Порты

Лето – пора построить порт



Высокие темпы строительства «Морского фасада» Санкт-Петербурга продолжают сохраняться
Управляющая компания «Морской фасад» – с 2005 года реализует одноименный проект по образованию территории и строительству пассажирского порта в Санкт-Петербурге и ознакомила на брифинге журналистов с перспективами его развития в период летней навигации 2007 года. Напомним, что создаваемый в прибрежной зоне Финского залива новый объект транспортной логистики предназначен для приема современных пассажирских лайнеров длиной 311 метров и осадкой 8,8 метра.


Проект «Морской фасад Санкт-Петербурга» реализуется в рамках государственно-частного партнерства, и в соответствии с Титульным списком вновь начинаемой стройки, утвержденным Министерством транспорта РФ 2 августа 2005 года, общий объем инвестиций в строительство (в ценах 3 квартала 2004 года) составляет 29,18 млрд рублей, в том числе средств федерального бюджета – 5,74 млрд рублей и привлеченных средств – 23,44 млрд рублей.
Отправной точкой реализации этого грандиозного начинания стали дноуглубительные работы. Морская составляющая будущего пассажирского порта образовывается за счет средств федерального бюджета, и согласно принятой Федеральной целевой программе за период 2005-2007 гг. со дна Финского залива планировалось извлечь 18 млн м3 грунта. В частности, за счет средств госбюджета проектом предусмотрено выполнить:
• образование акватории пассажирского терминала;
• создание нового подходного канала, длиной 2,1 км и шириной по дну 140 м;
• реконструкцию (с расширением до 140 м) части существующего Петровского фарватера, длиной 8,6 км;
• оборудование Петровского фарватера, подходного канала и акватории порта средствами навигационного оборудования;
• оборудование пункта пропуска через Государственную границу.
Заказчиком строительства объектов федеральной собственности выступает ФГУП «Росморпорт», и технический и авторский контроль, приемку выполненных работ выполняет его Петербургский филиал. По заказу ФГУП «Росморпорт» дноуглубление и образование территорий осуществляет международный консорциум в составе ведущих мировых и российских отраслевых компаний, но основная часть этих работ выполняется голландской компанией VAN Oord and Marin Contractors BV входящей в число лидеров на данном сегменте мирового рынка. Современная, высокопроизводительная (до 70 тыс м3 в сутки) голландская техника хорошо зарекомендовала себя в российских условиях: дноуглубление идет рекордными для России темпами, в полном соответствии с определенными технико-экономическими обоснованиями проекта, жесткими сроками их выполнения. В 2006 году объем дноуглубления превысил 12 млн м3, а сумма государственных инвестиций в создание объектов федеральной собственности в 2005 и 2006 годах составила 3 млрд 600 млн рублей. Как сообщил начальник отдела морских путей и экологии Петербургского филиала ФГУП «Росморпорт» Василий Суворов, создание и оборудование морских подходов к объектам, получившим официальное название «Пассажирский порт Санкт-Петербург», планируется полностью завершить в текущем году. В результате дноуглубительных работ, объем которых оценивается в 18 млн м3, в отметках дна подходного канала и Петровского фарватера достигнут минус 11,0 м, а акватории минус 10,7 м.
Объявленные параметры морской составляющей будущего порта корреспондируются с ныне существующими планами реконструкции главного Морского фарватера морского порта Санкт-Петербург, которые обеспечат прием самых современных океанских круизных лайнеров. В целом, помимо завершения работ по строительству морских подходов, в 2007 году за счет средств федерального бюджета планируется разработать рабочую документацию и построить передний и задний створные знаки подходного канала к пассажирскому порту Санкт-Петербург, а также установить плавучие навигационные знаки на подходных путях и акватории порта. Объем государственного финансирования в 2007 году составляет 2 млрд 610 млн рублей. Планируется, что в 2008 году объем финансирования объектов федеральной собственности составит 300 млн рублей, которые будут потрачены на создание пограничных пунктов пропуска. Следует отметить, что работы по дноуглублению и образованию новых территорий в западной части Васильевского острова ведутся при тщательном контроле экологов. Но применяемые VAN Oord and Marin Contractors BV инновационные и безопасные для окружающей среды методы с использованием фрезерного землесоса, когда извлекаемый грунт откачивается на большое расстояние в зону отвала, позволяют не опасаться за окружающую среду. Отвечая на вопросы журналистов об экологическом аспекте реализации проекта, г-н Суворов привел конкретные цифры, отметив, что в рамках осуществления локального экологического мониторинга и эколого-технологического контроля в районы дноуглубления и сброса грунтов был осуществлен 61 полевой выезд специалистов. В результате – отобрано более 1700 проб воды и 340 проб грунта, проведено 2090 метеорологических и гидрологических наблюдений, выполнены 4 спутниковые съемки хода работ.
Намыв территории будущего центра мирового круизного судоходства стартовал летом 2006 года. За летний период в рамках первого пускового комплекса было образовано 35 га территории, соединенной с береговой линией Василевского острова подъездной дорогой. Как сообщил вице-президент ООО «Управляющая компания «Морской фасад» Серик Жусупов, применяемая передовая технология и качество строительных материалов обеспечили в рекордно короткое время консолидацию грунтов, что позволит уже осенью текущего года приступить к сооружению объектов береговой инфраструктуры пассажирского терминала. Отличительная особенность и одновременно одно из условий успешной реализации проекта – высокие темпы намыва, продолжают сохраняться. К моменту завершения летней навигации 2007 года площадь вновь образованной территории увеличится до 80 га, из которых 30 га займут объекты портовой инфраструктуры, а на оставшихся 50 га разместится общественно-деловая застройка. Впрочем, приоритетным на данный момент направлением деятельности УК «Морской фасад» является создание объектов будущего пассажирского комплекса и, в частности, его причального фронта. Выдерживая жесткие сроки строительства, начатые в июле 2006 года работы по сооружению причалов № 4,5,6,7 общей длиной 1203 м и с глубиной у кордона причалов 10,7 м, планируется завершить к 15 июля 2007 года, после чего начнется установка швартовых тумб и другого необходимого оборудования. Одновременно с окончанием строительства первых 4 причалов планируется приступить к забивке свайного основания причалов № 3,2,1. При этом отличительной чертой создания второго этапа причального фронта является высота забиваемых свай: из-за особенностей донного грунта она составляет 36 м (высота 10-ти этажного дома). В целом проектом «Морской фасад» предусмотрено создание причального фронта из 7 причалов длиной более 2,1 км.
Первый пассажирский лайнер новый Пассажирский порт Санкт-Петербург примет в 2008 году, а к этому времени площадь намывной территории увеличится до 146 га. Начало работы пускового комплекса порта обеспечат причалы и сопутствующая береговая инфраструктура, которая включает пункт пропуска, инженерные коммуникации и другие объекты, необходимые для полноценной работы порта. При этом, исходя из специфики деятельности, а также требований государственных контролирующих органов, территориально здания пассажирских терминалов будут расположены в непосредственной близости от причалов. В настоящее время проект их строительства проходит государственную экспертизу. Масштаб и темпы начатого строительства впечатляют. Поэтому уже в не столь отдаленной перспективе новый городской район, составным элементом проекта планировки которого является Пассажирский порт, согласно существующим планам появится на карте Северной столицы.

Вероника Зотова
Санкт-Петербург


© Издательство "Морские вести России" №3 2007