Из архива журнала

Из архива журнала год 2004



XVII конференция АСОП
XVII конференция Ассоциации морских портов состоялась 31 марта в Санкт-Петербурге. В традиционно ежегодной встрече портовиков приняли участие представители российских портов – членов ассоциации, Министерства транспорта и связи, Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, ГТК, ЦФТО ОАО «РЖД», ФГУП «Росморпорт», администрации Санкт-Петербурга, Комитета по промышленной политике Совета Федерации, центральных отраслевых научно-исследовательских институтов, ведущих компаний и фирм, занятых, сфере морского бизнеса, союзов, представляющих морскую составляющую транспортной отрасли. В повестке дня:
• О работе ассоциации за отчетный период и основных направлениях деятельности на перспективу.
• Отчеты председателей рабочих комитетов.
• О работе представительства ассоциации в Москве.
• Информация представителей министерств и ведомств о совместной работе с ассоциацией в вопросах нормативно-творческой деятельности и повышения эффективности работы морских портов.
Открыл и вел работу конференции президент ассоциации Олег Терехов.
От имени администрации Петербурга собравшихся приветствовал советник председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Борис Усанов. Подводя итоги работы ассоциации за отчетный период, президент АСОП отметил, что за короткий период, после проведения шестнадцатой конференции произошли значительные события: выборы в Государственную Думу, выборы президента, отставка и назначение нового состава Правительства в условиях осуществления административной реформы (уменьшение количества министерств). Новое правительство будет формироваться по «блочному принципу»: верхняя часть блока – министерства – будут разрабатывать политику государственного регулирования и вести законодательную деятельность, контрольно-надзорные функции перейдут к федеральным службам, а федеральные агентства будут выполнять функции государственных услуг. Эти изменения затронут и Министерство транспорта. Уже произошло объединение МПС, Минтранса, Минсвязи. Министром нового министерства назначен Игорь Евгеньевич Левитин. Предусмотрено сокращение функций министерства, передача их союзам и ассоциациям.
Разработан проект транспортной стратегии РФ, который был одобрен на заседании правительства в декабре прошлого года.
От АСОП в проект было предложено включить мероприятия по повышению эффективности функционирования российских морских портов. Реализация транспортной стратегии РФ позволит решить насущные вопросы функционирования и развития транспортного комплекса с учетом задач, поставленных президентом в части ускорения экономического роста страны.
«МП» №2, 2004, стр. 2

Совет директоров АСОП
Протоколом 17-й конференции были определены задачи представительства. Пунктами 2, 2.1, 2.2, 2.3, 4.3 – общие задачи с привлечением специалистов Представительства, п.п. 3.2, 3.3, 3.4, 6.4, 8.3 – конкретные задачи представительства. Кроме того, работа представительства строилась в соответствии с утвержденными «Основными направлениями деятельности на 2004 год».
Персонал представительства обеспечил присутствие и участие АСОП в работе различных комиссий, в отраслевых комитетах ГД и СФ, рабочих группах ТПП, ГТК, Минтранса, Минэкономразвития и ФЭК. Обеспечивалось сопровождение в государственных органах документов, направляемых АСОП. Постоянно проводилась работа по планированию перевозок грузов, сохранению и увеличению грузовой базы портов, подготовке информационно-аналитических материалов. Активно велась работа со СМИ в части освещения работы и перспектив портового комплекса страны с разъяснением задач по обеспечению перевалки грузов российских грузовладельцев и привлечению транзитных грузов. Подготовлено и осуществлено более 50 публикаций в СМИ.
Александр Давыденко
генеральный директор представительства АСОП в Москве
«МП» №5, 2004, стр. 20

Санкт-Петербург – открытый европейский город
По заданию Правительства России «Ленморниипроект» разработал Генеральную схему развития Большого порта до 2010 года. Она одобрена Правительством города, Службой Морского флота и Министерством транспорта. Предполагается ее рассмотрение и в Правительстве Российской Федерации. Грузооборот Большого порта определён к указанному году в 62 миллиона тонн экспортно-импортных грузов. Новые портово-технологические комплексы в объёме четвёртой части определённого грузооборота планируется создать вдоль створа Комплекса сооружений защиты Санкт-Петербурга от наводнений и в Ломоносове. Впервые в практике отечественного портостроения у нас появится портово-промышленная зона, которая позволит при оптимальных условиях разместить основные сопутствующие этому бизнесу предприятия. Число рабочих мест возрастёт на 5,5 тысяч, а налоговые поступления в бюджет города – на $27 миллионов. Реально мы значительно превышаем контрольные цифры Генеральной схемы. Судите сами. Только за первое полугодие текущего года стивидорными компаниями в границах Большого порта переработано порядка 22,2 миллиона тонн экспортно-импортных грузов, что на 24,2% больше, чем за соответствующий период прошлого года. Примерно столько же мы перерабатывали за весь 1998 год. Таких темпов роста не знает ни один порт Восточной Балтики.
«МП» №6, 2004, стр. 26

