Трибуна МП

Открытое письмо



Раиса Паршина, председатель Совета директоров ОАО «Дальневосточная транспортная группа»

Уважаемые руководители отраслевых и экономических ведомств, коллеги и партнеры! этим письмом мы хотели бы привлечь внимание к вопросу создания в рамках холдинга «РЖД» «Грузовой компании» – оператора вагонного парка. Поскольку железные дороги являются основным видом транспортировки грузов в Российской Федерации, то и последствия создания «Грузовой компании» повлияют на экономику всей России либо со знаком плюс, либо со знаком минус. При этом, конечно, важно понимать, нужно ли вообще начинать еще один дополнительный эксперимент на экономике России? Кому этот эксперимент нужен? Для чего он проводится? Главным аргументом «РЖД» при создании «Грузовой компании» является привлечение инвестиций. Однако для привлечения инвестиций совсем необязательно нарушать ход реформ. Частные железнодорожные компании России, приобретая подвижной состав, уже вложили в экономику России более 130 млрд. рублей. Ведь более 70% из 250 000 вагонов, принадлежащих частным российским компаниям, являются новыми и были приобретены у российских производителей. Именно эти инвестиции позволили вывести транспортное машиностроение на первое место в России среди всех отраслей экономики. Особенно показателен тот факт, что частные компании не попросили ни рубля у правительства для приобретения парка подвижного состава. Все средства были получены в результате эффективной и качественной работы на рынке услуг по перевозке грузов по железным дорогам России. Что же мешает «РЖД» наладить свою работу таким образом, чтобы также зарабатывать себе средства на развитие? Весь смысл реформ «Российских железных дорог» в том, чтобы демонополизировать рынок железнодорожных перевозок, создать условия для конкуренции, вывести отрасль из стагнации и создать условия для экономического роста. Есть опасения, что об этом забыли сегодня, когда на повестке дня вновь появилась тема дотаций. Почему, говоря о необходимости получения от государства компенсации за пассажирские перевозки, ОАО «РЖД» не торопится разделить свой бизнес на грузовой и пассажирский? В чем логика? Разве не проще было бы разделить бизнес на социально обремененную пассажирскую часть и конкурентоспособную грузовую? Есть опасения, что отсутствие простой и понятной логики в хозяйстве создаваемых сегодня компаний, на практике обернется тем, что вместо старого монополиста экономика России получит нового монополиста. «Грузовая компания», существующая на базе «РЖД», будет владеть не только инфраструктурой, но и оказывать услуги по перевозке грузов по этой инфраструктуре. Чем плох такой монополист, мы уже хорошо знаем. Первое – это ограничение доступа к инфраструктуре для других участников рынка. Это сдерживает не только ход реформ, но и рост экономики России в целом. Второе – это постоянное стремление монополиста к увеличению затрат. Еще одной неотъемлемой характеристикой «РЖД» в последнее время стала тема конкуренции с частными железнодорожными операторами. Конечно, в случае отсутствия частных компаний многим грузовладельцам пришлось бы смириться и с длительными сроками доставки грузов, и с низким качеством обслуживания. Показательным примером являются жалобы «РЖД» на то, что частные компании затрудняют «РЖД» доступ к высокодоходным перевозкам. На рынке действуют простые правила – у кого лучше качество сервиса и лучший подвижной состав, тот и выигрывает. Но это правило действует в рыночных условиях. Реформа должна была создать равные и справедливые условия для всех участников рынка. Создание «Грузовой компании» этому явно противоречит. Отсутствие правовой базы во взаимоотношениях между перевозчиком и операторами приводит периодически к возникновению кризисных ситуаций. «РЖД» рассчитывает провести первичное размещение акций «Грузовой компании» на бирже и получить от 100 до 120 млрд рублей, которые будут направлены на развитие инфраструктуры и локомотивного парка. МОЖЕТ БЫТЬ, именно этот проект «РЖД» и БУДЕТ удачным. МОЖЕТ БЫТЬ, в обозримом будущем РЖД сможет провести IPO именно в том объеме, на который рассчитывает. Но уже СЕГОДНЯ, а не в будущем, частные компании инвестируют в локомотивный парк. Уже СЕГОДНЯ у частных компаний в собственности находятся не только маневровые, но и магистральные локомотивы. И это при том, что на сегодня полностью отсутствует нормативная база для организации работы собственных локомотивов. Еще ВЧЕРА необходимо было разработать условия их использования на сети железных дорог России. Это проще и быстрее, чем строить планы по размещению акций несуществующей компании. А главное – в этом случае государству не придется тратить средства на локомотивы. Инвестиции в локомотивы смогут обеспечить частные компании и, конечно, ОАО «РЖД», которое будет вынуждено работать по общим для всех правилам. Ведь именно создание конкурентной среды – главная цель реформы железнодорожного транспорта. Никто не ожидает, что реформа пройдет быстро и легко. Все участники рынка железнодорожных грузовых перевозок понимают, что уже настал момент для разработки законодательства по привлечению частных инвестиций в развитие железнодорожных путей, подходящих к шахтам, заводам и другим производственным объектам. В этом случае для «РЖД» не будет необходимости разрабатывать новые проекты, сходные по идеологии с проектом «Грузовой компании». Ведь если задача состоит не в усилении монопольных позиций, а в привлечении инвестиций в инфраструктуру, то она будет в значительной мере решена путем закрепления за РЖД только магистральных железнодорожных путей. Это позволит привлечь огромные инвестиции в железнодорожную инфраструктуру, т.к. количество собственников производственных объектов значительно превышает количество железнодорожных операторов России. Напомним, что только в подвижной состав частные железнодорожные операторы инвестировали более 130 млрд. рублей, что превосходит объемы средств, которые «РЖД» только планирует получить в неопределенном будущем от размещения акций «Грузовой компании». В последнее время ОАО «РЖД» всячески старалось убедить государственные органы, профессиональные организации, российскую и международную деловую общественность в том, что создание «Грузовой компании» не является большой проблемой. Мы убеждены в том, что предлагаемый вариант создания «Грузовой компании» противоречит программе реформ. Практика показывает, что уже созданные в рамках реформ «ТрансКонтейнер» и «Рефсервис» пока что далеки от должных результатов. Внятных объяснений от ОАО «РЖД» по этому поводу общественность пока не получила. В связи с этим не понятно, что же позволяет «РЖД» надеяться, что в случае с «Грузовой компанией» все будет иначе? Таких аргументов пока никто не озвучил. А, может быть, их просто нет?

P.S. Конечно, письмо зовет к серьезной дискуссии на заданную тему. Тем более, что автор далеко не рядовой в отрасли. Так что если у вас есть личное мнение по этому поводу, милости просим на трибуну журнала «Морские порты». Объективность гарантируем!

Вероника ЗОТОВА, наш соб.корр.

© Издательство "Морские вести России" №5 2006