XX Конференция АСОП

Финансовый вектор. Морской банк.



МОРСКОЙ БАНК основан в 1989 году предприятиями морского транспорта в целях обеспечения комплексного обслуживания предприятий отрасли. Сегодня основные акционеры – ОАО «Дальневосточное морское пароходство», ОАО «Новороссийское морское пароходство», группа «Промышленные инвесторы». Банк является отраслевым финансовым центром предприятий морского и речного транспорта. С нами беседовал Председатель Правления МОРСКОГО БАНКА Игорь Дергунов.

– Банковский сектор сегодня вынужден работать в условиях жесткой конкуренции. Несмотря на то, что количество банков сокращается, на рынок выходят более крупные и сильные финансовые институты, в первую очередь, иностранные банки и контролируемые ими российские банки. Существует ли решение этой проблемы или шансы остаться на рынке есть только у крупных банков?
– На сегодняшний день в банковском секторе существует несколько закрепившихся тенденций.
Во-первых, как Вы сказали, сокращение количества банков: несколько лет назад их было 3000, сейчас осталось около 1100, и далее каждый год их число будет убывать примерно на 100.
Во-вторых, консолидация банковских активов, то есть банки поглощают кредитные организации меньшего размера для преобразования в филиалы, или получения готового бизнеса, например, ипотечного или автокредитования. Также могут объединяться банки и примерно одного размера и уровня.
В-третьих, иностранные банки испытывают очень серьезные трудности при органическом развитии в России. Так, филиал иностранного банка может начать полноценную работу спустя минимум 2 года после его открытия. Это в совокупности с отменой требования получения нерезидентом разрешения Банка России на участие (до 20%) привело к резкому росту интереса иностранных инвесторов и покупок ими российских банков. (Совокупное участие иностранных инвесторов в уставном капитале российских банков за 2006 год увеличилось с 11% до 16% и составило 90 млрд рублей.)
В-четвертых, российские банки испытывают колоссальную нехватку капитала (при аналогичных темпах роста кредитования, «российского капитала» хватит максимум на два года). И приведенные выше тенденции находятся почти под полным влиянием этой проблемы российских банков.
В результате вырисовывается следующая картина. В ближайшей перспективе (3–5 лет) шансов региональным банкам остаться на рынке очень мало – они или лишатся лицензий, или присоединятся к более крупным банкам. Крупным российским банкам в среднесрочной перспективе, разумеется, ничего не грозит, кроме возможных покупок иностранными банками.

– Кто для Вас представляет большую опасность: российские банки с солидным капиталом, разнообразными услугами, региональными сетями или иностранные банки с возможностью инвестиций в свои банки, доступом к дешевым ресурсам и желанием расширить свое влияние на российском банковском рынке?
– Для начала определимся, что это две абсолютно разные категории, представляющие абсолютно разную «опасность». С российскими банками мы находимся в потенциально одинаковых условиях, и зона нашего соперничества распространяется на развитие в своей нише, своего направления. Наши традиционные клиенты фактически могут обслуживаться в двух группах кредитных организаций: региональные отделения крупных банков и небольшие региональные банки. При этом зона интересов МОРСКОГО БАНКА и перечисленных групп практически не пересекается. Дело в том, что в основном наши морские клиенты для упомянутых здесь двух категорий банков не являются приоритетными. Во-первых, в основном это банки универсального характера, такие банки обычно активно работают с розничным бизнесом и несколькими наиболее близкими им отраслями, вникать во все тонкости и специфику других отраслей у них просто нет возможности. Во-вторых, крупным банкам действительно интересно только обслуживание крупных предприятий морского транспорта (и по большому счету все равно, к какой отрасли они принадлежат). Наш Банк ориентирован на работу с корпоративными клиентами, то есть с юридическими лицами. Мы сотрудничаем с очень крупными предприятиями отрасли, и активно работаем со средним и малым бизнесом, а также с сотрудниками таких предприятий, хотя розничный бизнес для нас не является основным. И потом, МОРСКОЙ БАНК не ставит своей задачей быть единственным банком для своих клиентов, это неразумно – и для нас, и для клиентов. Мы хотим для крупных клиентов быть одним из 3-5 банков. Банк занимает свою нишу и имеет возможность в ней развиваться. Это факт – ни одного банка с морской специализацией, кроме нашего, в России нет.
От иностранных банков исходит, во-первых, «угроза» поглощения. Это объективный процесс. Картина, которая существует сегодня в Восточной Европе, очевидно, ждет и Россию. В таких странах, как Чехия, Польша, Венгрия национальных местных банков осталось единицы. Я думаю, что в «длинной» перспективе в России из национальных банков останутся крупнейшие: Сбербанк, Внешторгбанк, Газпромбанк, возможно еще несколько крупных банков. Остальное банковское пространство займут зарубежные кредитные организации, у которых большой опыт и капитал, и соревноваться с ними достаточно сложно.
Мы не собираемся конкурировать с иностранными банками. МОРСКОЙ БАНК занимает свою нишу, и в ней мы будем, скорее, сотрудничать с иностранными банками, которые имеют соответствующие морские департаменты у себя, а оттуда до нашего клиента «среднего размера» трудно добраться. Мы рассчитываем продолжать работу с нашими клиентами, получая финансирование от зарубежных банков. В будущем МОРСКОГО БАНКА есть позитивная определенность. У нас есть свое уникальное место на рынке, потенциал, конкурентоспособность и квалифицированная команда.

