Безопасность мореплавания

Непобежденный штормом


5 декабря 2007 года танкер «Волгонефть-123», поврежденный керченским штормом 11 ноября, успешно завершил перегон на базу ремонта в порт Астрахань.

5 декабря 2007 года танкер «Волгонефть-123», поврежденный керченским штормом 11 ноября, успешно завершил перегон на базу ремонта в порт Астрахань.
Переход по Азовскому морю (порт Кавказ – порт Азов) был осуществлен 25 ноября на буксире, далее уже по внутренним водным путям судно следовало своим ходом. Проект разового перегона был разработан Морским инженерным бюро (МИБ) и согласован с Главным управлением Российского речного регистра. Анализ прочности поврежденного судна, выполненный МИБ, показал, что корпус в опасных сечениях соответствует требованиям класса О-ПР 2,0 (допускаемая высота волны 2,0 м). Расчеты остаточной предельной прочности базировались на результатах замеров фактических толщин, выполненных специалистами ЗАО «Нефтефлот» (г. Самара) в сентябре 2007 года. 20 ноября были подробно продефектованы опасные сечения шпангоутов 97, 142 – 151.
При разработке проекта перехода были приняты меры к снижению нагрузок на поврежденные сечения (шпангоуты 97 и 146 – 147), так как большой перегиб, обычно сопутствующий балластному состоянию танкера проекта 550А/1577, мог привести к раскрытию и дальнейшему развитию трещин, а большой прогиб – к росту зоны потери остойчивости продольных связей. Помимо забортной воды, которую приняли во все балластные цистерны в районе грузовых танков (2710 тонн), был принят балласт в грузовые танки 5 и 6 (200 тонн), 7 и 8 (400 тонн), что позволило снизить изгибающие моменты в корпусе практически до нуля. Переход по морю осуществлялся при следующих ограничениях:
– допускаемая высота волны 3% обеспеченности – 1,5 м;
– разрешенный период перегона – 20 ноября – 10 декабря 2007 года;
– буксировка буксиром мощностью не менее 1000 кВт класса М-СП3,5 и выше с тяговым усилием на скорости 6 узлов не менее 110 кН.
Концы трещин были засверлены. Груза на борту не было (13 ноября 4077 тонн мазута было перегружено на танкер «Волгонефть-249» в защищенных условиях порта Кавказ). Запасы топлива и масла минимальны. Освидетельствование танкера на разовый переход и выдачу свидетельства осуществлял Доно-Кубанский филиал РРР. В качестве буксировщика на участке порт Кавказ – порт Азов использовался морской буксир «Меркурий» мощностью 3650 кВт (принадлежит администрации порта Туапсе, класс РС КМ I, регистровый номер 731081, построен в Югославии). Фактическая высота волны во время 12-часового перегона по Азовскому морю не превышала допускаемых значений. По прибытии в порт Азов судно повторно освидетельствовано специалистами филиала РРР, изменений в поврежденных конструкциях, роста трещин обнаружено не было. 28 ноября судно продолжило переход по внутренним водным путям (р. Дон, ВДСК, р. Волга).
Танкер «Волгонефть-123», проект 550А, регистровый номер Российского речного регистра 161651, построен 01.07.75 в Болгарии (строительный номер 58), принадлежит ЗАО «Судоходная компания «БашВолготанкер», имел на борту груз около 4077 т мазута. Класс РРР до аварии – М-ПР 2,5. Высота волны 3% обеспеченности для эксплуатации в морских условиях в разрешенных районах и сезонах класса М-ПР не более 2,5 м. В условиях 7-балльного шторма 11 ноября на якорной стоянке южнее косы Тузла возникли признаки перелома корпуса в двух сечениях (по шпангоутам 97 и 147-148). Настил верхней палубы получил деформации в виде вмятин и выпучин плавного характера, прогрессивно развивающихся поперек судна. Стрелка деформаций достигла 30 – 100 мм. В зоне потери остойчивости палубы были обнаружены трещины. В силу того, что судно находилось в состоянии прогиба, раскрытия трещин были незначительны, поэтому утечки груза не произошло, тем более что трещины не достигли борта. В районе деформации на шпангоутах 147 – 148 на листе палубы в ДП были обнаружены две трещины: одна крестообразная размерами 300 х 300 мм и раскрытием до 8 мм, вторая – длиной 60 мм и раскрытием 0,5 мм. На поясе IIПБ по шпангоуту 148 выявлены еще две трещины длиной 300 и 60 мм. На участке от 146 до 152-го шпангоута была деформирована продольная гофрированная переборка и потерял остойчивости подпалубный набор с отклонением от плоскости до 25 мм.
Поперечная гофра на шпангоутах 147 – 148 остановилась на двух продольных накладных листах, установленных на корпус при ремонте судна. Накладные листы были установлены по палубному стрингеру от кормовой надстройки практически до миделя. В районе деформации на шпангоуте 97 на поясе IIIПБ были обнаружены две трещины: длиной 150 мм и раскрытием до 1 мм, длиной 60 мм и раскрытием 0,5 мм. Благодаря действиям экипажа в сложнейших штормовых условиях 11 ноября, судно и груз были сохранены, люди и окружающая среда не пострадали.
Рейс судна «Волгонефть-123» был завершен 5 декабря в порту Астрахань.

Геннадий ЕГОРОВ,
генеральный директор Морского инженерного бюро, доктор технических наук

Морские вести России № 23-24 • 2007 г.