Техника и технологии

«Руководство по антикоррозионной защите» - залог обеспечения качества и долговечности портовых сооружений



В.И. Пузанков – ОАО «ЛенморНИИпроект»
Р.А. Маркович – ОАО «ЛенморНИИпроект»
А.Ю. Хлупов – ООО «Стилпейнт-Ру»


Металлоконструкции портовых и других гидротехнических сооружений эксплуатируются в жестких коррозионных условиях: в морской атмосфере, в условиях погружения в воду и в почве. Существуют различные способы защиты стальных конструкций от коррозии. Наиболее широкое применение в настоящее время получила защита металлоконструкций гидротехнических сооружений нанесением (методом окрашивания) систем полимерных покрытий.

Строительство крупного портового сооружения – сложный и, как правило, длительный процесс, включающий этапы от предпроектной проработки, ТЭО, рабочего проектирования, изготовления металлоконструкций и оборудования, их монтажа, наладки и тому подобное до сдачи объекта в эксплуатацию. Для обеспечения эффективной защиты от коррозии портового объекта всем участникам инвестиционного проекта (владельцам объекта, проектировщикам, подрядчикам, производителям лакокрасочных материалов, исполнителям работы по защите от коррозии, контролирующим структурам и др.) необходимо иметь в своем распоряжении представленную в сжатой форме нормативно-техническую и методическую документацию по всем аспектам антикоррозионной защиты. Такая документация должна быть, по возможности, исчерпывающей, точной и легкой, которая помогла бы избежать трудностей и недопонимания между сторонами, ответственными за практическое осуществление работ по защите от коррозии. Основными отечественными нормативными документам по защите строительных металлических конструкций от коррозии являются СНиП 2.03..11-85 и СНиП 3.04..03-85 «Защита строительных конструкций от коррозии». К сожалению, эти документы и большинство других нормативно-технических актов были разработаны давно и не отражают тех изменений, которые произошли в области антикоррозионной защиты за последние годы.
Кроме того, в последние годы на российском рынке появились современные отечественные и зарубежные лакокрасочные материалы, которые могут обеспечить надежную защиту металлоконструкций и обладают длительным сроком службы. В связи с этим, предприятия, занятые в гидротехническом строительстве, начали покрывать свои практические потребности в нормативно-технической документации собственными силами. В частности, в последнее время выпущены новые отраслевые документы РД ГМ-01-02 «Руководящий документ по защите от коррозии механического оборудования и специальных стальных конструкций гидротехнических сооружений» выпущенный трестом «Гидромонтаж» и РД «Антикоррозионная защита портовых сооружений» выпущенный ОАО «АК «Транснефть». Однако, в этих документах не рассматриваются требования к документации для проведения работ по противокоррозионной защите гидротехнических сооружений. Общепринятым и наиболее удобным для использования является международный стандарт ISO 12944:1998, «Лаки и краски – Защита от коррозии стальных конструкций системами защитных покрытий». В этом документе рассматриваются вопросы защиты от коррозии системами покрытий, состоящими из лакокрасочных материалов. Часть №8 ISO 12944:1998: «Составление спецификаций для новых конструкций и для ремонтной окраски» формулирует основные требования для создания документа, регламентирующего применение полимерных покрытий для защиты металлоконструкций от коррозии. Такой документ должен состоять из нескольких частей:
– проектная спецификация, которая описывает проект и требования, относящиеся только к нему, спецификации защитных лакокрасочных систем. При составлении спецификации для новой работы важно выбрать самую подходящую защитную лакокрасочную систему,
– спецификация антикоррозионной защиты, которая описывает подготовку поверхности конструкции и защитные лакокрасочные материалы, которые должны быть применены в соответствии с проектной спецификацией,
– спецификации окрасочных работ. Спецификация описывает ход лакокрасочных работ в соответствии с проектной спецификацией
– спецификации контроля и оценки, которая описывает, как должен проводиться контроль и оценка.
В настоящее время в России в области строительства портовых и гидротехнических сооружений действует ряд документов, регламентирующих вопросы защиты металлоконструкций от коррозии:
