Вертикаль власти

Новый импульс развития морской отрасли



Совет Федерального агентства морского и речного транспорта рассмотрел меры по реализации Послания Президента России Федеральному собранию Российской Федерации

В работе Совета принял участие министр транспорта Игорь Левитин, который напомнил участникам о том, что на совместном заседании Президиума Госсовета и Морской коллегии при Правительстве РФ в Мурманске подробно рассматривались вопросы развития инфраструктуры в морских портах, и что есть поручение президента, где изложен план мероприятий по развитию инфраструктуры в морских портах. Кроме того, министр отметил, что в Послании Президента Федеральному собранию впервые было обращено внимание на необходимость развития внутренних водных путей (ВВП), прежде всего Волго-Дона и Волго-Балта.
Затем Игорь Левитин вручил государственные награды участникам операции по поиску и подъему потерпевшего катастрофу в ночь на 3 мая 2006 года в районе города Сочи самолета А-320 авиакомпании «Армянские авиалинии», совершавшего рейс Ереван-Сочи. (См. Поздравляем с наградой.) С основным докладом «О мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2007 год» на Совете Росморречфлота выступил руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. Он подчеркнул, что для наличия развитой и конкурентоспособной транспортной системы президентом отмечена необходимость реализации комплекса мер по развитию морских портов, включая разработку и принятие инвестиционных программ развития российских портов, решение вопроса оформления земель под объектами портовой инфраструктуры, а также создание свободных портовых зон с льготным режимом налогообложения.
Кроме того, в отношении внутреннего водного транспорта президент сделал акцент на увеличении пропускной способности внутренних водных путей и развитии речных перевозок как существенного фактора сокращения издержек в экономике, включая модернизацию Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов. Информацию о реализации указанных мероприятий поручено представить в Правительство в срок до 1 сентября текущего года.

О прошлом и будущем инвестировании
А.Давыденко подробно остановился на вопросах привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры морских портов. Он, в частности, сказал:
– Основным механизмом по реализации инвестиционных проектов на морском транспорте является подпрограмма «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». Первоначальный вариант подпрограммы, разработанный в 2001 году, определил задачей первого этапа преодоление кризисного состояния морского транспорта и создание условий для последующего устойчивого роста его производственной мощности в соответствии с потребностями развивающейся российской экономики.
К 2007 году эта задача практически выполнена. За это время достигнуты следующие показатели:
• прирост общей производственной мощности за 2002-2006 годы составил 144 млн тонн в год, что составляет 112% от планируемого объёма;
• поставка судов транспортного флота – 86 единиц против планируемых 79 единиц, обеспечивающего флот – 22 единицы, или 105%;
• рост тоннажа морского транспортного флота, контролируемого Россией, в 2006 году превысил 16 млн. тонн (к уровню 2002 года рост составил 134%);
• объём перевалки грузов в морских портах России в 2006 году составил 421 млн тонн, или в 1,6 раза больше, чем в 2002 году – году начала реализации программы «Модернизация транспортной системы России».
В 2006 году введены в эксплуатацию следующие инфраструктурные проекты:
1. Завершено строительство уникального атомного ледокола «50 лет Победы» – самого большого в мире длиной 159 метров и водоизмещением 25 тысяч тонн.
2. В сентябре 2006 года открыто паромное сообщение Усть-Луга – Балтийск – первая очередь комбинированного многоцелевого грузопассажирского автомобильно-железнодорожного паромного комплекса Усть-Луга -Балтийск – порты Германии, создание которого имеет важное военно-стратегическое, экономическое и социальное значение для России.
3. В 2006 году завершен комплекс работ первой очереди по строительству II нитки шлюза Кочетовского гидроузла, что позволило 25 декабря 2006 года осуществить технические испытания объекта и проведение пробного шлюзования судна.
Руководитель Росморречфлота перечислил основные мероприятия, предусмотренные в рамках реализации подпрограммы «Морской транспорт» на 2007-2009 годы. (См. Работы по реализации подпрограммы «Морской транспорт» на 2007-2009 гг.) Для ускорения ввода важнейших объектов, по словам А.Давыденко, объем бюджетных ассигнований в 2008 году увеличен на 1 млрд 169 млн рублей, в 2009 году – на 2 млрд 500 млн рублей за счет снятия с 2010 года 9 млрд 750 млн рублей. Планируемый объём финансирования государственных капитальных вложений на 2007-2009 гг. – 27 млрд 946 млн рублей. Вместе с тем общий объём инвестиций в строительство и реконструкцию портовых мощностей за 2002-2006 годы составил более 190 млрд рублей, в том числе: а) за счёт средств федерального бюджета -17 млрд рублей; б) внебюджетные инвестиции оцениваются в размере, превышающем 173 млрд рублей. При этом в период с 2000 до 2006 года на один рубль государственных средств, вложенных в портовую инфраструктуру, было привлечено десять рублей частных инвестиций (соотношение 1/10). Это один из наиболее высоких отраслевых показателей инвестиционной привлекательности, поскольку в среднем по российской экономике соотношение составляет 1/2,5 или 1/3.
Однако уже во второй половине 2006 года он начал снижаться, и по факту 2006 года составил 1/5 (на 6,2 млрд рублей бюджетных средств было привлечено 33,6 млрд рублей внебюджетных источников). Как отмечалось на заседании Президиума Госсовета и Морской коллегии при Правительстве РФ в Мурманске, причинами этого являются несовершенство законодательной и нормативной базы, что в свою очередь тормозит дальнейшее развитие морских портов.

