Из архива журнала

Из архива журнала год 2000



XIII конференция АСОП
Изменения в экономической и политической жизни страны не только не повлияли на положительные тенденции, наметившиеся в деятельности портов, но и привлекли внимание государства к транспортной отрасли. Об этом наглядно свидетельствует реакция Правительства РФ на обращения Ассоциации морских торговых портов. Выполняя решение 12-й конференции, 29 октября 1999 года было направлено обращение председателю правительства Владимиру Путину о мерах по повышению конкурентоспособности российских портов. Третьего ноября обращение ассоциации обсуждалось в Комиссии по оперативным вопросам (КОВ), после чего заместитель министра путей сообщения встретился с руководителями портов по регионам с целью обсуждения переключения грузов с иностранных портов на отечественные. Этот вопрос нашел свое отражение и в решении совместной Коллегии Минтранса и Министерства путей сообщения, в формировании которого активное участие принимал рабочий комитет по загрузке портов. Предложения ассоциации:
• о переключении 14 млн. тонн сухих экспортных грузов из зарубежных на российские порты;
• об усилении работы межведомственной комиссии по рассмотрению работы транспортных узлов;
• о формировании сквозных транспортных тарифов на маршрутах, проходящих через российские порты Запада и Дальнего Востока;
об усилении железнодорожных подходов к портам и расширении предпортовых станций. Эти предложения были учтены в проекте постановления, на основании которых составлен комплексный план по переключению грузопотоков на российские порты в объеме 14 тыс. тонн. В решении коллегии поручалось Минтрансу совместно с МИД РФ принять энергичные меры по заключению межправительственного соглашения с КНР по транзиту китайских грузов через порты Дальнего Востока (3-4 млн. тонн).

Тайны аренды
По словам председателя комитета по экономике и социальным вопросам Серика Жусупова, один из основных вопросов, которые рассматривались в рамках комитета, – примерный договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за морскими администрациями портов. Разработанный Минтрансом РФ и Мингосимуществом РФ проект договора, предусматривающий многократное увеличение арендных платежей, формировал неконкурентоспособные условия для морских портов. По согласованию с разработчиками проекта ассоциацией (с привлечением специалистов в соответствующей области) подготовлены альтернативные документы, включавшие в себя примерный договор аренды, проект постановления и распоряжения Правительства РФ. Частично предложения АСОП были учтены Минтрансом РФ и Мингосимуществом РФ и в настоящее время формирование нормативных документов, определяющих передачу в аренду федерального недвижимого имущества, ведется с учетом этих предложений.
На главном направлении
«Решение Правительства РФ о включении в ведомства Министерства транспорта государственных служб авиации и российских автомобильных дорог изменило структуру Минтранса», – сообщил в своем выступлении руководитель Департамента регулирования производственной деятельности морских портов Чингиз Измайлов. Согласно новому Положению о Министерстве транспорта РФ в его составе пять государственных служб: автомобильная, речного флота, морского флота, авиации, дорожного хозяйства. Изменения затронули и законодательно-правовое управление Минтранса: в свете требований сегодняшнего дня (имущественные отношения, образование морских администраций и др.) на его базе создан новый департамент – правовой. Говоря о том, что делается Минтрансом и конкретно Департаментом регулирования производственной деятельности морских портов для увеличения их загрузки, г-н Измайлов подчеркнул, что основное направление деятельности – это углубление взаимоотношений со всеми министерствами и ведомствами, от которых зависит товародвижение в стране. В первую очередь это Министерство путей сообщения, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, Мингосимущества, Государственный комитет по рыболовству. Главное в нашей работе за отчетный период – это выполнение решений правительственной Комиссии по оперативным вопросам (КОВ) от 29 июня 1998 года и третьего ноября 1999 года. В рамках этих решений 17 мая была проведена совместная Коллегия с Министерством путей сообщения и определены два проблемных порта – Архангельский и Калининградский. По этим портам разработан комплекс мероприятий, утвержденный первыми заместителями губернатора, министра путей сообщения и министра транспорта.
«МП» №6, 2000, стр. 4

Совет директоров АСОП
С приветственным словом к участникам заседания обратился мэр Находки Виктор Гнездилов. В частности, он рассказал об истории города, о проблемах и перспективах развития этого уникального морского транспортного узла Дальнего Востока России. Генеральный директор АО “НМТП” Гелий Мясников выступил с краткой информацией о деятельности Находкинского морского порта. По словам Олега Терехова, за сравнительно короткий период после 12-й конференции произошли значительные изменения в экономической и политической жизни нашей страны. Сменились президент, правительство, руководители структур, входящих в Минтранс РФ. Однако это не повлияло на положительные тенденции, наметившиеся в нашей экономике и деятельности портов. Выполняя решения 12-й конференции, дирекцией АСОП:
– внесены изменения в Устав,
– разработана программа работ научно-технической деятельности АСОП на 1999-2000 гг.,
– разработан и утвержден план сотрудничества между Службой морского флота МТ и АСОП на 2000 г. с созданием рабочих групп.
Основное внимание комитетов и дирекции АСОП было сосредоточено на двух законодательных документах: Законе о портах и Таможенном кодексе. Закон о портах после внесения в него замечаний АСОП проходит межведомственное согласование, после чего будет подготовлена новая редакция. Олег Терехов сказал, что Таможенный кодекс, «несмотря на наши категорические возражения, был направлен в Думу, где прошел первое чтение. В настоящее время ГТК подготовлена новая редакция проекта, который проходит согласование. Наши замечания представлены в ГТК и рассмотрены 29 мая с участием членов комитета АСОП и Минтранса РФ».
«МП» №3, 2000, стр. 4

