Из архива журнала

Из архива журнала год 2002



XV конференция АСОПР
Работу 15-й конференции открыл и вел президент АСОП Олег Терехов, сообщивший о результатах работы ассоциации за отчетный период. Президент подчеркнул, что она проходила в обстановке политической и экономической стабильности в стране. В числе факторов, оказавших положительное влияние на работу портов, г-н О. Терехов отметил реализацию комплексной программы модернизации транспортной системы России, утвержденной правительством в августе 2001г., и унификацию железнодорожных тарифов путем отмены международного транзитного тарифа на отгруженную продукцию через российские морские порты, переход на оплату перевозок грузов по Прейскуранту 10-01 с применением повышающих коэффициентов. В частности, он назвал следующие цифры: «В 2001 г. введены в эксплуатацию перегрузочные мощности на 20,2 мт, 2056 пм причалов, что позволило увеличить грузооборот портов в 2001г. на 11,7%, или на 21,3 мт. Наращивание мощностей осуществляется и в 2002г. Всего в российских портах до 2010 г. должно быть построено новых и реконструировано действующих перегрузочных комплексов суммарной мощностью 262 мт в год, что позволит увеличить грузооборот российских портов на 82% и сократить долю портов сопредельных стран до 4,8%».
Минтранс – морским портам
Руководитель Департамента регулирования производственной деятельности морских портов Александр Жиглицкий остановился на нескольких ключевых вопросах. В частности, г-н А. Жиглицкий отметил, что вышедшее постановление Правительства РФ от 25. 09. 2002 г. № 705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами» ставит перед Министерством транспорта несколько задач:
– отделение хозяйственных функций от административно-властных полномочий портовых властей;
– создание ФГУП «Росморпорт» с филиалами на местах;
– согласование с Минимуществом РФ и регистрация устава вновь создаваемого предприятия;
– внесение изменений в действующие уставы морских администраций портов с переименованием их в администрации морских портов;
– подготовка перечня имущества, передаваемого в ФГУП «Росморпорт».
Этапы унификации
В числе основных особенностей проекта нового Прейскуранта 10-01 на грузовые железнодорожные перевозки г-н Лаврищев назвал:
– разделение тарифа на инфраструктурную и вагонную составляющие (величина вагонной составляющей равна 15%);
– применение иного принципа в отношении маршрутных перевозок. Если ранее скидка в 10% предоставлялась лишь на прямые отправительские маршруты, то в новом Прейскуранте вводится понятие «групповой отправки», которая также будет осуществляться по льготным тарифам. Максимальная скидка с тарифа в новом Прейскуранте составляет до 18%, но вместе с тем увеличивается стоимость единичной (повагонной) отправки;
– пересмотр зависимости тарифных ставок от расстояния перевозки. Перевозки на дальние расстояния становятся более дешевыми, а на ближние – облагаются более высоким тарифом.
Также в проекте нового Прейскуранта предусмотрена более гибкая дифференциация по типам универсальных вагонов с целью задействовать наименее используемый в настоящее время подвижной состав (платформы), стоимость перевозок на которых при одной и той же загрузке будет ниже, чем в полувагонах. Новый Прейскурант планируется ввести в действие в 2003 году.
Решение:
Одобрить подготовленные заключения к проектам федеральных законов «О морских портах РФ»; по ж/д транспорту; о транспортно-экспедиторской деятельности (приложение), добиваясь утверждения в них статуса «Порта» как транспортной организации и корректировки отдельных их положений в соответствии с одобренными заключениями.
Просить ФЭК России:
– для предварительного рассмотрения с целью анализа возможных последствий влияния новой тарифной политики МПС на загрузку морских портов направить в АСОПР проект тарифов Прейскуранта 10-01. Рассмотреть возможность сохранения сложившихся тарифов по тарифной политике стран СНГ на перевозки грузов через погранпереходы и дифференцированных понижающих коэффициентов на перевозки грузов в российские порты;
– в целях комплексного учета сложившейся практики на местах направить в АСОПР для предварительного рассмотрения проекты «Методика расчета тарифов на услуги портов» и «Порядок их применения».
В связи с многократным увеличением арендных платежей по представленным методикам расчета арендной платы просить Минтранс и Минимущество рассмотреть предложения ассоциации по:
– оформлению единого договора аренды, предусматривающего раздельные платежи в федеральный бюджет и морским администрациям;
– установлению арендных платежей с учетом номенклатуры перерабатываемых грузов, распределения ответственности по проведению капитального ремонта и планов инвестирования в развитие портовой инфраструктуры;
– возложение ответственности по капитальному ремонту на арендатора с установлением минимального срока аренды причалов – 25 лет.
«МП» №6, 2002, стр. 6