Барьеры развития
В настоящее время, по словам главы Федерального агентства морского и речного транспорта, разрабатывается и планируется к реализации новая программа – «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)», предложения по объему бюджетных инвестиций которой будут подготовлены уже в ближайшее время. Она должна включить в себя и те мероприятия, которые определены в рамках поставленных перед Росморречфлотом задач на 2010 год и последующий период. В указанной программе предлагается решить вопросы, связанные с выполнением Российской Федерацией обязательств по международным соглашениям, развитию инфраструктуры морского транспорта, повышению сбалансированности, эффективности и безопасности транспортной системы страны, доступности российских территорий и портовых услуг для широкого круга пользователей, а также по обеспечению в российской зоне ответственности наличия специальных сил и средств постоянной готовности для спасания людей и судов, терпящих бедствие на море, реализации антитеррористических мероприятий и др.
Как отметил А.Давыденко, дальнейшее развитие и эффективное функционирование портовой инфраструктуры неразрывно связаны с установлением, обустройством и работой пунктов пропуска через государственную границу. В отношении данной проблемы он сообщил: – По итогам паспортизации пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, организованной Министерством транспорта, Росморречфлотом определены 109 пунктов пропуска, в том числе в морских портах (торговые и рыбные) – 87, в речных портах – 22. С учетом планируемой оптимизации перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации составит 60 единиц, в том числе 44 в морских портах и 16 в речных.
На строительство и оснащение пунктов пропуска в морских и речных портах Федеральной целевой программой «Государственная граница на период 2006-2010 гг.» и подпрограммой «Морской транспорт» Федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» предусмотрено более 2,5 млрд рублей. Постановлением Правительства определено, что обустройство и функционирование пунктов пропуска являются расходным обязательством Российской Федерации. Расчёты Росморречфлота, по словам его руководителя, показывают, что на реконструкцию существующих пунктов пропуска необходимо 10 млрд рублей, а для строительства новых пунктов пропуска потребность составляет не менее 20 млрд рублей с учетом средств на текущее содержание. Кроме того, как сказал А.Давыденко, в целях повышения эффективности функционирования пунктов пропуска в морских портах необходимо срочно рассмотреть вопрос о назначении начальника администрации пункта пропуска. – Учитывая совмещение пределов пунктов пропуска с границами территорий и акваторий портов, такие полномочия целесообразно возложить на капитана порта – начальника Администрации морского порта. Это позволит реализовать принцип «одного окна», когда клиент не будет обращаться в различные контролирующие инстанции (каковых в порту до 16 организаций) и даст возможность капитану порта реализовать свои обязанности, предусмотренные Кодексом торгового мореплавания. Вместе с тем, как считают в Федеральном агентстве, строительство, обустройство и текущее содержание должны осуществляться «Росморпортом» с соответствующим бюджетным финансированием. Созданная система РОСМОРРЕЧФЛОТ – АМП – РОСМОРПОРТ, по мнению чиновников, способна эффективно работать при соответствующем нормативном и финансовом обеспечении. В настоящее время по поручению Правительства РФ Минтрансом обосновывается предложение о создании соответствующего единого федерального государственного учреждения.

