той, которая забирается из акватории Финского залива для технологических нужд терминала. В 2003 году ПНТ в масштабах города получил II место как предприятие, обеспечивающее наиболее высокую степень экологической защиты окружающей среды. Иными словами, экологический аспект деятельности терминала получил высокую оценку. Значит, $10 млн., направленные на эти цели за 10 лет существования компании, потрачены не зря.
Кроме того, завершается разработка проекта реконструкции старой части Петербургского нефтяного терминала, на которой в настоящее время находится резервуарный парк объемом 54 тыс. м куб., что, несомненно, улучшит экологическую обстановку на терминале за счет замены морально и физически устаревших объектов и технологий новыми, современными.

– Игорь Анатольевич, и последний вопрос по непростой проблеме аренды причалов. Об этом даже парламентские слушания провели в Госдуме. Какова ситуация у вас?
– В настоящее время идет согласование методики определения размера платежей за пользование причалами. Разрабатывается проект договора аренды федерального имущества, обсуждается механизм согласования условий договора между ФГУП «Росморпорт», Министерством имущественных отношений и КУГИ Санкт-Петербурга. Петербургский нефтяной терминал как пользователь причалов, будучи заинтересованным в скорейшем разрешении правовой неопределенности при пользовании причалами и заключении договора аренды федерального имущества, принимает активное участие в обсуждении методики определения арендной платы, эффективного использования инфраструктуры причалов, оснащения их необходимым оборудованием.

В. Горячева

© Издательство "Морские вести России" №4 2006