Из архива журнала

Из архива журнала год 2001



XIV конференция АСОПР
В августе правительство утвердило комплексную программу модернизации транспортной системы России. Как подчеркнул министр транспорта С. Франк, программа впервые носит не ведомственный характер, а затрагивает функционирование транспорта как единой транспортной системы нашей страны, которая в связи с масштабностью экономических задач заслуживает особо пристального внимания государства и направления на этот участок концентрированных ресурсов. Структурно она состоит из ряда подпрограмм и должна обеспечить единство трех элементов: транспортную политику государства, стратегический мастер-план, приоритетные инвестиционные проекты.
Решение:
1. Утвердить отчет о работе научно-технической комиссии за период ноябрь 2000 г.– сентябрь 2001 г.
2. Поручить НТК ассоциации в срок до 01.12.2001 г. разработать программу научно-технической деятельности ассоциации на 2002 год.
3. Считать нецелесообразным введение в действие примерного договора аренды и договора на возмещение эксплуатационных услуг морским администрациям портов в связи с находящимся еще в стадии разработки Законом «О морских портах РФ», а также готовящихся проектов Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросу совершенствования системы управления и регулирования портовой деятельности в Российской Федерации.
Рекомендовать Министерству транспорта РФ и Министерству имущественных отношений РФ сохранить до подписания указанных законов форму ранее заключенных договоров аренды между морскими администрациями портов и стивидорными компаниями. Вместе с тем, проинформировать Министерство транспорта РФ и Министерство имущественных отношений РФ о конкретных предложениях морских торговых портов России в части разработки самого механизма передачи государственного имущества в аренду, отражения в документах вопросов приоритетности арендаторов, возможности субаренды и др.
4. Поддержать решение рабочего комитета по экономике и социальным вопросам о преждевременности подписания Указа Президента России и постановления Правительства РФ о совершенствовании системы управления и регулирования портовой деятельности в РФ до принятия Федерального закона «О морских портах РФ».
5. Принять к сведению информации А.А. Алякина и А.В. Лаврищева и согласиться с их позицией о необходимости корректировки проектов Указа Президента РФ и постановления Правительства РФ с целью обозначения в указанных документах четкого разделения хозяйственных и властных полномочий новых структур управления, а также более четкого определения источников финансирования администраций морских портов.
6. Одобрить проект группировки и установления нормативных сроков полезного использования имущества, предоставленного в ассоциацию Минтрансом РФ для согласования, и просить Министерство транспорта учесть предложения и замечания рабочего комитета ассоциации от 19-20.09.01.
7. Отметить положительные тенденции (кроме портов Дальнего Востока) в реализации первого этапа внедрения унифицированных тарифов на перевозки грузов ж/д транспортом и поручить рабочему комитету постоянно анализировать итоги работы по их внедрению во всех морских регионах России; а также продолжить работу с Правительственной комиссией, соответствующими министерствами и ведомствами по выработке предложений по реализации второго этапа, предусматривающего унификацию ж/д тарифов на все перевозки грузов, включая транзит.
«МП» №5, 2001, стр. 3

Совет директоров АСОП
Попутного ветра и успешной работы пожелал генеральный директор морского порта Санкт-Петербург Игорь Русу, приветствуя участников совета директоров Ассоциации морских торговых портов. Состоявшийся 29 мая совет в буквальном смысле проходил под парусами – на борту парусника «МИР» в открытой части Финского залива, и слова приветствия отразили не только важность и своевременность этой встречи, но и необычность, и зрелищность окружающей обстановки. В повестке дня:
1. О деятельности ассоциации за период октябрь 2000 г.– май 2001 г.
2. Отчет председателя рабочего комитета по экономике и социальным во­просам.
3. Повышение загрузки российских портов.
4. О повышении квалификации специалистов портов, организационные вопросы.
Работа совета директоров ассоциации была продолжена в Германии, куда члены совета выехали по приглашению фирмы «МARTIN GRUNAU GMBH», в память основателя компании – друга России Мартина Грунау, безвременно скончавшегося в прошлом году. В рабочей программе: посещение фруктового терминала морского порта Гамбург, презентация погрузчиков, осмотр завода «Юнгхайнрих» в Нордерштадте, презентация продукции фирм «Талурит» и «Титан». Визит в Бремен в World Trade Center, где участников совета приветствовал советник сената по экономике и портам г-н Вилл, а также г-н Кёне от «Киров Лейпциг АО». Затем состоялась презентация фирм «КЕ Кранбау Эберсвальде» и «КОКС Краны Интернационал». В морском порту Бременхафен администрация оказала прием участникам совета, после чего состоялся осмотр терминалов порта. Для делегации российских портовиков в Генеральном консульстве России в Гамбурге был дан прием, где президент АСОПР Олег Терехов и консул Юрий Бутов подтвердили важность подобных мероприятий и выразили надежду на дальнейшее укрепление взаимополезных деловых связей между российскими и немецкими партнерами. В завершение визита участники совета посетили могилу основателя фирмы «MARTIN GRUNAU GMBH» Мартина Грунау и почтили его память минутой молчания.
«МП» №3, 2001, стр. 4