– проектная спецификация;
– технический регламент фирмы производителя лакокрасочных материалов;
– технологическая инструкция на работы по окрашиванию металлоконструкции на заводе;
– проект производства работ по противокоррозионной защите металлоконструкций на стройплощадке и др.
Все эти документы выполняются различными участниками проекта. Единые требования к составу, порядку разработки и содержанию такой документации отсутствуют, что приводит к несогласованности действий сторон и, в конечном счете, к недостаточному качеству антикоррозионной защиты объекта в целом. Институт ОАО «ЛенморНИИпроект» остро столкнулся с этой проблемой при проектировании портовых сооружений на Балтике в конце 90-х начале 2000-х годов. В 2004 году при проектировании терминала по перевалке сжиженного газа в Тамани Южным филиалом института ЛенморНИИпроект было принято решение использовать для антикоррозионной защиты металлоконструкций современные однокомпонентные влагоотверждаемые полиуретановые материалы Stelpant немецкого производства со сроком службы не менее 15-20 лет. Обеспечение качества антикоррозионной защиты на всех этапах проектирования и строительства потребовало разработки принципиально нового документа, своеобразного справочника для всех участников. В составе проектно-сметной документации было разработано «Руководство на производство работ по окрашиванию металлоконструкций эстакады Таманской базы СУГ и Таманского нефтяного терминала в порту Железный Рог лакокрасочными материалами Stelpant». Руководство разрабатывалось совместно с фирмой Стилпейнт ГмбХ с учетом существующих требований к рабочей документации, регламентам по нанесению лакокрасочных материалов, проектам производства окрасочных работ, техническим инструкциям заводов металлоконструкций и др. Руководство включало следующие разделы:
1. Эксплуатационные требования к системам защитных покрытий.
2. Выбранные проектировщиком системы защитных покрытий для различных частей и элементов объекта.
3. Порядок проведения работ по нанесению защитных покрытий.
Для каждой операции было сделано описание технологического процесса, дан перечень и характеристики необходимого технологического оборудования и контрольно-измерительных приборов, приведены нормативно-технические и методологические документы, разработаны формы производственной и исполнительной документации. Окончательный документ был согласован со всеми участниками строительства терминала в Тамани и утвержден заказчиком. В таком виде «Руководство на производство работ по окрашиванию металлоконструкций» было принято к исполнению всеми участниками проекта и позволило организовать эффективное управление процессом антикоррозионной защиты на различных стадиях: от проектирования, заводского изготовления элементов и металлоконструкций, монтажа, до окончательного исполнения окрасочных работ и их документального оформления. В настоящее время строительство Таманского терминала продолжается. Заказчик на базе этого документа координирует работы по защите металлоконструкций от коррозии с целью достижения требуемого качества. Генподрядчик производит выбор квалифицированных исполнителей отдельных видов работ (заводское изготовление металлоконструкций, монтаж, выполнение окрасочных работ), осуществляет совместно с техническими службами заказчика контроль качества выполняемых работ. Окрасочные фирмы ведут работы по нанесению системы АКЗ, оформляют необходимую производственную и исполнительную документацию. По отзывам участников строительства в Тамани Руководство является настольной книгой, помогающей достигнуть требуемого качества антикоррозионной защиты. В 2006 году работы по внедрению такого Руководства были продолжены на другом объекте – Туапсинском балкерном терминале. В этом случае «Руководство на производство работ по антикоррозионной защите» вошло в виде отдельного тома в состав рабочей документации института ЛенморНИИпроект.
Подробную информацию о назначении, порядке разработки, согласования и утверждения, структуре и содержании Руководства по АКЗ портовых сооружений можно получить в ЛенморНИИпроекте
(г.Санкт-Петербург, Межевой канал, д.3, корп.2, тел. (812) 251-49-84)
и в Представительстве Steelpaint GmbH
(г.Москва, Мерзляковский переулок, д.15, офис 2, тел. (495) 933-28-46).


© Издательство "Морские вести России" №3 2007