Земельные отношения в отрасли
Большое внимание в Послании Президента Путина было уделено вопросам оформления земли под развитие портовой инфраструктуры. Необходимость решения этих вопросов подтвердила и Счетная палата, направив обращения во все федеральные органы исполнительной власти. Вопросы землепользования и имущественных отношений, как известно, носят межведомственный характер. И сложность решения этих проблем обусловлена несовершенством законодательной базы и неурегулированностью полномочий органов исполнительной власти при их взаимодействии. Большие надежды и Росморречфлота, и всех участников морского бизнеса по решению этих проблем связываются с предстоящим принятием Федерального закона «О морских портах Российской Федерации». Как подчеркнул глава Агентства, для решения вопросов с оформлением земли под развитие портовой инфраструктуры необходимо провести мероприятия по переводу земельных участков, входящих в границы морских портов, в подкатегорию земель транспорта.
– Образование морских портов законодательно увязано со схемами территориального планирования. Для проведения работы в этом направлении в Росморречфлоте создана Комиссия по перспективному развитию морских портов. Особо необходимо отметить проблемы арендных отношений в морских портах, несовершенство которых тормозит развитие портовой инфраструктуры, тем самым снижая конкурентоспособность российских морских портов. Учитывая вышеизложенное, для реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в части морского и внутреннего водного транспорта Росморречфлотом предлагается продолжить работу по следующим основным направлениям:
• Совершенствование законодательной и нормативно-правовой базы.
• Разработка предложений по формированию новой Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы Российской Федерации (2010-2015 годы)».
• Принятие решений в области разработки перспективных планов развития морских портов.
• Подготовка согласованных решений по вопросам установление границ территорий и акваторий морских портов, строительства и функционирования морских перегрузочных комплексов.
• Совершенствование работы пунктов пропуска.
• Совершенствование государственного управления имущественным комплексом, включая организацию работ по землеустройству в портах;
• Реализация проектов по увеличению пропускной способности внутренних водных путей, включая модернизацию Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов.
Завершая выступление А.Давы-денко особо подчеркнул, что проблемы дальнейшего развития морского и речного транспорта нашли понимание на самом высоком уровне. Он отметил, что совместная работа по реализации принятых решений позволит совершить качественные преобразования в транспортном комплексе, повысит конкурентоспособность транспортной системы и будет способствовать росту экономики России.

Михаил Вольхин


Работы по реализации подпрограммы «Морской транспорт» на 2007-2009 гг.
• Строительство Морского пассажирского терминала на Васильевском острове г. Санкт-Петербурга;
• Строительство железнодорожного паромного комплекса в бассейне №4 г. Балтийска (полное развитие);
• Строительство объектов федеральной собственности морского порта Мурманск;
• Строительство и реконструкция объектов федеральной собственности в порту Ванино, бухта Мучка, Хабаровский край;
• Строительство и реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Восточный;
• Строительство двух линейных дизель-электрических ледоколов с полноповоротными винторулевыми колонками мощностью 2x8 МВт для акватории Финского залива, г. Санкт-Петербург;
• Проектирование универсального атомного ледокола;
• Проектирование строительства нового порта на Черном море;
• Реконструкция Санкт-Петербурского морского канала;
• Реконструкция объектов федеральной собственности в порту Санкт-Петербург;
• Реконструкция причалов №1-4 и дноуглубление акватории и подходного канала для развития угольного комплекса в порту Высоцк;
• Реконструкция входных молов Калининградского морского канала;
• Развитие порта Усть-Луга:
– паромная составляющая Автомобильно-железнодорожного паромного комплекса;
– операционная акватория пусковых перегрузочных комплексов (универсального, минеральных удобрений, наливных грузов и части угольного терминала) в северной части порта;
– формирование акватории южной и северной частей порта;
• Реконструкция объектов федеральной собственности в морском порту Новороссийск;
• Развитие порта Оля;
• Строительство объектов федеральной собственности;
• Обустройство судового рейда в районе пр. Бакланья;
• Реконструкция угольного причала и оградительных сооружений ковша в морском торговом порту Шахтерск;
• Проведение проектных работ по объектам строительства будущих лет;
• Реконструкция объектов федеральной собственности в порту Выборг;
• Строительство и реконструкция объектов федеральной собственности в Ванинском порту;
• Организация паромного сообщения в портах;
• Строительство гидротехнических сооружений специализированного комплекса для перевалки сжиженного газа в порту Приморск;
• Проектирование и строительство портового железнодорожного сортировочного парка морского порта Махачкала;
• Проектирование и строительство судов специализированного назначения:
– линейного дизельного ледокола мощностью 25 МВт;
– многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 7 МВт;
– многофункционального аварийно-спасательного судна мощностью 4 МВт;
– морского водолазного судна;
– рейдового водолазного катера;
– спасательного катера-бонопостановщика;
• Проектирование и строительство телеуправляемого, необитаемого глубоководного аппарата типа SСОRPIO для работы на глубинах до 1000 метров;
• Проектирование и строительство глубоководного – до 500 метров – мобильного, универсального водолазного оборудования в контейнерном (40 футов) исполнении;
• Реконструкция учебного городка №4 в Стрельне, г. Санкт-Петербург.


© Издательство "Морские вести России" №3 2007