Анонс

Развивать флот и порты



Второго мая в Мурманске на борту атомного ледокола «50 лет Победы» состоялось совместное заседание президиума Госсовета Российской Федерации и Морской коллегии при Правительстве РФ, на котором были рассмотрены вопросы, связанные с развитием инфраструктуры морского транспорта, и проблемы развития арктической транспортной системы.

Президент Российской Федерации Владимир Путин, председательствовавший на заседании, вначале отметил основной круг проблем, связанных с развитием отечественного морского транспорта, и предложил заслушать доклады рабочей группы Госсовета по вопросам развития инфраструктуры морского транспорта России. С докладами выступили руководитель рабочей группы Госсовета по вопросам развития инфраструктуры морского транспорта, губернатор Приморского края Сергей Дарькин и министр транспорта Игорь Левитин.

Причины отставания известны
Среди наиболее острых проблем развития морской отрасли отмечены снижение тоннажа и старение судов российского морского флота. Входя в десятку ведущих стран мира по объему внешней торговли, обеспечиваемой морским флотом, Россия перевозит под национальным флагом лишь 4% данных грузов. Много внимания было уделено развитию морских портов. Здесь тоже, как было отмечено, накопилось немало проблем. Уровни технологичности и капитализации различных портов сильно различаются; наблюдается дисбаланс в загрузке российских портовых мощностей; темпы роста грузовой базы, особенно контейнерных грузов, выше, чем прирост терминальных мощностей. Наши порты неконкурентоспособны с зарубежными из-за высоких налогов, портовых сборов, таможенных платежей; слабо развита портовая и припортовая инфраструктура; требуют реконструкции подъездные железнодорожные и автомобильные пути; существует высокая потребность в создании и развитии современных логистических центров. Отрицательно на деятельность морских портов влияет недостаточное нормативно-правовое регулирование, особенно в вопросах резервирования и использования земельных участков для их развития. Эти и другие проблемы морского транспорта Рабочая группа предложила решать, используя механизм разработки и реализации Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России на период 2010-2015 годов», а президент уточнил, что, возможно, и до 2020 года.

Государственным новациям – государственное финансирование
Среди перспективных направлений деятельности – создание на базе Особых портовых экономических зон региональных морских портов-хабов, обладающих развитой инфраструктурой для концентрации, распределения и качественного обслуживания транспортных потоков. Предлагается разработать программу создания Дальневосточного кластера морского транспорта, для чего требуется формирование российской судоходной компании с участием государства, базы строительства и ремонта флота, укрупненного Дальневосточного государственного морского образовательного комплекса. Также рабочая группа считает необходимым проработать вопрос о создании управляющей компании по развитию Мурманского транспортного узла. Для обеспечения национальных интересов России в отношении Северного морского пути рабочая группа предложила предусмотреть бюджетное финансирование атомного ледокольного флота, начиная с 2008 года, а также разработать и утвердить на уровне правительства план строительства в 2008 – 2022 годах ледоколов нового поколения.

Подробный репортаж с совместного заседания Президиума Госсовета РФ и Морской коллегии при Правительстве РФ читайте в следующем номере «МП».


© Издательство "Морские вести России" №3 2007