Переправа

Усть-Луга - Балтийск: есть паромное сообщение



Событие, значимость которого трудно переоценить, произошло 7 сентября в морском торговом порту Усть-Луга: открывшаяся железнодорожно-паромная переправа Усть-Луга – Балтийск соединила российский анклав с основной территорией Российской Федерации, обеспечив гарантированный круглогодичный пропуск отечественных, в том числе и военных, грузов в Калининградскую область.
Введенная в эксплуатацию первая очередь паромного комплекса имеет отличительную черту – уникальную мостовую конструкцию, рассчитанную на прием паромов двух типов: «Мукран -103» и «Rider» и будет работать в опытном режиме до утверждения Положения о перевозке грузов паромным сообщением Усть-Луга – Балтийск. На этом этапе транспортное сообщение с Балтийском обеспечит одноименный паром («Балтийск»), предназначенный для перевозки:
– железнодорожных составов с шириной колеи 1520 мм (вместимость судна более 100 ж\д вагонов),
– колесной техники накатным способом,
– 20-ти и 40-футовых ролл-трейлеров и 30 рефконтейнеров.
Седьмого сентября в свой первый коммерческий рейс «Балтийск» отправился с 48-ми вагонами на борту. Собственно, накат на рельсовые пути парома 20-ти цистерн с мазутом, 16-ти вагонов с углем, 10-ти вагонов с песком и двух вагонов-минераловозов и ознаменовал открытие первого пускового комплекса «Балтийский паром». Соответственно и традиционные «семь футов под килем» на сей раз были адресованы не морякам, а железнодорожникам в лице вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, в свою очередь пожелавшего капитану парома «зеленого света» на всем пути следования Открытие линейного сервиса, когда дважды в неделю по маршруту будет отправляться паром, намечено на январь 2007 года. Полное же развитие паромной линии предусматривает ввод в действие автопаромной составляющей комплекса, предназначенной для перевозки колесной техники и приема судов типа «Ро-Ро» (ее строительство планируется завершить к концу 2007 года), и открытие в Усть-Луге пункта пропуска для обеспечения работы по маршруту Усть-Луга -Балтийск– порты Германии. Напомним, проект строительства комбинированного многоцелевого грузопассажирского автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в порту Усть-Луга реализуется Министерством транспорта РФ и Федеральным агентством морского и речного транспорта в рамках Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010гг.)». Строительство этого стратегического объекта ведется с 2003 года и финансируется за счет средств федерального бюджета и средств ФГУП «Росморпорт», выполняющего функции заказчика-застройщика. По поручению Федерального агентства морского и речного флота и ФГУП «Росморпорт» контроль за строительством осуществляет Усть-Лужский филиал ФГУП «Росморпорт». Общий объем инвестиций в проект с начала его реализации составляет 7,7 млрд. рублей.
В завершение строительства автомобильной и железнодорожной составляющих комплекса запланировано вложить 1,4 млрд. рублей. Пропускная способность комплекса в полном развитии составит 5,5 млн. тонн в год, из которых железнодорожная составляющая – 3,5 млн. тонн и автомобильная – 2,0 млн. тонн в год. Как рассказал на встрече с журналистами министр транспорта Игорь Левитин, планируется, что после выхода комплекса на проектную мощность обеспечивать линейный сервис будут уже 6 паромов. Впрочем, их количество будет расти исключительно пропорционально росту грузовой базы. Подробности о мерах по достижении данного результата на встрече не разглашались, лишь было отмечено, что сегодня у отечественных грузоотправителей появился выбор: железнодорожный путь в Калининград с пересечением границ или паромная переправа. Иными словами, основным конкурентным преимуществом паромных перевозок в сравнении с доставкой грузов сухопутным путем в настоящее время является возможность в обход Литвы доставлять грузы в Калининградскую область. Но уже в ближайшей перспективе к таковым планируется прибавить и конкурентоспособные тарифные ставки на перевозку. По словам министра, работа в этом направлении уже ведется. Вместе с тем, по мнению специалистов, эффективность работы комплекса «Балтийский паром» прежде всего будет связана с германским направлением грузоперевозок. И в этой связи формированию грузовой базы в адрес портов Германии, первым из которых станет порт Засниц, также будет уделяться самое пристальное внимание. В частности, в рамках обеспечения коммерческой стороны работы паромного комплекса Минтрансом рассматривается возможность создания управляющей компании для обеспечения эффективной работы на линии Усть-Луга-Балтийск-Германия. Желание войти в ее состав выразили ОАО «РЖД» и ряд германских компаний.

Вероника Зотова, наш соб.корр.

© Издательство "Морские вести России" №5 2006