Морская Коллегия

В центре внимания – Дальний Восток



Планы развития дальневосточных портов, судостроения и рыбной отрасли рассмотрены Морской коллегией при Правительстве РФ в Приморье

Заседание Морской коллегии, которое прошло в конце сентября в порту Восточном Приморского края, было посвящено реализации национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении. На повестке дня стояли вопросы развития дальневосточных портов, судостроительного и судоремонтного комплексов, рыбопромысловой деятельности и охраны морских биоресурсов, а также военно-морской деятельности. Еще в 2005 году Президент России давал поручение навести порядок в портовом хозяйстве дальневосточного региона, но за два года мало что изменилось. Причины отставания Первый вице-премьер и Председатель Морской коллегии при Правительстве РФ Сергей Иванов видит в низком развитии портовой инфраструктуры, подъездных путей, в несовершенстве нормативно-правовой базы морской отрасли, не имеющей до недавнего времени главного отраслевого закона – Закона «о морских портах в РФ», который был назван им многострадальным. Между тем Правительство серьезно занялось проблемами развития Дальнего Востока, где транспорту и портовой инфраструктуре отводится особая роль. В том числе наряду с ключевыми портами страны, где решено создать портовые особые экономические зоны, – Мурманск, Калининград, Новороссийск, Усть-Луга и Оля – в этот перечень включен и порт Восточный.

Владимир МИХАЙЛОВ,
Александра САВЕЛЬЕВА, Владивосток


СМЕНА ПРАВИТЕЛЬСТВА – НЕ ПОМЕХА ПЛАНАМ
Особенностью Морской коллегии в Приморье стало то, что она состоялась сразу после объявления нового состава Правительства. Однако это никаким образом не повлияло на ее проведение и на те проблемные вопросы развития Дальневосточного региона, которые планировались к рассмотрению. Вел Коллегию по-прежнему первый вице-премьер Сергей Иванов, с основным докладом о развитии портов и портовой деятельности выступал министр транспорта Игорь Левитин. Перед заседанием Сергей Иванов в сопровождении членов Морской коллегии облетел на вертолете бухты Находка, Новицкого, Козьмино, Врангель и осмотрел морские объекты края, а затем посетил расположенный во Врангеле Центр управления движением судов, который обеспечивает безопасность судоходства на всей акватории залива Петра Великого. После этого Морская коллегия, в числе участников которой были советник Президента России Сергей Ушаков, Генеральный директор НК «Роснефть» Сергей Богданчиков, Губернатор Приморского края Сергей Дарькин, представители заинтересованных структур, в порту Восточном начала свою работу. В последний год проблемы Дальнего Востока особо заботят Правительство России в связи с глобальными планами экспорта энергоресурсов, транспортных услуг, развитием внешнеторговых связей со странами АТР. В связи с этим, слова Первого вице-премьера о том, что «Дальний Восток России – это ворота в мир, и очень важно развивать порты на Дальнем Востоке – от Певека до Владивостока», прозвучали своеобразным девизом и призывом к действию. В ходе Коллегии С.Иванов отметил, что в России существуеют два незамерзающих и глубоководных порта – Мурманск и Восточный, и что именно они в плане развития находятся в сфере преференций Правительства РФ. А решение транспортных проблем на Дальнем Востоке равнозначно решению проблем социально-экономических. «Современный порт – это не только полоска земли, но и автомобильные и железнодорожные подъезды, логистические центры. Поэтому развитие порта и портовой инфраструктуры необходимо рассматривать комплексно», – сказал Первый вице-премьер.

ДЕНЬГИ ЕСТЬ, ЧТОБ ЗАЩИТИТЬ ЧЕСТЬ
С докладом «О реализации национальной морской политики на Тихоокеанском региональном направлении (развитие портов и портовой деятельности)» на Морской коллегии выступил Министр транспорта Игорь Левитин. По оценке Минтранса, несмотря на выгодное экономическое положение, порты Дальневосточного бассейна в отличие от остальных до сих пор не вышли на уровень грузооборота 1990 года. Развитие портов тормозит неразвитая инфраструктура и дефицит мощностей, вследствие чего речь зашла о слабой пропускной способности портов и низкой скорости перевалки грузов. Как отмечалось на Коллегии, низкие темпы перевалки грузов могут быть обусловлены работой десятков стивидорных компаний в одном порту либо организационными недоработками. «В Восточном порту недостаточно скоординированы действия портовых, таможенных, других служб. При такой постановке дела вложение средств становится бессмысленным», – считает Сергей Иванов. Вместе с тем, по словам министра транспорта И.Левитина, целевое финансирование развития портов на Дальнем Востоке запланировано в рамках разрабатываемой Федеральной целевой программы. – Проектом новой Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», которую планируется утвердить в декабре текущего года, потребность в инвестициях из федерального бюджета на развитие портовой инфраструктуры Дальневосточного бассейна оценивается в 74 млрд рублей (42% от инвестиций в портовую инфраструктуру страны). Кроме того, ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» предусматривает финансирование в развитие портовой инфраструктуры в 2010-2013 годах 6,1 млрд рублей. По мнению Минтранса, средства федерального бюджета должны направляться на развитие портов, обеспечивающих основной прирост перевозок экспортно-импортных и транзитных грузов. Они также должны быть использованы на реконструкцию объектов федеральной собственности портов, являющихся базовыми для обеспечения жизнедеятельности Северо-Восточных районов Дальневосточного региона. Основные объемы перевалки внешнеторговых и транзитных грузов на бассейне планируется обеспечить за счет развития портов Восточный, Ванино, Пригородное и Де-Кастри. Обеспечение потребностей вывоза углеводородного сырья по проектам «Сахалин-3»-«Сахалин-9» может потребовать создания нового порта в районе поселка Ильинский на Сахалине. К этому порту планируется подвести магистральные трубопроводы для транспортировки нефти и газа. Министр транспорта проинформировал участников Морской коллегии о том, что большое внимание будет уделено порту в бухте Козьмино, где планируется возвести нефтеналивной терминал. Первая очередь терминала рассчитана на 15 млн тонн нефти в год, вторая – на 50 млн тонн. Кроме того, в порту Восточный появится транспортно-логистический комплекс. Для повышения конкурентоспособности железнодорожных перевозок в Федеральной целевой программе на 2010-2015 годы заложено около 5 млрд рублей на частичную компенсацию железнодорожных тарифов. «Надо дотировать железнодорожные перевозки на Дальнем Востоке, чтобы они могли конкурировать с другими маршрутами», – подчеркнул И. Левитин. Вместе с тем всего «Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года» по Дальневосточному федеральному округу запланированы инвестиции в объеме 1,06 трлн рублей, из них с 2008 по 2015 годы – 598 млрд, с 2016 по 2030 годы – 463 млрд рублей. Дальневосточные порты обеспечивают не только значительную часть внешнеторгового оборота и кратчайшую связь между европейскими и азиатскими рынками, но и занимают особое место по объему каботажных перевозок – их доля в общероссийском обороте превышает 50%.
По мнению членов Коллегии, расширение связи с отдаленными территориями – первоочередная задача в формируемой стратегии развития морских перевозок. И в планах федерального центра стоит задача налаживания пассажирского сообщения по морю между Приморьем, Сахалином и Камчаткой. Модернизация ждет и порт Владивосток, где необходимо увеличивать глубины, чтобы дать возможность порту принимать круизные лайнеры, создать мощный пассажирский комплекс, рассчитанный на одновременную обработку круизных судов длиной до 350 метров и пассажировместимостью свыше 3 тысяч человек, который смог бы пропускать до полумиллиона туристов в год.