Певый контейнерный терминал – настоящее и будущее
Спрос, как известно, порождает предложение, и стабильный рост объемов контейнерных перевозок стимулирует порты привлекать этот высокодоходный грузопоток. Возможности у всех, разумеется, разные – в зависимости от географического положения, портовых мощностей и уровня сервисных услуг, но при этом каждый стремится привлечь как можно больше клиентов. Многим удается. Безусловным лидером в области обработки контейнерных грузов в Большом порту Санкт-Петербург уже многие годы является ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». (Основной оператор – ЗАО «Первый контейнерный терминал», далее ПКТ). На вопросы о настоящем и будущем контейнерного терминала, сегодня переживающего свое второе рождение, мы попросили ответить генерального директора ПКТ Евгения Южилина.
В.Г. – Евгений Валерьевич, в Невской гавани обработкой контейнерных грузов, и достаточно успешно, занимаются многие стивидорные компании. Какое место в этом списке занимает «Первый контейнерный терминал»?
Е.Ю. – Судите сами. Всего в Большом Петербургском порту в 2000 году было обработано около 290 тысяч ТEU. Из этого объема ПКТ обработано около 195 тысяч – практически две трети от общего контейнерного грузооборота, поступившего на терминалы Санкт-Петербурга.
В.Г. – Достаточно ли этого, чтобы не ощущать, что конкуренты «дышат в затылок»?
Е.Ю. – В 2000 году рост контейнерного грузооборота был у всех компаний, но самый резкий – у «Первого контейнерного терминала».
В.Г. – За счет чего?
Е.Ю. – За счет внедрения целого комплекса мероприятий и прежде всего – выполнения программы модернизации перегрузочной техники. Сегодня у нас модернизировано три из четырех причальных перегружателей, модернизация четвертого вот-вот закончится. В результате увеличилась скорость обработки судна: количество движений в час соответствует современному европейскому уровню – один кран перегружает в течение часа до 25 контейнеров. Кроме того:
– модернизирован и пополнен парк контейнеровозов;
– значительно увеличены складские площади терминала;
– за 2 года отремонтировано и введено вновь около 80 тыс. кв.м покрытия, в 2001 году запланировано еще 50 тыс. кв.м Это покрытие способно выдержать нагрузку самой тяжелой перегрузочной техники;
– внедрена и действует не имеющая аналогов в России информационная система, обеспечивающая оперативное управление терминалом.
Примечательно, что все программное обеспечение разработано российскими специалистами: фирмой «Солво» и службой информационных технологий ПКТ с учетом специфики его работы.
«МП» №2, 2001, стр. 61

Строительство второй очереди БТС
Строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС) обойдется дешевле, сообщил вице-премьер РФ Виктор Христенко. Балтийская трубопроводная система создается для нового направления экспорта нефти из Тимано-Печорской и Западно-Сибирской нефтегазоносных провинций. Ее сооружение предусматривает прокладку нового магистрального нефтепровода Харьяга (Ненецкий автономный округ, Архангельская область) – Усинск, реконструкцию действующих участков Усинск – Ухта (Республика Коми), Ухта – Ярославль, Ярославль – Кириши, строительство новой нитки Кириши – Приморск и возведение в Приморске нефтеналивного терминала. Общая протяженность БТС – 2700 километров. Стоимость реализации первого этапа работ, который подразумевает строительство Приморского нефтетерминала, участка Кириши – Приморск и реконструкцию участка Ярославль – Кириши, оценена в $460,2 млн.
Прием первого нефтеналивного танкера в Приморске по плану должен произойти в декабре 2001 года. Вторая очередь БТС должна вывести ее мощность до 30 млн.тонн нефти в год. По словам В.Христенко, к моменту начала строительства второй очереди акционерная компания «Транснефть», являющаяся заказчиком проекта, уже будет иметь в своем распоряжении Приморский терминал, очистные сооружения на его территории и завершенную в значительной мере линейную часть системы. «Таким образом, речь идет лишь о расширении возможностей линейной части и дополнительном резервуарном парке», – отметил вице-премьер. Он выразил убеждение, что правительство и «Транснефть» изыщут источники финансирования второй очереди БТС. «Это касается как финансирования за счет тарифов компании, так и бюджетного финансирования», – уверен вице-премьер. Уклонившись от прогноза возможных затрат, В.Христенко подтвердил, что с целью ускорения решения подобных вопросов правительство предполагает начать их рассмотрение уже в первой половине 2001 года «с тем, чтобы в 2002 году мы их ­решали».
«МП» № 2, 2001, стр. 23


© Издательство "Морские вести России" №1 2007