РЖД/Вектор движения

Реформа идет – вопросы остаются



Очередной, 4-й по счету, форум «Российских железных дорог», прошедший в начале ноября в Москве, был посвящен структурной реформе железнодорожного транспорта, а точнее завершающему III этапу ее реализации. Несмотря на то, что реформа идет уже три года и многое сделано, по определению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, отрасль только подошла к началу коренных, системообразующих преобразований. Ключевые направления, по которым будет происходить дальнейшее развитие – формирование модели конкурентного рынка, повышение качества услуг, совершенствование государственного тарифного регулирования, привлечение инвестиций в инфраструктурные объекты и развитие транспортного машиностроения. Безусловно, все они, так или иначе, касаются деятельности морских портов, через которые идет значительная часть экспортных и транзитных грузов России. Однако проблемы российских портов по-прежнему остаются их собственными проблемами – РЖД как и раньше смотрят на порты с позиции монополиста; что до государства, то у него все также не доходят руки до необходимых морскому транспорту законов. Поэтому сегодня, и в частности на конференции, закономерно стоял вопрос совершенствования взаимодействия портов и железных дорог, устранения противоречий в их деятельности. Вместе с тем в структуре РЖД созревает предложение разрешить ряд противоречий с главными стратегическими портами путем покупки части их акций для возможности участия в управлении стивидорными компаниями. Таким образом, единство транспортной цепочки от грузовладельца до потребителя через морские порты РЖД видит по-своему. Между тем, прошедший форум дал возможность высказаться всем заинтересованным сторонам. А это не лишает надежды на вероятность того, что наиболее конструктивные мнения и предложения по дальнейшей реализации реформы будут учтены и применены на практике.

Конференция собрала более 750 участников, в том числе и представителей иностранных компаний из 15 стран Европы и Азии. Повышенный интерес к проблемам третьего этапа реформирования железнодорожного транспорта был вполне предсказуем, так как Россия находится на пороге вступления во Всемирную торговую организацию. А это означает, что рынок транспортных услуг должен быть не только готов к либерализации и конкурентным условиям, но и гармонично вписаться в международную систему транзитных и экспортно-импортных перевозок. Высокий статус форуму придало присутствие среди выступающих и участников одиннадцати круглых столов большого количества государственных чиновников высокого ранга и первых лиц отрасли.

Полностью в журнале


© Издательство "Морские вести России" №6 2006