ПОДДЕРЖКА СУДОСТРОЕНИЯ ЧЕРЕЗ НОВУЮ ГОСКОМПАНИЮ
Предложения о законодательном закреплении решения о создании свободных экономических зон портового типа, по развитию судоремонта, морского флота прозвучали в докладе Губернатора Приморского края Сергея Дарькина. Одним из важных условий повышения конкурентоспособности морских портов губернатор считает скорейшее принятие изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в РФ» по вопросу создания портовых особых экономических зон, что позволит стимулировать и развитие портового хозяйства, и всего сопутствующего сервиса. В законопроекте, по его мнению, необходимо учесть мировой опыт создания ОЭЗ в Шанхае (Китай), Дубаи (ОАЭ). В Приморском крае в качестве потенциальной особой экономической зоны портового типа может стать порт Восточный. Губернатор представил Сергею Иванову и Игорю Левитину перспективный проект развития порта Восточный. В отношении судостроения и судоремонта в крае С.Дарькин отметил, что здесь научно-технический, технологический потенциал отрасли в гражданском судостроении ослаблен, не хватает специалистов, утрачен технологический процесс, устарели технологии. Можно помочь в решении проблемы путем приобретения технологий и линий за рубежом, но при этом надо продолжать процесс подготовки современных специалистов, которые в дальнейшем будут работать на российских верфях. Сергей Дарькин представил членам Морской коллегии и присутствующим концепцию создания судоходной компании с участием государства, которая подготовлена по поручению Президента Российской Федерации. Создание такой структуры предполагает различное участие государства – от прямых инвестиций до предоставления этой компании преференций. По словам главы Приморья, создаваемая компания «будет выполнять различные функции, в основном социальные перевозки». На базе компании будет создан морской кластер. Ориентировочная потребность Дальневосточного бассейна в строительстве флота в денежном выражении составляет 110 млрд рублей – это 160 судов различных типов дедвейтом около 3 млн тонн. В целом инвестиции окупятся через два года после завершения программы строительства флота компании. «За 10 лет капитализация компании увеличится в два раза, то есть это коммерческий проект с участием государства», – сказал С. Дарькин. Кроме того, по его словам, на базе морского государственного университета будет создан объединенный морской университет, в который войдут все профильные вузы Дальнего Востока. Предложения приморского губернатора на заседании Морской коллегии поддержал С.Иванов, который отметил, что создание такой компании даст новый толчок развитию судостроения и судоремонта на Дальнем Востоке и поможет укрепить морское образование. Кроме того, для развития судостроения и судоремонта, по словам Первого вице-премьера, необходимо привлекать больше заказов в отрасль. «У Приморского края есть положительный опыт в этом вопросе, в том числе строительство нефтяных платформ для Сахалинского шельфа», – сказал С.Иванов.

В рамках работы Морской коллегии во Владивостоке состоялась региональная научно-практическая конференция «Экономическая деятельность России на Тихоокеанском региональном направлении: проблемы развития морской деятельности», организованная «Морским форумом нефтегазопромышленников».
Запланированная Коллегией с целью повышения эффективности взаимодействия федеральных и региональных органов власти с морским, речным и нефтегазовым сообществами при реализации Морской доктрины до 2020 года, конференция привлекла внимание многих компаний и организаций – потенциальных заказчиков, партнеров и спонсоров будущих проектов на Дальнем Востоке. А в проекте резолюции конференции было отмечено, что реализация национальной морской политики на тихоокеанском региональном направлении тесно связана с решением долгосрочных задач государства в Японском, Охотском, Беринговом морях, а также в северо-западной части Тихого океана и в восточной части Арктики по трассе Северного морского пути.


© Издательство "Морские вести России" №5 2007