Портовики

Жизнь, отданная людям



Памяти Александра Ивановича Шиловского

Ушел из жизни Александр Иванович Шиловский. Трудно, очень трудно говорить и писать это о человеке необыкновенного жизнелюбия, редкостном оптимисте, прекрасном специалисте и верном товарище. Большой и славный путь прошел он по терниям морской отрасли; всюду, где бы ни работал он, оставлял заметный след на производстве и в душах многочисленных коллег и друзей.
Совсем недавно, всего два года назад, мы чествовали его по случаю 75-летнего юбилея, радовались его бодрости, работоспособности. Но правильно говорят: пути Господни неисповедимы, и вот нет больше с нами Александра Ивановича, который был нам примером, человеком на которого равнялись, делали жизнь, утверждали себя в ней. Александр Иванович Шиловский родился 20 января 1930 года в станице Линейной Апшеронского района Краснодарского края. В 1951 году окончил механизаторский факультет ОИИМФа. Азы портового дела в течение трех лет постигал на грузовых районах Николаевского – на – Амуре морского порта. Затем был главным инженером этого же и Лазаревского портов, начальником Александровского – на – Сахалине порта, заместителем начальника Сахалинского морского пароходства по портам. Последние 38 лет своей жизни он отдал Новороссийску. Здесь полностью раскрылся его талант специалиста высочайшего уровня, умного и мудрого руководителя. Он занимал ответственные должности начальника службы портов Новороссийского морского пароходства, начальника Новороссийского морского торгового порта, возглавлял Новороссийский отдел института Черноморниипроект, отделение Союзморниипроекта. Долгое время руководил экспертными транспортными подразделениями при городском Совете народных депутатов и мэрии Новороссийска. В последние годы был главным специалистом ОАО «Новороссийский морской торговый порт» и занимался вопросами развития порта и транспортного узла.
Родина по достоинству оценила добросовестный и самоотверженный труд А.И. Шиловского. Он был награжден двумя орденами и восемью медалями, Почетным знаком «За вклад в развитие Кубани» 3-й степени, многими отраслевыми Почетными грамотами. Ему были присвоены почетные звания «Заслуженный работник транспорта РФ», «Почетный работник морского флота», «Изобретатель СССР». Он соавтор 10 изобретений, им написаны и опубликованы свыше 20 научных работ; в них основным предметом исследований являются проблемы совершенствования деятельности портов и транспортных узлов Азово-Черноморской региона. Еще в советские времена Александр Иванович Шиловский разработал и обосновал концепцию оптимальных перевозок грузов по железной дороге к портам Черного моря. Он практически доказал, что выгоднее, экономичней, дешевле доставлять экспортную продукцию из Урала, Сибири, Поволжья не в порты Украины, как это делалось, а в Новороссийск. Он предложил новый Международный транспортный коридор, соединяющий Новороссийск с Сибирью, Средней Азией и Китаем.
Он скрупулезно, по крупицам собирал, где только мог, сведения о грузопотоках по всей стране. И когда проанализировал распределение грузопотоков между портами Южного бассейна СССР, а затем СНГ, выяснил печальную, по его словам, закономерность: в течение многих лет грузы Поволжья, Сибири, Урала, а это 70 процентов всего внешнеторгового грузооборота, тяготеющего к портам юга, в подавляющем большинстве с перепробегом по железной дороге до 700 километров отправлялись в порты Украины, где базировался основной владелец сухогрузного флота – Черноморское пароходство. Там же, в Одессе, была сконцентрирована отраслевая научная и проектная элита, которая постоянно обосновывала необходимость такой искаженной направленности грузопотоков и, естественно, развития существующих и строительства новых украинских портов – Ильичевска, Южного. Таким образом, в восьмидесятые годы прошлого века в портах Украины перерабатывалось более 50 процентов грузов, тяготеющих не к ним, а к Новороссийску, Туапсе. Тем самым, Россия только на этом ежегодно теряла, по расчетам А.И. Шиловского, до 2 миллиардов долларов. О своих исследованиях, оформленных в научные работы, Александр Иванович докладывал в верхние эшелоны власти. Все видели правоту новороссийского портовика, обещали восстановить справедливость, но по наезженной колее катиться легче и не столь обременительно. И все же колоссальный труд Александра Ивановича не пропал. То, что произошло в последние годы по перераспределению грузопотоков, это и его заслуга.
Александра Ивановича Шиловского отличали обширные познания экономики, политики, межгосударственных отношений. Жаль, что он не успел осуществить много интересных планов. Мы порой за сиюминутными интересами и проблемами не думаем о долгосрочной перспективе, о том, что и в каком состоянии оставим потомкам. А ведь надо было внимательнее прислушиваться к голосу этого мудрого человека. Он не искал и не хотел славы, почестей, наград, они сами находили его. Это был настоящий труженик, честный и добросовестный. Таким мы его навсегда и запомним.

От имени коллектива ОАО «Новороссийский морской торговый порт»
Игорь ВИЛИНОВ
генеральный директор


© Издательство "Морские вести России" №3 2007