XX Конференция АСОП

«Российские порты должны конкурировать не между собой, а с зарубежными портами»



Игорь РУСУ генеральный директор ОАО «Компания Усть-Луга»

В этом году исполняется 15 лет ОАО «Компания Усть-Луга», созданного специально для реализации проекта строительства многофункционального морского торгового порта Усть-Луга. Проект имеет сложную историю. Переломный момент наступил, когда удалось убедить государство, что строящийся порт на Балтике нужен стране не только с политической точки зрения, но и с экономической. Проект был признан приоритетным на государственном уровне. Сегодня с полной определенностью можно сказать, что порт Усть-Луга вступает в фазу эксплуатации. О сегодняшнем дне морского торгового порта Усть-Луга, о перспективах развития портового комплекса рассказывает генеральный директор и Председатель Правления ОАО «Компания Усть-Луга», член Совета директоров Ассоциации морских портов России Игорь Русу.

Прошедший год для нашей компании был очень показательным. И не только потому, что начался с визита в порт Президента Российской Федерации Владимира Путина. Если говорить об объемах инвестиций, то последние три года общий объем инвестиций в проект практически удваивался, и в 2006 году составил 7,1 млрд рублей. Из них 3 млрд – государственные инвестиции. Из 4,1 млрд частных инвестиций 2 млрд составили собственные средства «Компании Усть-Луга». За цифрами стоит реальная работа в порту: вышла на запланированный уровень 2-ая очередь угольного терминала, идёт строительство 3-й очереди, открылся автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, мы закупили буксиры азимутального типа «Белуга» и «Навага», положившие начало «Портофлоту» компании, ввели в эксплуатацию первую очередь общепортовых сетей, начали строительство автомобильного терминала. То есть порт действительно вошел в разряд действующих.
2007 год будет для нашей компании не менее насыщенным, чем предыдущий. Только в первые месяцы этого года произошло несколько важных для жизнедеятельности порта событий. Компания вышла на фондовый рынок и успешно разместила облигационный займ. Проект Многопрофильного комплекса «Юг-2» отобран Инвестиционной комиссией и получает поддержку Инвестиционного Фонда Российской Федерации. Совет директоров ОАО «РЖД» одобрил создание совместного предприятия с ОАО «Компания Усть-Луга». В начале года вводится в эксплуатацию Универсальный перегрузочный комплекс. В марте-апреле в экспериментальном режиме начинает работу терминал по перевалке технической серы. Мы планируем, что уже летом первое судно с автомобилями на борту примет Многопрофильный перегрузочный комплекс «Юг-2». Инвестором этого терминала выступает «Компания Усть-Луга». Терминал ориентирован на перевалку накатных грузов, в том числе новых импортных автомобилей. Мощность первой очереди терминала – 60 тыс машин в год. Его пропускная способность – не менее 360 тыс легковых автомобилей в год. На территории, граничащей с Многопрофильным комплексом, Контейнерным терминалом и автомобильной составляющей автомобильно-железнодорожного паромного комплекса мы планируем создать складской логистический центр. Этот комплекс будет предназначен для вспомогательных операций. Во-первых, это операции с контейнерами – затарка, растарка, хранение. Во-вторых, это будет тыловой склад для автомобильного терминала, на котором кроме услуг длительного хранения предполагается оказание услуг по предпродажной подготовке автомобилей. Для чего будут построены соответствующие центры. К 2010 году планируются к вводу в эксплуатацию терминалы по перевалке нефти и нефтепродуктов, генеральных грузов, по перевалке сжиженного газа, контейнерный, бункеровочный. На основании существующих соглашений с инвесторами и тщательного анализа импортно-экспортных грузопотоков, тяготеющих к порту, мы предполагаем, что к 2010 году грузооборот порта может достигнуть 36 млн тонн. В дальнейшем грузопоток будет расти и в долгосрочной перспективе может существенно увеличиться. Все предпосылки для эффективной реализации намеченных планов по развитию порта у нас есть: хороший задел строительных работ, финансирование, грузопотоки и команда, которая имеет опыт реализации портовых проектов.
Сегодня развитие припортовой инфраструктуры адекватно развитию самого порта. Объемы существующей инфраструктуры рассчитаны на ближайшие три года. Одновременно с корректировкой и утверждением новой Генеральной схемы порта будет разработана программа развития внешней транспортной инфраструктуры. Большое внимание уделяется развитию автомобильных дорог. Дороги, ведущие к порту, уже получили федеральный статус, и их дальнейшее развитие будет финансироваться за счет федерального бюджета. Отличие морского торгового порта Усть-Луга от многих других российских портов в том, что он будет нацелен на грузы, которые в принципе не идут через российские порты. Это, например, легковые автомобили, которые сейчас идут через Финляндию. То есть, по этой номенклатуре грузов у нас нет конкурентов среди российских портов. Я убежден, что российские порты должны избегать конкуренции между собой, нам следует вырабатывать единую стратегию в отношении зарубежных портов и соперничать с внешними конкурентами.


© Издательство "Морские вести России" №1 2007