Администрация со своими задачами справилась
Трудно переоценить роль морской администрации в сложном и органичном процессе управления функционированием порта. В настоящее время на ее балансе находятся 109 ГТС, в т.ч. 97 причалов, 4 оградительных сооружения, 5 берегоукреплений и искусственно образованная территория, а также 28 единиц плавсредств. Зона ответственности МАПН распространяется на акваторию портов Новороссийск и Сочи, портопунктов Геленджик и Анапа. В связи с вводом в эксплуатацию морского терминала Каспийского трубопроводного консорциума акватория порта Новороссийск и следовательно зона ответственности морской администрации расширена с 90 до 650 квадратных километров. Порт расширил не только свои водные границы. Создан способом отсыпки на морской акватории новый Юго-восточный грузовой район площадью около 30 гектаров. МАПН построила здесь три причала, два строятся. Планируется строительство еще одного глубоководного нефтеналивного причала, бункеровочной базы нефтегавани Шесхарис и других портовых объектов.
Евгений Трунин
начальник Морской администрации порта Новороссийск
«МП» №2, 2004, стр. 43

Уникальный порт Дальнего Востока России
Порт Восточный самый молодой и самый крупный порт Дальневосточного бассейна и впереди у него большие перспективы. Он уникален в практически ничем не ограниченных возможностях своего развития в т.ч. и в наличии свободных, пригодных для строительства, не стесненных городскими застройками площадей. особенность порта в том, что его здания и сооружения находятся в хорошем техническом состоянии и в ближайшее время больших затрат на ремонт не требуют. Как все стабильно работающие предприятия транспортного комплекса. Восточный имеет свою стратегию развития. Она основана на тенденциях рынка и перспективах дальнейшего становления транспортных коридоров. В перспективе намечено довести ежегодный грузооборот порта до 40 –50 млн. тонн, что вполне может сделать его крупнейшим торговым портом на Даальнем Востоке России. В расширении грузооборота порта имеется прямая заинтересованность Морской администрации и она участвует в строительстве новых портовых сооружений, ремонте и реконструкции имеющихся. Проекты расширения предполагают рост числа судозаходов, увеличение условных объемов принимаемых судов, постановку на баланс новых объектов, а с ними рост доходных статей бюджета ГУ МАП Восточный по основной деятельности. И Восточный реально работает в направлении развития, которое должно приносить прибыль. Развитие порта это и новые рабочие места, и налоговые платежи в государственную казну и повышение инвестиционной привлекательности российской экономики. Проекты развития порта включают широкомасштабное строительство, создание новых объектов. Это и морские терминалы, и складские помещения, и перерабатывающее производство. ГУ МАП Восточный в большинстве проектов принимает участие, выступая заказчиком на условиях разделительного баланса.
Александр КИСЕЛЕВ
начальник МАП Восточный
«МП» №2, 2004, стр. 58

Опережая рост грузопотоков
В начале брифинга С. Жусупов остановился на структурных изменениях государственного управления морскими портами, проводимых в ходе административной реформы. В создаваемой сегодня трехзвенной системе управления на Минтранс возложена разработка нормативно-правовых актов, включая проекты федеральных законов, выработка государственной политики во всей сфере транспорта, за исключением трубопроводного.
Федеральная служба по надзору и контролю в сфере транспорта объединит надзор над всеми видами транспорта в рамках единой структуры, имеющей сеть региональных представительств. Следующий уровень – федеральные агентства по видам транспорта, выполняющие функции предоставления гос. услуг и генерального заказчика по программам развития видов транспорта.
При этом и федеральная служба, и федеральные агентства подведомствены Минтрансу. Положения о министерствах, агентствах и службах, конкретизирующие эту структуру, находятся на рассмотрении Правительства. По словам С. Жусупова, стратегическая задача – обеспечить развитие портовой инфраструктуры, опережающее рост грузопотоков. Вторая задача – обеспечить рост экспорта транспортных услуг, используя географический потенциал России, через которую проходят важнейшие транспортные коридоры. Но базовой задачей портовой индустрии по-прежнему остается обеспечение экспортных потребностей экономики РФ и снижение доли экспорта, идущего через порты сопредельных стран, с 25 до 10%.
Отвечая на вопрос «МП» о последствиях возможной отмены протекционистских железнодорожных тарифов, связанных с предстоящим вступлением в ВТО, С. Жусупов подчеркнул, что несмотря на то, что вступление в ВТО наложит определенные ограничения на тарифный протекционизм, основные результаты политики стимулирования российских портов уже достигнуты и позволят российским портовикам уверенно выдержать вступление в ВТО, не снижая оборота.
«МП» №4, 2004, стр. 44


© Издательство "Морские вести России" №1 2007