XX Конференция АСОП

Вертикаль власти



Уважаемые друзья, коллеги!
Приветствую участников ХХ юбилейной конференции Ассоциации морских торговых портов России. Надеюсь, что это мероприятие станет важным событием в жизни морской отрасли. Безусловно, все те положительные перемены и достижения в сфере морского транспорта, которые происходили и происходят сегодня, не обошлись без вашего участия и по праву могут считаться и вашей заслугой. АСОП зарекомендовала себя как организация, оказывающая неоценимую помощь государству в деле развития портового бизнеса в рыночных условиях, создании его нормативно-правовой базы и определении путей развития. Кто, как ни крупнейшие российские порты, объединившиеся в Ассоциацию, могли более профессионально и верно определить вектор развития морской отрасли, выработать и отстаивать интересы отечественных портов. Желаю участникам конференции успешной работы, полноценных дискуссий, приятных и полезных встреч, конструктивных решений.
Хотел бы также поздравить с юбилеем журнал «Морские порты», которому в марте исполняется 10 лет. Начавший издаваться по инициативе АСОП, он всегда отражал не только ее деятельность, но и состояние всего портового комплекса страны, морской отрасли. Журнал прошел вместе с отраслью не столько большой, сколько насыщенный путь реформирования и возрождения. Редакционную политику журнала всегда отличала государственная направленность, деловой подход и объективное отражение всего происходящего в морской сфере. Желаю коллективу журнала дальнейших творческих успехов, расширения информационных возможностей и большего числа заинтересованных читателей.
Александр Давыденко
Руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта


Федеральное агентство морского и речного транспорта
Российская Федерация располагает самыми протяженными в мире береговой линией морского побережья и судоходными внутренними водными путями. Одной из важнейших задач государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России является превращение ее географических особенностей в конкурентное преимущество на мировом рынке транспортных услуг. Полномочия компетентного органа в области морского и внутреннего водного транспорта по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, в том числе вытекающих из международных договоров Российской Федерации, осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». Статус, задачи и полномочия Федерального агентства морского и речного транспорта установлены положением о нем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 371.
Основные функции
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. №175 «Вопросы Федерального агентства морского и речного транспорта» Федеральное агентство морского и речного транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ. Основными функциями Агентства в установленной сфере деятельности являются:
а) оказание неопределенному кругу лиц на установленных федеральным законодательством условиях государственных услуг, имеющих общественную значимость, в том числе в целях реализации межгосударственных и федеральных целевых программ;
б) издание индивидуальных правовых актов на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений президента, правительства и Министерства транспорта Российской Федерации.
Росморречфлот в пределах и порядке, определенных федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ, осуществляет полномочия собственника федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти, в том числе в отношении имущества переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственным Росморречфлоту.
Главные направления деятельности
В соответствии с целями и задачами, определенными в послании Президента РФ Федеральному Собранию, Транспортной стратегией Российской Федерации до 2020 года, а также решениями Морской коллегии при Правительстве РФ Росморречфлот акцентирует внимание на следующих основных направлениях деятельности:
• совершенствование системы государственного регулирования деятельности морских портов;
• обеспечение эффективности использования федеральной собственности;
• оптимизация структуры администраций морских портов; повышение уровня безопасности мореплавания и порядка в портах;
• обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях (ВВП) и расположенных на них судоходных гидротехнических сооружениях;
• создание условий для воспроизводства инфраструктуры морских портов и привлекательности портового бизнеса;
• реформирование системы управления и увеличение пропускной способности ВВП;
• совершенствование отраслевого образования;
• доведение бюджетного финансирования на текущее содержание ВВП и гидротехнических сооружений до нормативного объема с учетом реального уровня цен на энергоносители.
