Совет Росморречфлота

Работа над ошибками


В Москве 14 декабря 2007 г. состоялось заседание Совета Росморречфлота, на котором были рассмотрены вопросы реализации ФЗ «О морских портах в РФ», определены меры по предупреждению аварий на морском транспорте, а также подведены итоги эксплуатации внутренних водных путей и гидротехнических сооружений в навигацию 2007 г.
В работе Совета приняли участие заместитель министра транспорта Александр Мишарин,
статс-секретарь – заместитель министра транспорта Сергей Аристов,
руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко,
руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Игорь Ромашов,
заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Владимир Попов,
директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Алексей Клявин,
председатель Комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Вячеслав Попов,
специалисты Минтранса, Ространснадзора, руководители предприятий и организаций, представители профессиональных союзов и ассоциаций, научных организаций, бизнеса.


Заявка на конкурентоспособность
Заместитель министра транспорта Александр Мишарин сообщил, что для морского и речного транспорта 2007 год в целом прошел позитивно. Удачным он оказался и в части принятия нормативных документов и федеральных законов. Особого внимания заслуживает закон «О морских портах в РФ». Среди нововведений закона замминистра отметил внесение изменений в Кодекс торгового мореплавания РФ, упраздняющих деление портов на морские, рыбные и специализированные, путем введения одного понятия «морской порт». Единым хозяином определен Росморречфлот, который является органом федеральной исполнительной власти по оказанию государственных услуг и управлению госимуществом во всех портах РФ. «Таким образом, вся полнота ответственности за морские порты возложена на Росморречфлот», – подчеркнул А. Мишарин. «Закон вступил в действие, и от того, как правильно и оперативно будет организовано его исполнение, зависит развитие портов», – сказал замминистра. Реализация программных мероприятий и координация с законом об особых экономических зонах портового типа позволят еще более интенсивно работать в этом направлении и решить не только проблемы экспорта и импорта, но и, наконец, серьезно заявить о конкурентоспособности российской транспортной системы в части морских портов и создании портов-хабов, могущих конкурировать с портами соседних государств на Дальнем Востоке, Балтике, Черном море.
Касаясь ситуации, сложившейся в ноябре текущего года в Керченском проливе, А. Мишарин подчеркнул, что необходимо четко понимать задачи и пути решения по недо- пущению подобных происшествий. «Необходимо выдвинуть конкретные требования по каждой составляющей безопасности судоходства. Их реализация должна осуществляться при абсолютном понимании того, что это касается не только Керченского пролива», – сказал он. Замминистра с удовлетворением отметил, что в 2007 г. рост объема перевозок внутренним водным транспортом за 10 месяцев 2007 г. составил 18,7%. Увеличился северный завоз. По предварительным данным, объем переработки грузов в речных портах составит в целом около 220 млн. тонн, что на 13,1% больше прошлого года. На 4,6% возрос объем перевозки пассажиров, что впервые достигнуто за последние годы. В то же время А. Мишарин обратил внимание на необходимость решения остающихся проблем, прежде всего это – обеспечение безопасности, реконструкция и ремонт гидротехнических сооружений, повышение эффективности перевозок водным транспортом, обновление флота как грузового, так и пассажирского.

Керченский ураган: меры после трагедии
Руководитель Росморречфлота Александр Давыденко проинформировал участников заседания о мерах, предпринятых правительством, Минтрансом, Росморречфлотом и подведомственными ему структурами по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе. Среди них:
• Создание оперативного штаба Росморречфлота по ликвидации чрезвычайной ситуации (распоряжение Росморречфлота от 12 ноября 2007 г.).
• Принятие российско-украинского Временного положения о порядке прохода судов Керченским проливом (от 17 ноября 2007 г.).
• Проведение во всех российских портах внеочередной концентрированной проверки в рамках FLAG STATE CONTROL судов под флагом Российской Федерации по вопросам, связанным с обеспечением безопасности мореплавания (распоряжение Росморречфлота от 18 ноября 2007 г.).
• Совместные проверки судов инспекторами портового контроля и инспекторами классификационных обществ (распоряжение Росморречфлота от 20 ноября 2007 г.).
• Запрет на выход в море судов проектов 576 и 2188 до выяснения причин гибели судов и окончания расследования (телеграмма Ространснадзора и Росморречфлота от 17 ноября 2007 г.).
• Проверка ранее выданных классификационных документов на судах, имеющих эксплуатационные ограничения (письмо Росморречфлота от 4 декабря 2007 г.).
• Запрет захода в порт Кавказ баржебуксирных составов, а также судов, не оснащенных люковыми закрытиями (распоряжение капитана порта Кавказ от 19 ноября 2007 г.).
• Внеочередное освидетельствование судов проекта 2188 с классом Российского морского регистра судоходства (письмо РМРС от 20 ноября 2007 г.).
• Внеочередное освидетельствование судов, оказавшихся в зоне повышенного штормового волнения (письмо Российского речного регистра от 23 ноября 2007 г.).
• Подготовка предложений по повышению уровня технической безопасности судов с классом РРР, включая внесение необходимых изменений в Правила классификации (распоряжение Росморречфлота от 20 ноября 2007 г.).