Совет директоров АСОПР
За сравнительно короткий период после конференции произошли важные события: изменилось руководство МПС (Г. Фадеев вместо Н. Аксененко), перешли на другую работу В. Якунин (1-й замминистра МПС) и Ш. Измайлов (заместитель министра транспорта РФ), руководитель департамента регулирования деятельности естественных монополий на транспорте А. Лаврищев назначен заместителем председателя ФЭК (комиссии). Создана система координации деятельности участников транспортного процесса (координационные советы транспортных узлов, месячное согласование планов завоза грузов в порты, межведомственная рабочая группа по координации и взаимодействию предприятий морского и железнодорожного транспорта с региональными филиалами). Также создана рабочая группа по проблемам развития транспортных коридоров при ТПП РФ и Комиссия морского и речного транспорта в Совете представителей ассоциаций и союзов транспортного комплекса при министре транспорта. Большую роль в объединении усилий участников внешнеэкономической деятельности стали играть региональные конференции грузовладельцев.
В конце года от Минтранса, после длительных препирательств, наконец официально был получен «Проект закона о морских портах». На состоявшемся 12-14 декабря комитете по коммерческо-правовым вопросам было подготовлено заключение и альтернативный проект закона «О морских портах». В заключении, которое публиковалось в печати, указывалось, что представленный для обсуждения проект:
– не соответствует фактически сложившимся в постприватизационный период правоотношениям между государственными органами и акционерными обществами, являющимися правопреемниками государственных предприятий, стивидорными компаниями, грузовладельцами и т.д.;
– не соответствует действующим в настоящее время законам и подзаконным нормативным актам;
– требует серьезной доработки в соответствии с изложенными замечаниями и, соответственно, не может быть рекомендован к утверждению в существующем варианте. Как альтернативу обсуждаемому законопроекту АСОП выносит на рассмотрение Минтранса РФ откорректированным членами АСОП, в соответствии с требованиями текущего момента, новый проект ФЗ «О морских портах».
«МП» №3, 2002, стр. 3

ФГУП «Росморпорт» как очевидная необходимость
Правительство Российской Федерации 25 сентября 2002 г. приняло постановление №705 «О совершенствовании системы государственного управления морскими торговыми и специализированными портами», в соответствии с которым морские администрации портов подлежат реорганизации. Постановление №705 предусматривает реорганизацию морских администраций портов в федеральные государственные учреждения, которые будут являться портовыми властями. Реорганизация не касается государственных администраций морских рыбных портов. Согласно новому постановлению портовые власти будут называться администрациями морских портов (АМП), что соответствует КТМ РФ. На АМП возлагаются административно-властные полномочия в сфере государственного управления морскими торговыми и специализированными портами, предусмотренные федеральными законами и иными правовыми актами РФ. АМП будет запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. За АМП закрепляется на праве оперативного управления федеральное имущество, необходимое для выполнения возложенных на них функций портовых властей.
Для осуществления управления федеральным имуществом морских портов (гидротехнические сооружения и др.), не закрепленных за АМП, а также оказания услуг, связанных с этим федеральным имуществом, постановлением №705 предусматривается создание федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт», федеральное имущество морских портов закрепляется за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения. ФГУП «Росморпорт» находится в ведении Министерства транспорта РФ и осуществляет свою деятельность за счет остающихся в его распоряжении доходов от использования закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества и портовых сборов (корабельного, маячного, канального, причального, якорного, экологического, лоцманского и других сборов, определяемых Министерством транспорта РФ), которые направляются на содержание и развитие объектов, обеспечивающих безопасность мореплавания, и осуществление другой портовой деятельности.
«МП» №6, 2002, стр. 43

Туапсинский порт
Максимальный грузооборот за все время существования ОАО «ТМТП» приходится на нынешний, юбилейный год. Если в 2001 году порт отгрузил 11,6 миллиона тонн нефти и нефтепродуктов, то за 10 месяцев нынешнего года отгружено уже 11,4 миллиона тонн. Это означает, что в год 10-летнего юбилея акционерной компании нефтерайон установит рекорд выработки — свыше 13 миллионов тонн. Как бы ни рос грузооборот нефтерайона, но на проектную мощность — 20 миллионов тонн в год — он до сих пор не вышел. Что же нас сдерживает? В основном недостаточные накопительные мощности смежников — перевалочной нефтебазы «Заречье» и ОАО «НК Роснефть-Туапсенефтепродукт». Сдерживают и недостаточная пропускная способность транспортного трубопровода Тихорецк — Туапсе, и железная дорога с ее тарифной политикой, из-за которой многие грузовладельцы предпочитают работать с портами Прибалтики и Украины.
И тем не менее подвижки есть. Началась реконструкция железнодорожной станции и подъездных путей к эстакаде ОАО «НК Роснефть-Туапсенефтепродукт» для слива светлых нефтепродуктов. Там же идет строительство еще одной эстакады, способной увеличить грузооборот нефтебазы, а следовательно, и порта на 2 миллиона тонн в год. Не стоит на месте и наша акционерная компания. Есть технические предложения по перевалке дизтоплива с использованием территории порта под дополнительный резервуарный парк. Так вот, дополнительные накопительные мощности составят 75 тысяч тонн и это увеличит грузооборот порта еще на 2,6 миллиона тонн в год. Осуществление этих проектов даст, как видно, существенную прибавку и к 2010 году порт наконец сможет выйти на проектную мощность — 20 миллионов тонн в год — по экспорту нефти и нефтепродуктов. Сухогрузный комплекс ОАО «Туапсинский морской торговый порт» состоит из трех глубоководных причалов с глубинами до 12 м и общей длиной 621 м. Складские площади для размещения грузов состоят из крытого склада генгрузов площадью 8000 кв.м, открытых складских площадей общей площадью 23200 кв.м.
На причалах и складах сухогрузного района перерабатываются угли, металл, удобрения, руда и рудные концентраты, окатыши, сахар-сырец, зерно. Размеры и глубины причальных фронтов позволяют принимать и производить обработку современных морских транспортных судов грузоподъемностью до 50 тыс. тонн. Оснащение причалов сухогрузного района специализированным и универсальным перегрузочным оборудованием:
– портальные краны грузоподъемностью до 63 т,
– автопогрузчики грузоподъемностью до 32 т,
За 10 лет существования ОАО «ТМТП» грузооборот ППК увеличился примерно на 60% и составляет 4 миллиона тонн в год.
«МП» № 6, 2002, стр. 32


© Издательство "Морские вести России" №1 2007