Сфера ответственности и приоритеты
В ведении Росморречфлота находятся 40 федеральных государственных унитарных предприятий и 72 федеральных государственных учреждения. Четыре из них входят в перечень стратегических: канал имени Москвы, Росморпорт, гидрографическое предприятие и Морсвязьспутник. Росморречфлот также принимает участие в управлении 86 открытыми акционерными обществами морского и речного транспорта, из них в список стратегических акционерных обществ входят 45. Внутренние водные пути Российской Федерации обеспечивают транспортное обслуживание 26 республик, краев, автономных округов и 42 областей страны, а также внешнеторговые перевозки. Протяженность внутренних водных путей в нашей стране составляет 101,6 тыс. км. На внутренних водных путях Российской Федерации расположено 723 судоходных гидротехнических сооружения, сосредоточенных в основном в европейской части страны. Наряду с традиционной ведущей ролью внутреннего водного транспорта при перевозках грузов в районы Крайнего Севера в последние 10 лет возросло его значение в осуществлении внешнеторговых связей, в значительной степени ориентированных на обеспечение экспорта транспортных услуг, при этом практически каждая четвертая тонна грузов перевозится судами типа «река-море» в заграничном сообщении. Приоритетным направлением развития морского транспорта по-прежнему остается увеличение мощностей отечественной портовой инфраструктуры до параметров, удовлетворяющих потребностям в перевалке существующих и перспективных грузопотоков, а также возрождение российского морского флота, позволяющего минимизировать зависимость страны от конъюнктуры мирового транспортного рынка.
Достаточно отметить, что только за последнее время введены в эксплуатацию такие крупные портовые объекты, как железнодорожно-автомобильная паромная переправа Усть-Луга – Балтийск – порты Германии, нефтеналивные терминалы в портах Санкт-Петербург, Приморск и Высоцк, угольный терминал в порту Усть-Луга. Принятие в конце 2005 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов» и нормативных правовых актов в его развитие позволяет отечественным судовладельцам переориентироваться на эксплуатацию морского флота под российским флагом и тем самым значительно повысить объем экспорта транспортных услуг.
Особое внимание Росморречфлот уделяет вопросам безопасности мореплавания в зоне международной ответственности России, охраны окружающей среды и обеспечения государственного контроля. Завершен основной этап внедрения новых требований в области морской безопасности, закрепленных в Международной конвенции по охране человеческой жизни на море (1974 г.) и в Международном кодексе по охране судов и портовых средств. В восточной части Финского залива и заливе Петра Великого на Дальнем Востоке завершено создание региональных систем безопасности. В северном бассейне продолжается модернизация региональной СУДС Кольского залива и первой СУДС на внутренних водных путях – в Волго-Балтийском ГБУ. Важным направлением деятельности Росморречфлота является участие в решении вопросов эффективного функционирования пунктов пропуска через государственную границу, расположенных в морских и речных портах России. Эта деятельность способствует сокращению времени таможенного контроля экспортно-импортных грузов и обеспечению безопасности функционирования транспортной системы.
Показатели отрасли.
Морской транспорт
Международные условия деятельности морского транспорта России в настоящее время в целом остаются благоприятными. Позитивная ситуация на основных товарных и фрахтовых рынках способствует устойчивой работе российского торгового флота и морских портов страны, поддерживает стабильное развитие всего морского транспортного комплекса.
Объемы перевалки грузов через морские торговые порты России в 2006 году составили 421 млн тонн, в том числе сухих – 174,4 млн тонн, наливных – 246,6 млн тонн. Грузооборот морских портов России за 2006 года вырос по сравнению с 2005 годом на 3,4%. Как и прежде, основными экспортными сухими грузами остаются уголь, металлы, минеральные удобрения, грузы в контейнерах, лесные грузы. Вместе с тем прирост грузооборота в 2006 году произошел за счет нефтеналивных грузов. Наибольшим приростом грузооборота отличаются порты Северо-Западного и Южного бассейнов. Подавляющая часть этого прироста на Северо-Западе обеспечивается наращиванием мощностей Балтийской трубопроводной системы и порта Приморск. В 2006 году введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс железнодорожной паромной переправы Усть-Луга – Балтийск.