– Вы говорили, что банковской системе не хватает капитала. Это актуально для всех банков?
– Да, это актуально для всех банков. И малым, и средним, и крупным не хватает капитала. И мы, конечно же, не исключение. Есть два основных способа наращивания капитала: капитализация прибыли – акционеры не забирают прибыль себе, а оставляют в банке, и дополнительная эмиссия акций или привлечение субординированных депозитов. Размер активов банка напрямую зависит от величины капитала. Темп роста капитала только за счет прибыли не успевает за темпом роста банковского сектора. Поэтому банки прибегают к привлечению инвестиций в виде дополнительных эмиссий акций и субординированных депозитов.
Так, прибыль МОРСКОГО БАНКА за 2006 год (58 млн рублей) была полностью капитализирована. Тем не менее, собранием акционеров принято решение увеличить капитал Банка на 300 млн рублей посредством дополнительной эмиссии.

– МОРСКОЙ БАНК создавался для обслуживания морской отрасли и на сегодняшний день концентрируется на этом сегменте. Как Банк участвует в жизни отрасли? Какими проектами занимается?
– Наиболее крупные проекты, с которыми работал МОРСКОЙ БАНК, касаются строительства портов на Северо-западе. Это порты Усть-Луга, Приморск, в Калининграде – проекты, касающиеся строительства и развития Калининградского порта. Я полагаю, что в ближайшие несколько лет будет еще очень много крупных проектов, не только в европейской части России, но и на Дальнем Востоке. И мы в этих проектах обязательно будем участвовать. МОРСКОЙ БАНК много участвует в проектах строительства портового флота, портовой инфраструктуры. Этим вопросом серьезно занимается ФГУП «Росморпорт». Мы будем сотрудничать по этим проектам, несмотря на то, что большинство из них, например, строительство паромов, портовых сооружений, имеют очень длинный срок окупаемости. Государству нужен партнер, с которым можно разделить инвестиционные риски. Ряд наших клиентов не работают напрямую с морем, но так или иначе через транспортную часть с морем стыкуются. Например, компании, которые занимаются перевозкой контейнеров по железной дороге.

– Как Вы видите развитие Банка в разрезе отрасли морского транспорта? Какие перспективы у Банка в целом?
– Стратегической целью МОРСКОЙ БАНК видит полностью занять свою нишу по обслуживанию морского транспорта: пароходств, портов и компаний, которые работают на море и реке. У Банка есть на это все шансы, основанные в первую очередь на стратегическом преимуществе: клиенты из морской и речной отрасли являются для нас своими – они нам понятны, и мы готовы принимать решения быстрее, чем другие, в том числе крупные, банки. Мы обслуживаем клиента «в целом», не «разделяя» его на какие-то сегменты, и стоимость обслуживания в МОРСКОМ БАНКЕ при более высоком качестве – конкурентоспособна. Важнейшей проблемой является расширение нашего присутствия в регионах. МОРСКОЙ БАНК находится в Москве, но основные наши клиенты – в морских акваториях, поэтому расширением регионального присутствия Банк будет заниматься постоянно. Сейчас у нас существует дочерний банк в Калининграде, кредитно-кассовый офис в Петербурге, представительства в Новороссийске и Владивостоке. Офис в Санкт-Петербурге для нас пилотный проект, теперь нашим клиентам стали доступны новые услуги. Это офис в порту на Гапсальской улице. Мы специально сделали его в новом формате, чтобы, приходя туда, клиенты чувствовали себя в «своем» Банке. Банк не планирует заниматься розничным бизнесом, хотя с сотрудниками компаний – наших клиентов мы будем работать и предлагать интересные программы по депозитам, кредитам, в том числе автомобильным и ипотечным. В начале года мы начали выпуск кредитной карты и назвали ее «Морская карта».
В 2007 году планируется значительный рост капитала, и, соответственно, увеличатся объемы кредитования и максимальный размер кредита на одного заемщика. У нас есть предварительные договоренности с рядом крупных зарубежных банков о совместном кредитовании крупных российских заемщиков. Сегодня валюта баланса Банка составляет 3,3 млрд рублей (рост за год более чем в 2 раза), прибыль выросла в 2 раза, а капитал Банка – в 1,5 раза. В 2006 году МОРСКОЙ БАНК не ставил перед собой вопрос роста в качестве основного. Главными задачами были: совершенствование структуры, улучшение качества услуг, работа со своими морскими клиентами. В результате у нас выросли качественные показатели: число корпоративных и частных клиентов возросло на десятки процентов, клиенты увеличили объемы операций, объем депозитов физических лиц вырос в 4 раза. Для нас показательно, то, что люди доверяют Банку свои личные деньги. Во многом то, чего мы добились сегодня, заслуга нашей команды. В банке работает 100 человек. Я предпочитаю, чтобы у нас работали более квалифицированные люди, получающие более высокую зарплату, чем большее количество менее профессиональных сотрудников.
Полагаю, что, опираясь на достигнутое, в следующем году мы можем «вырасти» по активам в 2 – 3 раза.


© Издательство "Морские вести России" №1 2007