Терминал

Лукойл-II действует!



В обеспечение экономической безопасности России внесен очередной и весьма весомый, вклад: 5 сентября на острове Высоцкий Ленинградской области прошло торжественное завершение строительства распределительно-перевалочного комплекса нефтепродуктов «ЛУКОЙЛ-II». О пройденном пути собравшимся напоминал закладной камень, установленный 28 июня 2002 года, на фоне которого генеральному директору РПК «Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» Владимиру Калуженову и был вручен символический ключ от нового нефтепродуктового терминала на российском побережье Балтики. Подводя итоговую черту под четырьмя годами, прошедшими с момента начала строительства, г-н Калуженов подчеркнул, что за короткий срок проектировщикам и строителям удалось возвести уникальный объект, служащий примером объединения усилий государства и частных инвесторов в решении глобальных производственных задач. «По масштабности и уровню технического оснащения, обеспечивающего 100%-ную защиту окружающей среды, – это перевалочный комплекс XXI века, но главное, его ввод в эксплуатацию обеспечил экспорт российских нефтепродуктов, минуя порты прибалтийских государств», – заявил генеральный директор РПК «Высоцк «ЛУКОЙЛ-II». Строительство РПК, завершение которого ознаменовало собой 15-летний юбилей НК «ЛУКОЙЛ», – один из крупнейших инвестиционных проектов компании. Проектная мощность нового нефтепродуктового терминала – 11,6 млн. тонн в год. Стоимость – более $560 млн. Напомним, что строительство этого логистического объекта велось в три этапа. Открытие первой очереди комплекса, пропускной способностью 4,7 млн. тонн в год, состоялось 16 июня 2004 года. Объекты второй очереди сооружались одновременно с эксплуатацией терминала и были введены в строй весной 2005 года, по итогам которого объем перевалки составил 6,9 млн. тонн нефти и нефтепродуктов. Последний этап строительства завершил ввод в эксплуатацию третьей железнодорожной эстакады и восьми резервуаров, увеличивших объем резервуарного парка РПК до 460 тыс. кубометров. Как сообщил первый вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Владимир Некрасов, особое внимание компания уделяет экологическому аспекту деятельности комплекса.
Безопасность окружающей среды, в том числе, обеспечивают:
• постоянный экологический мониторинг,
• современная система пожарной безопасности,
• комплекс очистных сооружений, соответствующий мировым стандартам.
Специалисты компании убеждены – масштаб и уровень технического оснащения нового комплекса, обеспечивающие максимальную защиту окружающей среды, позволяют считать его самым крупным и современным объектом такого рода в Европе. Мировым стандартам охраны природы соответствуют и резервуары для хранения нефтепродуктов, построенные по принципу «стакан в стакане» (двойные стены исключают протечку, а «азотная подушка» предохраняет продукт от испарения). Стоимость природоохранного оборудования от лучших мировых производителей составила более трех млн. евро. Но помимо инвестиций в строительство объектов собственной инфраструктуры, «ЛУКОЙЛ» инвестировал и создание объектов федеральной собственности: акваторию порта и подходной канал, глубина которых обеспечивает прием танкеров дедвейтом до 100 тыс. тонн, системы управления движением судов и навигационного обеспечения. Морская составляющая комплекса также включает в себя три причала. Один предназначен для приема в период летней навигации танкеров типа «река-море» (первый танкер пришвартовался 9 мая 2006 года) и два причала для приема морских судов. В отличие от ближайшего соседа – нефтеналивного порта Приморск – доставка нефтепродуктов на РПК обеспечивается железнодорожными цистернами. При этом каждый из перегружаемых видов нефтепродуктов, а это дизельное топливо, вакуумный газойль и мазут, разгружается на собственной железнодорожной эстакаде, рассчитанной на единовременный прием 72 цистерн. И весь этот путь – от цистерны до танкера – герметично закрытый, высокотехнологичный производственный процесс. Вместе с тем, специфика работы компании диктует необходимость дальнейшего развития железнодорожной инфраструктуры – от этого во многом зависит возможность дальнейшего наращивания грузооборота РПК «ЛУКОЙЛ-II». Первым шагом в заданном направлении стало подписание в феврале 2004 года договора с ОАО «Российские железные дороги» о создании обходного железнодорожного пути до Высоцка. В реализацию этого проекта НК «ЛУКОЙЛ» инвестировала более 300 млн. рублей, а в июне 2006 года был подписан новый договор – о развитии железнодорожной инфраструктуры на подходах к РПК. Согласно достигнутым договоренностям с ОАО «РЖД», «ЛУКОЙЛ» инвестирует в этот проект 141,5 млн. рублей, финансируя строительство тяговой подстанции в Высоцке и автоблокировки, электрификацию участка железнодорожного пути от станции Пихтовая до Высоцка. После завершения строительства объем поставок нефтепродуктов на терминал железнодорожным путем увеличится с 7 млн. до 9 млн. тонн в год. В свою очередь, развитие притерминальной железнодорожной инфраструктуры, наряду с рассматриваемым компанией планом строительства отвода от магистрального нефтепродуктовода Кстово-Приморск, позволит увеличить объем перевалки до 13,5 млн. тонн нефтепродуктов в год и расширить ассортимент экспортируемых НК «ЛУКОЙЛ» нефтепродуктов. Как сообщил первый вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ» Владимир Некрасов, принятая в сентябре т.г. программа стратегического развития компании до 2016 года предусматривает инвестирование в направление деятельности, к которому относится терминал, более $35 млрд. При этом он подчеркнул: «Любой крупный проект компания «ЛУКОЙЛ», прежде всего, согласовывает с интересами региона, это принципиальная позиция нашей компании».

Вероника ЗОТОВА, наш соб.корр.

© Издательство "Морские вести России" №5 2006