Из архива журнала

Из архива журнала год 2005



XVIII конференция АСОП
Открывая конференцию, президент АСОП Олег Терехов отметил, что 2004 г. был успешен для стивидорного бизнеса: в прошедшем году суммарный грузооборот портового комплекса РФ достиг 355 млн. тонн (превысив результат 2003 г. на 23, 4%), из которых 157 млн тонн составили сухогрузы (рост 17,6%). На 28% увеличилась перевалка наливных грузов, на 60% возрос объем обработки контейнерных грузов, до 79 % увеличилась доля отечественных внешнеторговых грузов, переваливаемых через российские портовые комплексы. В свою очередь, прогнозируемое специалистами увеличение грузооборота российских портов до 390 млн т в 2005 г. требует не только развития портовой инфраструктуры, но и дальнейшего объединения усилий всех предприятий и организаций транспортного комплекса. Подводя итоги работы Ассоциации морских торговых портов по повышению эффективности функционирования морских портов, президент АСОП отметил, что за отчетный период:
• Подписано соглашение между Министерством транспорта РФ и Ассоциацией морских торговых портов о взаимодействии в сфере устойчивого развития, обеспечения безопасности функционирования российских морских портов.
• Направлены письма в Правительство, Госдуму, Минтранс, ФТС, в Министерство экономического развития, Федеральную службы по тарифам, ОАО «РЖД» и др.
В завершение президент АСОП Олег Терехов заявил, что одной из важнейших задач Минтранса и АСОП является укрепление взаимодействия между различными видами транспорта и в этой связи наиболее остро стоит вопрос о внесении изменений в нормативные документы, особенно определяющие взаимоотношения портов и ж/д транспорта, которые должны иметь равнозначные обязанности и ответственность. В настоящее время созданы и регулярно проводят совещания рабочие группы по внесению изменений в Закон о ж/д транспорте и Устав ж/дорог, в Таможенный кодекс, проходит согласование в различных ведомствах Закон о морских портах, проводится работа по заключению соглашений о совместной работе портовиков с железнодорожниками. В результате административной реформы, создания единого министерства транспорта созданы наиболее благоприятные условия для взаимодействия транспортников.
«МП» №2, 2005, стр. 2

Совет директоров АСОП
По мнению участников заседания, 2006 год будет переломным для предприятий морского транспорта России. Динамика развития отрасли сегодня уже отстает от требований, предъявляемых портовому комплексу экономикой страны, в частности в сфере развития транзита. И ключевым вопросом развития отрасли по-прежнему остается создание стабильного правового поля, способного обеспечить приток инвестиций в российские порты. В текущем году принят ряд законодательных актов, направленных на повышение эффективности работы стивидорных компаний страны. К ним, прежде всего, относится федеральный закон «О внесении изменений в главу 21 Налогового кодекса РФ», закрепивший право портов осуществлять перевалку внешнеторговых грузов с НДС по ставке 0%. Однако в ключевых вопросах текущий год не принес изменений.
Основные направления деятельности инвесторов в российских портах – это реконструкция существующих мощностей и строительство новых. При этом, как отметил председатель Совета директоров АСОП Виталий Южилин, отсутствие четко прописанных правил затрудняет переговоры по каждому из этих вопросов. В качестве примера г-н Южилин привел эстонское законодательство, которое жестко прописывает обязательства государства и инвестора при реализации проектов в сфере портового бизнеса. Благодаря чему сроки согласования и оформления договоренностей сокращаются до двух месяцев, в то время как в России этот процесс растягивается на годы. «Российские порты должны ставить перед собой задачи по глобальной конкуренции, – подчеркнул заместитель министра транспорта Александр Мишарин. – Конкурировать не между собой, а с портами других государств. И если сдерживающим моментом является отсутствие нормативной базы, то портовики должны занять более активную позицию по формированию и продвижению необходимых законов». Наиболее значимыми для работы отрасли являются Закон о морских портах и методика расчета платежей за аренду государственного имущества в морских портах. Виталий Южилин напомнил, что в разработке последней редакции проекта Закона о морпортах активно участвовали специалисты АСОП. Однако работа над документом ведется без малого пять лет, и на сегодняшний день многострадальный закон вновь «застрял» на уровне согласования в ведомствах.
«МП» №6, 2005, стр. 12