Итоги операции
В период с 11.11 2007 года по 10.12.2007 года проведены:
• Поисково-спасательная операция, активная фаза которой закончилась 17.11.2007 года. Спасено 35 человек, погибло четыре человека с т/х «Нахичевань», пропало без вести четыре человека с т/х «Нахичевань».
• Аварийно-спасательные работы и ликвидация разлива нефти.
• Снята с мели кормовая оконечность т/х «Волгонефть-139», заведена в порт 15.11.2007 года.
• Ликвидирована угроза разлива мазута т/х «Волгонефть-123».
• Снят с мели плавкран «Севастополец-3», отбуксирован в порт Темрюк.
• Произведены водолазные осмотры кормовой части т/х «Волгонефть-139», т/х «Нахичевань», т/х «Вольногорск».
• Собрано нефтесборным комплексом СС «Светломор-3» на акватории Керченского пролива более 100 м3 мазуто-водяной эмульсии. Снято с кормовой части т/х «Волгонефть-139» 913 м3 мазута. Собрано с обоснованной акватории вокруг кормовой части т/х «Вольногорск-139», ошвартованной у причала № 24, – 80 м3 мазута.
• 10.12.2007 года откачено из грузовых танков носовой части т/х «Волгонефть-139» № 1, 2 – 1200 м3 мазуто-водяной эмульсии, ликвидирована угроза повторного разлива нефти.
Итого собрано: мазута – 80 м3, мазуто-водяной эмульсии – 2213 м3.

Выводы по результатам аварийно-спасательной операции в Керченском проливе
1. Необходимость совершенствования нормативной правовой базы по вопросам планирования работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти (теоретическая часть перегружена в ущерб практическим действиям, планы и организация управления громоздки и на практике неприменимы, система разработки и согласования планов длительна по времени и излишне бюрократизирована).
2. Необходима организация подготовки и функционирования КЧС, штабов руководства операциями различного уровня (отсутствие помещений для их развертывания, оснащение средствами связи, управления и необходимым оборудованием).
3. Действующая система компенсации затрат на проведение АСР не позволяет обеспечить получение финансовых средств в процессе проведения работ и обеспечить привлечение ресурсов сторонних организаций на договорной основе.
4. Необходимость развития международных отношений (в данном случае – с Украиной) по сотрудничеству при ликвидации последствий морских аварий.
5. Отсутствие развитой инфраструктуры государственной системы реагирования на ЧС на Азово-Черноморском бассейне:
– в Азово-Черноморском бассейне имеется только один МСКЦ в п. Новороссийск, который в силу своего географического положения и средств управления не в состоянии управлять на всем бассейне, события показали, что необходимо создавать второй МСКЦ – в порту Ейск;
– на Таманском полуострове необходимо создать морское АСФ (филиал ФГУП «НУ АСПТР»).
6. Недостаточность или полное отсутствие в системе Госморспасслужбы основных видов и типов судов, специальной техники и оборудования для проведения поисково-спасательных, судоподъемных работ и работ по ЛАРН на Азово-Черноморском бассейне.
7. Требуется ускорить коренное техническое переоснащение государственной системы аварийного реагирования как на Азово-Черноморском бассейне, так и всей системы Госморспасслужбы России, дальнейшее развитие инфраструктуры.

А. Давыденко также сообщил о предложениях по усилению контроля за выполнением судами международных и национальных требований в области безопасности мореплавания и защиты морской среды, рассмотренных Межведомственной комиссией по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся 11 ноября 2007 г. в Керченском проливе, и выяснению причин аварийных случаев с судами. В частности, речь идет о введении обязательного страхования ответственности всех типов судов; передаче судов «река-море» плавания, совершающих международные рейсы, под наблюдение Российского морского регистра; переводе устьевых портов в статус морских портов; об усилении мер безопасности работы рейдовых перегрузочных комплексов.

