XX Конференция АСОП

Тольяттиазот закрепляется на Тамани



Владимир МАХЛАЙ Президент ЗАО «Корпорация «Тольяттиазот»

Идея строительства морского порта на Таманском полуострове в районе мыса Железный Рог впервые была озвучена в середине 90-х годов прошлого века, когда крупнейший российский производитель и экспортёр жидкого аммиака – корпорация «Тольяттиазот» – столкнулась с проблемой транспортировки своей продукции. После распада СССР часть аммиакопровода «Тольятти-Одесса», по которому аммиак отправлялся на экспорт, оказалась на территории Украины. Почувствовав себя монополистами, украинская сторона начала повышать тарифы на транзит и перевалку аммиака, а также ввела ограничения по объёмам поставок. Тогда Тольяттиазот пришлось искать новые площадки и схемы транспортировки своего груза.

По наиболее благоприятным географическим, климатическим, социально-экономическим и геополитическим условиям для создания нового портового аммиачного терминала была выбрана территория Таманского полуострова, находящаяся в пределах Темрюкского района Краснодарского края. Районные и краевые власти поддержали идею строительства перевалочного комплекса. С ними были заключены договоры о взаимном сотрудничестве, в которых оговаривались обязанности каждой стороны. Проект строительства перевалочного комплекса Тольяттиазот полностью прошёл экспертизу на всех уровнях, включая районные, краевые и федеральные инспектирующие организации, имеет положительные заключения экологической экспертизы и Главгосэкспертизы Госстроя России. В октябре 2003 года было получено разрешение на строительство от Администрации Краснодарского края, и стройка началась.

Построили новый порт
В структуру портового терминала входит несколько производственных объектов береговой и морской составляющей, а также объекты жизнеобеспечения, административной и социальной инфраструктуры. В первую очередь за счёт собственных средств и кредитных ресурсов были построены железнодорожная ветка от станции Вышестеблиевская до посёлка Волна протяжённостью 36 км, а также железнодорожная станция «Тольяттиазот» на 8 путей по 850 м и два пути на 1050 м. Для слива жидкого аммиака из железнодорожных цистерн построена двусторонняя сливная эстакада, склад хранения на два резервуара вместимостью по 30 тыс тонн каждый. Причем емкости для хранения аммиака спроектированы по самой современной технологии. Они имеют двустенную конструкцию и выполнены из высокопрочных материалов, обеспечивающих полную герметичность и высокую безопасность. Аммиачный терминал включает компрессорную станцию, электростанцию, противопожарные резервуары, технологические трубопроводы. Для обеспечения работы перегрузочного комплекса аммиака и непосредственно склада аммиака построен газопровод протяжённостью 8 км, газораспределительная станция и сеть трубопроводов протяжённостью 5 км. Морская составляющая перевалочного комплекса «Тольяттиазот» включает берегоукрепительные сооружения, гидротехническую эстакаду протяжённостью 2208 м, технологический причал №1 для перегрузки аммиака, а также объекты обеспечения жизнедеятельности перевалочного комплекса. Это здание Морской администрации порта Тамань, где будут размещаться все федеральные контрольно-надзорные структуры: пограничные, таможенные, санитарные, ветеринарные службы, капитания порта, система управления движением судов, пожарное депо и другие. Всё это практически построено и готово к введению в эксплуатцию.
Первоначально проектные мощности перевалочного комплекса Тольяттиазот были рассчитаны на перевалку 2 млн тонн жидкого аммиака в год. Однако, учитывая большой объём капитальных вложений в создание портовой инфраструктуры, который на сегодняшний день составил около 250 млн долларов США, руководство Тольяттиазот в 2004 году подало декларацию о намерениях по увеличению объёмов перевалки грузов до 6 млн тонн собственной грузовой базы, включая наливные, генеральные и минеральные грузы. Вторая очередь строительства перевалочного комплекса Тольяттиазот предусматривает создание причала для перевалки генеральных грузов. Для этого приобретены и смонтированы два портовых крана немецкого производства «Либхер» грузоподъёмностью 100 тонн и производственной мощностью 1000 тонн в час, а также козловой кран украинского производства грузоподъёмностью 40 тонн.

Социальная составляющая проекта
На корпорацию Тольяттиазот, как на первого и основного инвестора, были возложены обязанности по обеспечению социальной инфраструктуры. В связи с этим корпорацией построены автомобильная и железная дороги, газопровод и газораспределительная станция, обеспечивающая газом помимо самого комплекса жилые дома поселка Волна, возведены очистные сооружения производительной мощностью 1200 м3 в сутки. С самого начала строительства ОАО «Тольяттиазот» участвовало в решении социальных вопросов станицы Тамань и поселка Волна. За все время на средства инвестора был произведен ремонт больницы в станице Тамань, приобретены и переданы в Темрюкский район шесть новых автобусов «Икарус» для выполнения пассажирских перевозок. Закупались саженцы для виноградников, перечислялись средства на питание школьников поселка Волна. Для работников комплекса в поселке строятся три пятиэтажных дома на 48 квартир каждый. В будущем планируется построить ещё шесть таких домов. В посёлке Волна в настоящее время интенсивно строится частное жилье. Это говорит о том, что жители видят перспективу в развитии этого региона, их не пугают слухи об экологических проблемах, связанных со строительством аммиачного терминала. Расчётам и экспертизам экологических рисков воздействия на окружающую среду при проектировании и строительстве терминала по перевалке аммиака было уделено особое внимание. Соответствующая документация составила несколько томов, включающих расчёты влияния на почву, воду, воздух и так далее. Учёные-экологи приняли положительное заключение по экологической экспертизе, которая подтверждает, что данные объекты имеют право на существование и могут эксплуатироваться без каких-либо последствий для населения и окружающей среды.

Статус порта расширяет возможности
Появление перевалочного комплекса Тольяттиазот на южной части Таманского полуострова, который недавно получил официальный статус морского порта Тамань, привлекло внимание и других экспортеров. Несколько компаний выразили желание участвовать в процессе создания портового комплекса. В конце декабря 2006 года с приходом нового главы администрации Темрюкского района Анатолия Югова наметились положительные сдвиги в процессе согласования проектной документации на увеличение грузооборота переваливаемых грузов ОАО «Тольяттиазот» в морском порту Тамань до 6 млн тонн в год. 25 декабря 2006 года получено положительное заключение Межведомственной комиссии Темрюкского района по размещению производственных мощностей на территории муниципального образования. Это событие стало хорошим новогодним подарком для коллектива ОАО «Тольяттиазот».


© Издательство "Морские вести России" №1 2007