Внутренний водный транспорт
Работа предприятий внутреннего водного транспорта имеет сезонный характер и ограничивается сроками открытия и закрытия навигации. Вместе с тем за 2006 год в период навигаций предприятиями и организациями внутреннего водного транспорта перевезено 133,4 млн тонн грузов с грузооборотом 73,5 млрд тонн/км, в том числе сухих грузов – 117,1 млн тонн с грузооборотом 57,7 млрд тонн/км (а также лес в плотах – 1,6 млн тонн с грузооборотом 0,6 млрд тонн/км), нефтеналивных грузов – 14,7 млн тонн с грузооборотом 15,2 млрд тонн/км.
Объемы перевозок пассажиров составили 18,6 млн человек с пассажирооборотом 806,2 млн пасс/км. Росморречфлотом обеспечивается приоритетная задача предприятий морского и внутреннего водного транспорта по перевозке энергоносителей в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности. За 2006 год объем данных перевозок составил 3,5 млн тонн, в том числе 2,36 млн тонн нефтепродуктов и 1,14 млн тонн угля. Всего в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности водным транспортом было доставлено 13,7 млн тонн грузов.
Образование и наука
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года №676 «Об университетских комплексах», Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и на основании решений, принятых Минтрансом России, Росморречфлотом завершено проведение всех необходимых мероприятий по созданию и нормальному функционированию семи единых образовательных комплексов на базе подведомственных федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования путем присоединения к ним федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов). В настоящее время указанные образовательные комплексы осуществляют многоуровневую непрерывную подготовку специалистов по взаимосвязанным программам начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также реализуют программы повышения квалификации и переподготовки.
Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (с поправками) большое внимание уделяет практическим знаниям и навыкам моряков, обучающимся на современном тренажерном оборудовании. В связи с этим Росморречфлот ведет активную работу по модернизации тренажерного оборудования, совершенствованию учебно-методического обеспечения, обновляются программы тренажерной подготовки. Неотъемлемой частью федеральных целевых программ, реализуемых на морском и речном транспорте, является их научно-техническое сопровождение. Так, только в рамках подпрограммы «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России на 2002-2010 годы» в последние годы проводились исследования по основным направлениям:
• Разработка технических предложений по использованию береговых станций АИС, внедрению систем передачи судовых сообщений и навигационной (путевой) информации цифровыми методами на внутренних водных путях.
• Ввод в эксплуатацию и экспериментальная оценка межгосударственной системы мониторинга в Балтийском море.
• Правовая защита отечественного морского транспорта в сфере международного морского судоходства.
• Выполнение Федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система», которая определяет цели и задачи широкого внедрения передовых технологий спутниковой навигации для решения социально-экономических задач транспортной инфраструктуры.
• Создание конкурентоспособной на мировом рынке отечественной навигационной аппаратуры потребителей ГНСС ГЛОНАСС/GРS и ее внедрение в практику судовождения для обеспечения широкого круга задач (навигация судов, контроль за перевозкой опасных грузов, точная привязка объектов и т.д.).
• Развитие и внедрение на судах Минтранса России современных отечественных средств спутниковой навигации, способствующих предотвращению столкновений судов.
• Технико-экономические исследования и подготовка проекта технического задания на проектирование универсального атомного ледокола нового поколения мощностью 60 МВт и ледопроходимость 2,8-2,9 м.
• Повышение уровня безопасности судоходства, охраны окружающей среды, охраны труда. По данному направлению выполнен ряд исследований, направленных на обеспечение безопасности при проведении аварийно-спасательных, водолазных, подводно-технических работ и работ по ликвидации аварийных разливов нефти.
• Подготовка высококвалифицированных специалистов для морского транспорта.
Проводится много других исследований, испытаний, работ и проектов. Значительный вклад в решение обозначенных научных проблем по обеспечению эффективности работы водного транспорта вносят отраслевые университеты и академии, в которых сосредоточен мощный интеллектуальный потенциал.


© Издательство "Морские вести России" №1 2007