С безопасностью в порту строго
Владимир ЕРЫГИН, начальник ФГУ «АМП Новороссийск» проинформировал участников заседания о мерах, предпринятых администрацией порта по выполнению требований безопасности мореплавания в период ликвидации последствий урагана. Он сообщил, что в соответствии с распоряжением капитана порта подлежат инспекции все суда «река-море» плавания независимо от флага. В ходе инспекций проверялись элементы корпусных конструкции, и, по словам В. Ерыгина, уже известны случаи, когда суда «река-море» под иностранным флагом из-за серьезных замечаний в этой части не допускались к погрузке. Начальник АМП отметил, что еще в ходе проведенной 1 сентября т.г. инспекционной кампании в рамках Черноморского меморандума на судах, заходящих в порт, было выявлено много недостатков, связанных с человеческим фактором. К сожалению, события 11 ноября это подтвердили.
В. Ерыгин сообщил, что согласно распоряжению руководителя Росморречфлота от 18 ноября 2007 г. в порту проводится концентрированная проверка судов ограниченного района плавания и судов, возраст которых превышает 25 лет, независимо от района плавания. Также проведена дополнительная проверка судов речного регистра судоходства, находящихся в порту Новороссийск. В ходе проверки на МКУБ Новороссийской инспекцией регистра проведен анализ погодных ограничений, установленных для данных судов. Он показал существенные разночтения по указанным цифровым ограничениям, данным регистром в баллах, не соответствующим шкале ВОПОГ. Результаты анализа направлены в Главное управление регистра для разъяснения.

Бизнес должен быть безопасным
Генеральный директор ФГУ «Российский морской регистр судоходства» Николай РЕШЕТОВ отметил, что до настоящего момента в мире не существовало понятия «предельный срок службы судов». Оно вводится только сейчас. По словам Н. Решетова, Международная морская организация разрабатывает т.н. целевые стандарты, куда входят требования к корпусам судов различных типов. С 1 апреля прошлого года IMO уже приняла требования к конструкции корпусов танкеров и балкеров, которые будут проектироваться и строиться на определенный срок – 25 лет. Прочность корпусов новостроев должна обеспечивать их безаварийную эксплуатацию в районах плавания, заложенных в техтребованиях на судно. Руководитель морского регистра отметил, что, к сожалению, те суда, которые находятся в его классе, строились по предыдущим стандартам и не предусматривают ограничения в сроках эксплуатации. Вместе с тем, подчеркнул Н. Решетов, в соответствии с указанием Минтранса и Росморреч­флота, РМРС прорабатывает возможность запрета эксплуатации старых судов. Для этих целей в 2008 году Регистр намерен заключить с рядом научных учреждений договоры на разработку технических заданий. Помимо этого РМРС и Российский речной регистр провели переговоры по переводу судов «река-море», совершающих международные рейсы, под наблюдение Российского морского регистра судоходства. О результатах будет доложено Росморречфлоту в феврале 2008 года. При этом гендиректор РМРС подчеркнул, что он не гарантирует, что все заявленные суда получат класс морского регистра, т.к. «смотреть будут ответственно, в т.ч. будут проведены расчеты общей прочности корпусов судов». Н. Решетов сообщил также, что Российский морской регистр судоходства намерен обратиться в Управление обеспечения судоходства с предложением изменить периодичность технического освидетельствования старых судов до двух раз в год. Также предлагается ввести обязательное внедрение системы мониторинга «Виктория» для судов, имеющих ограниченные районы плавания, чтобы эффективно контролировать перемещение данных судов.

Субстандарта быть не должно
Директор Департамента Минтранса по государственной политике в области морского и речного транспорта Алексей КЛЯВИН начал выступление с утверждения: «В России сегодня не должно быть субстандартного судоходства» и у судовладельца не может быть принципа «в связи с производственной необходимостью». Керченская трагедия показала, что у судовладельцев на первом месте не безопасность, а максимальное извлечение выгоды. В результате в море вышли субстандартные суда, погибли люди, загрязнена окружающая среда. Реакция морских властей – «не популярные меры», и из-за этого незаслуженно страдают и те судовладельцы, которые честно соблюдают все нормы безопасного судоходства. А. Клявин сообщил, что за последние годы для обеспечения безопасности мореплавания в России сделана колоссальная работа: создана система управления движением судов, налажено информационное обеспечение в портах во всех морских регионах страны. Но до конца не использованы аналитические возможности созданной системы, которые позволили бы реально предотвратить человеческие потери. Представитель Минтранса привел пример, что только благодаря системе «Виктория», которая была установлена на одном из потерпевших бедствие танкеров, сразу были установлены координаты и началась спасательная операция.
А. Клявин отметил, что в этом вопросе уже есть прогресс: Ассоциация судоходных компаний приняла решение, что все суда компаний, входящих в АСК, будут оснащены аппаратурой системы «Виктория».

Андрей КИРЕЕВ

Морские вести России № 23-24 • 2007 г.