В редакцию журнала «Морские порты» пришло письмо нашего читателя из г. Краснодара Юрия Ивановича Сумкина с откликом на статью собственного корреспондента журнала Вероники Зотовой «Пассажирский порт Санкт-Петербурга», опубликованную в №6 за 2006 год. Сам факт обратной связи с нашими читателями приятный, если бы не критика в адрес редакции по поводу вроде бы имеющихся неточностей. В статье в отношении проекта строительства пассажирского порта сказано, что «…в России практически не существует примеров создания искусственных территорий такого масштаба…». Критике подвергся именно этот момент, а также способ подсчета прибыли от проекта.
В свое оправдание можем только сказать, что прибыль подсчитывали эксперты, а в части сделанного заявления автор статьи не утверждает, что Санкт-Петербургский проект – единственный в своем роде по масштабам, о чем свидетельствует замечание – «практически не существует». Исследовать же данный вопрос в историческом плане не было целью публикации.
Вместе с тем факты, изложенные в письме Юрием Ивановичем, представляют определенный интерес не только для нас, но, думаем, и для профессионалов морской отрасли, и для государственных мужей. Поэтому мы публикуем его полностью.
«Я – преподаватель, читаю студентам лекции по теме «Гидротехнические сооружения на водных путях», и журнал «Морские порты», как и «Морские вести», и «Морской флот», давно является моим постоянным пособием. А что делать? За годы перестройки учебников почти не издавали, да и не успеют никакие учебники поспеть за стремительно развивающейся отраслью по освоению, например, шельфа с ее открытием гигантских месторождений нефти и газа, созданием собственной базы по строительству морских платформ, их установке и на шельфе Сахалина или Северных морей, и в других бассейнах. Поэтому Ваша работа в этом направлении для меня, как хлеб.
А до преподавательской работы я 50 лет работал в системе треста «Гидромеханизация» Минмонтаж-спецстроя СССР, поработал и в Башкирии, и в Азербайджане, и в Чечено-Ингушетии, и в Краснодарском крае. И вот с наслаждением начал читать в №6 журнала за 2006 год статью Вероники Зотовой «Пассажирский порт Санкт-Петербурга» – потому что уже и курсовой проект студенту на эту тему выдал, а материала маловато.
Читал – читал и вдруг – ляпа! Так и сказано на странице 32: «И поскольку в России практически не существует примеров создания искусственных территорий такого масштаба, опыт в этой деятельности приобретает особое значение». Ой, как собственный корреспондент журнала «Морские порты» Вероника Зотова далека от истины! Ой, как она подтверждает истину, что многие открытия – это хорошо забытое прошлое!
А поскольку она Вас и впредь подведет в этом направлении – прошу поручить ей подготовить такие статьи для журнала: «Создание города Северодвинска и завода по строительству атомных подводных лодок на намывных территориях в море», а также «Строительство жилых районов в Дарнице на намывных территориях». А для того, чтобы она совсем зауважала наши приоритеты в области создания огромных территорий в море намывным способом – еще одну: «Замыв Би-биэйбатской бухты земснарядами «Сормовец» для создания нефтедобывающего комплекса» – это про то, как инженер-граф Потоцкий руководил работами по созданию территории в Каспийском море еще в самом начале двадцатого века, сначала при царе, а потом и при Советской власти.
Это для начала. А потом пусть узнает, как строилась автодорога в Архангельск, как в самом Санкт-Петербурге трест «Гидромеханизация» Минэнерго СССР создавал намывные территории в море, как намывным способом создавались территории в Сибири. А то получается, что прибыли к нам голландцы и научили нас неумелых лаптем щи хлебать! Гидромеханизация в СССР была очень широко развита, работало несколько союзных трестов. И сотворять из себя Иванов-непомнящих нехорошо!
Правда, во время перестройки – также как и судостроение, автомобилестроение, самолетостроение – она (гидромеханизация. – прим.ред.) оказалась заброшенной – Вам это очень хорошо известно. Потому и голландцев пригласили и «Курск» поднимать, и территорию к Васильевскому острову примывать, но постепенно благодаря усилиям Президента РФ все это начало с колен подниматься.
И, наконец, это что за смехотворные дивиденды собирается получать уважаемая Вероника от работы порта? Ведь считать следует не так. Каждый круизный турист тратит в стране пребывания 170-200 долларов в день, а их мы собираемся приглашать не менее 1,5 млн человек в год. Пусть каждый турист пробудет у нас 4 дня, это означает, что он оставит в городе 700-800 долларов, а все туристы – 1,05-1,20 млрд долларов. Вот где главный дивиденд!
С уважением,
Юрий Иванович Сумкин
Преподаватель,
г. Краснодар
|