Встреча с министром
В процессе деловой встречи, проведенной в порту ОАО «Петропавловск-Камчатский морской порт», были обсуждены следующие вопросы:
– продвижение ФЗ «О морских портах»;
– важность системного подхода при формировании арендных отношений по гидротехническим сооружениям, находящимся в федеральной собственности; длительного срока аренды, как основы стабильности в портовой деятельности;
– принципиальность позиции Министерства транспорта в отношении государственных инвестиций – обязательным условием бюджетных вложений в развитие портовых комплексов должна являться федеральная принадлежность земли под объектами инфраструктуры морских портов;
– актуальность разработки документов, формирующих взаимоотношения с железной дорогой («Правила планирования перевозок грузов, в т.ч. грузов в контейнерах железнодорожным транспортом через морские порты» и др.);
– необходимость принятия ФЗ «О транспортной безопасности» как основополагающего документа, определяющего нормативно-правовое поле при создании комплексной системы безопасности в портовой зоне, включающей положение о том, что охрана объектов в портовой зоне должна осуществляться силами соответствующих служб Министерства транспорта и Министерства внутренних дел.
– о единых администрациях на акваториях торговых и рыбных портов.
Произошел обмен мнениями по вопросу подчиненности службы капитана порта, являющейся подразделением Администрации морского порта и отвечающей за безопасность мореплавания на акватории порта.
Портовиками принята ко вниманию информация И. Левитина о кадровых изменениях в Министерстве транспорта, о назначении А. Давыденко руководителем Федерального Агентства по морскому и речному транспорту, а также данные Министерства об уровне средней заработной платы на транспорте (9 тыс рублей).
«МП» №5, 2005, стр. 19

Развитие как философия бизнеса
16 июня 2005 года исполнилось десять лет с начала реализации самого успешного частного инвестиционного проекта в транспортной отрасли Северо-Западного региона, цель которого – создание современного специализированного перегрузочного комплекса – ЗАО «Петербургский нефтяной терминал», крупнейшей на сегодняшний день стивидорной компании Большого порта Санкт-Петербург. В 1995 году стартовые возможности проекта обеспечил имущественный комплекс Ленинградского морского торгового порта, но последующее развитие компании происходило и происходит на «отвоеванной» у Финского залива акватории. С 1996 года на намывной территории (площадь которой достигла 25 га) реализуется программа поэтапного расширения производственных мощностей терминала – с 1 млн. тонн нефтепродуктов в 1995 году до 12 млн. тонн в 2005 г. и 15 млн. тонн к 2007 году. В мае 2005 года завершилось строительство третьего пускового комплекса четвертой очереди Петербургского нефтяного терминала (далее – ПНТ). С его окончанием суммарный объем инвестиций в строительство и развитие терминала составил $130 млн., а объем резервуарного парка увеличился до 274 тыс. м3.
Расширение резервуарного парка наряду с вводом в эксплуатацию двухсторонней железнодорожной эстакады на 36 цистерн и двух новых глубоководных причалов значительно увеличивает конкурентоспособность предоставляемых терминалом услуг. ПНТ, общепризнанный лидер перевалки нефтепродуктов в Финском заливе, которому длительное время серьезную конкуренцию составляли лишь нефтеналивные терминалы портов Прибалтики, готовится к появлению новых конкурентов – крупнейших отечественных компаний, специализирующихся на перевалке нефтепродуктов.
«МП» №3, 2005, стр. 33

На пути интеграции морских портов Юга России
АЧФ ФГУП «Росморпорт», в соответствии с федеральными целевыми программами «Модернизация транспортной системы России на период 2002-2010 годы», подпрограмм «Морской транспорт» и «Юг России», инвестиционного проекта «Новый Юго – Восточный грузовой район порта Новороссийск» и субъектами порта, осуществляющими операторскую деятельность на его территории, реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, которые направлены на увеличение мощностей российской транспортной системы при перевозке внешнеторговых грузов и превращение портов Азово-Черноморского бассейна в компании мирового уровня.
В соответствии с контрактом, заключенным АЧФ ФГУП «Росморпорт» и ОАО “НУТЭП”, автопаромный перегрузочный комплекс Юго-Восточного грузового района передан последнему на постоянной основе для эксплуатации и дальнейшего строительства. С достройкой причала № 39 (длина до 280 метров) стало возможным принимать контейнерные грузы на причале № 39, используя как автопаромные причалы №№ 39 «а» и 39 «б». На сегодняшний день ОАО «НУТЭП» – это контейнерный терминал, оснащенный современным оборудованием и технологиями для работы с контейнерными грузами, соответствующими международным стандартам. Грузооборот за 9 месяцев 2005 года составил 40755 TEU.
«МП» №6, 2005, стр. 17


© Издательство "Морские вести России" №1 2007