КТК: золотой стык сварен
В поселке Южная Озерейка, в окрестности портового Новороссийска, произошло большое событие: в торжественной обстановке состоялась церемония сварки «золотого стыка» нефтепровода Тенгиз – Новороссийск, больше известного под названием Каспийский трубопроводный консорциум (КТК). В этом событии, знаменующем собой завершение прокладки 1500-километрового трубопровода, приняли участие: президент ОАО «Лукойл» В. Алекперов, заместитель министра топлива и энергетики РФ В. Станев, генеральный директор КТК В. Федотов, председатель правительства Краснодарского края В. Мельников, представители Казахстана.
«МП» №6, 2000, стр. 65

Переговоры РАО «ЕЭС» и МПС
Переговоры РАО «ЕЭС» и Министерства путей сообщения об урегулировании долгов закончились без конкретных результатов, при этом стороны вновь выступили со взаимной критикой. «К сожалению, по результатам переговоров взаимные упреки сторон не были сняты. РАО «ЕЭС России» настаивает на своих данных задолженности железных дорог за потребленную электроэнергию, которые отличаются от данных МПС в разы», – прокомментировал представитель РАО прошедшие переговоры. В сообщении РАО говорится, что энергетики готовы провести сверку данных задолженности совместно с МПС. По данным энергокомпании, на встрече МПС пообещало платить энергетикам за текущее потребление энергии, а урегулировать вопросы накопленной задолженности стороны договорились в течение двух недель. «У нас есть договора, подписанные руководителями железных дорог с энергосистемами, в которых указаны конкретные финансовые обязательства по оплате за электроэнергию», – сообщил представитель РАО. Со своей стороны, МПС настаивает, что у министерства нет односторонней задолженности перед РАО «ЕЭС России» и обвиняет энергетиков в срыве соглашений о взаимодействии и оптимизации взаимных расчетов, которые действовали в течение последних шести месяцев. «Головной офис компании РАО «ЕЭС» фактически не имеет влияния на свои региональные подразделения, которые проводят собственные экономические решения, идущие вразрез не только с интересами своих руководителей, но и наносящие прямой ущерб экономике России», – говорится в документе. «Можно сделать вывод о том, – отмечается в сообщении, – что главная энергетическая компания страны является неуправляемой и несбалансированной экономической структурой, а ее руководство неэффективно выполняет возложенные на него обязанности».
«МП» №4, 2000, стр. 63

Во имя национальных интересов России
Принятые конкретные меры по совершенствованию и гармонизации структур управления транспортным комплексом на межведомственном уровне, углубление взаимосвязи и координации деятельности с МПС России, Минторгом России, МАП России и ГТК России, отечественными товаропроизводителями позволяют сегодня сказать, что у нас имеется общая стратегия, придающая осознанность и подконтрольность процессу, обеспечивающая динамизм. Однако все сделанное должно рассматриваться исключительно через призму соответствия задачам нового этапа социально-экономического развития страны, который характеризуется прежде всего общим подъемом производства. Учитывая дифференциальность темпов роста ВВП 3-5% в год по отраслям и их экспортную направленность, можно предположить, что к 2005 году на порт будет тяготеть примерно 250 млн. тонн груза. Но тяготение — это еще не работа. И сейчас 70,0 млн. тонн груза российского экспорта и импорта перерабатывается через порты третьих стран при недогрузке наших.
Александр Луговец
первый заместитель министра транспорта РФ, руководитель Службы Росморфлота
«МП» №3, 2000, стр. 66

Второй реестр — инструмент возрождения флота
Сегодня у нас осталось под российским флагом 240 морских судов со средним возрастом 20 лет. Уже сегодня можно констатировать, что флота под российским флагом практически нет. Некоторым судам осталось плавать не более 5 лет, при этом судовладельцы будут нести колоссальные затраты на поддержание давно устаревшего флота, подвергать себя критике со стороны иностранных надзирательных органов, что наш флот является по сути «субстандартным». Из хода дискуссии возникает вопрос – кому нужен второй реестр? Могу однозначно сказать, что этот реестр нужен не судовладельцам, а России, для того, чтобы в России был возрожден флот. Другого способа решения – через внутренние инвестиции, российские банки – ни через год, ни через пять лет не будет. Единственный способ – привлечение, как это уже сложилось, средств иностранных банков. Постановка вопроса о том, сколько придет средств в бюджет, равносильна вопросу о том, «что еще можно взять с покойника». Я бы хотел обратить ваше внимание на заключительные слова в выступлении президента Владимира Путина на Всероссийской конференции «Транспорт на рубеже веков», что «Российская Федерация должна стать транспортником номер один в мире», поскольку ее географическое положение позволяет использовать преимущества не только сухопутных, но и морских границ. Следовательно, вопрос восстановления всех видов транспорта, в том числе международных, является ключевым.
Леонид Лоза
президент АО «Новороссийское морское пароходство»
«МП» №2, 2000, стр. 30


© Издательство "Морские вести России" №1 2007